
4.Право и свобода
Теорию единства свободы и права выдвинул немецкий философ Г. Гегель. Он сделал вывод о том, что право является формой объективного существования свободы.11 Господствующее в современной отечественной философской науке определение свободы звучит как познание существующей необходимости и соответствующего поведения. Свобода - это внешнее и внутреннее состояние независимости личности, познающей объективную необходимость и действующую в соответствии с ней.
Таким образом, свобода представляет собой диалектическое единство двух начал. Во- первых, восприятия личностью объективно существующей необходимости действовать определенным образом, осознания целесообразности подчинения своего поведения этой необходимости. Во-вторых, осознания личностью соответствия этой объективной необходимости своему внутреннему миру, своим убеждениям, принципам.
Человек неизменно является членом общества, его составной частью. Следовательно, интересы общества в целом и интересы каждой отдельной личности неразрывно связаны и определяют друг друга. Формирование комплекса социально значимых интересов личности и интересов общества в целом определяется закономерностями жизни и процесса развития общества, у них единая природа. Следовательно, основополагающие общественные интересы, являющиеся объектом правовой защиты, и истинные интересы каждого отдельного субъекта общественных отношений составляют единое целое.
Из этого следует, что свободным в социальном плане будет являться поведение, отвечающее осознанной объективной необходимости, соответствующее жизненно важным интересам общества. Правонарушитель, чье поведение противоречит основным правилам и закономерностям общественной жизни несвободен, действует против собственных интересов, неверно поняв их. Условием истинной свободы будет являться соответствие выбора того или иного варианта поведения в соответствии с законами природного и общественного развития, активное и осознанное использование их членами общества в практической жизнедеятельности.12
Право - это институт, способствующий достижению свободы субъектами права. Защита жизненно важных интересов общества, способствующая прогрессу общественной жизни, как основная цель правового регулирования, являются эффективнейшими способами проведения в жизнь объективной необходимости, стимулируют участников общественных отношений к сознательному поведению, отвечающему этой необходимости. Таким образом, в числе своих функций право имеет способствование достижению членами общества свободы.13
Можно выделить три основных правовых способа воплощения свободы в общественные отношения.
Во-первых, право может рассматриваться в качестве способа выражения требований объективной необходимости в наиболее доступной для понимания, осознания и воплощения в жизнь форме - через правовые предписания, которые являются производными от основных интересов общественного развития.
Во-вторых, право является способом защиты свободы через санкции по отношению к членам общества, не желающим его придерживаться. Именно в этом проявляется способность права активно воздействовать на социальную действительность, быть средством реализации свободы.
В-третьих, отмечается организующее, дисциплинирующее, воспитательное начало в праве, так как свобода предполагает сознательное и осмысленное руководство своими действиями.
Таким образом, право - это средство достижение свободы личности в обществе, это средство внедрения свободы в общественные отношения.
Ряд авторов полагают, что право является своего рода мерой свободы, способом легализации и выделения социально значимой части, указателем границ должного и возможного.14 Другие авторы, например, Д.А. Керимов, считают такой подход ошибочным, противоречащим главному принципу, связывающему право и свободу. Действительно, в качестве мерила, официально признанных намок свободы могут рассматриваться только нормативно-законодательные акты, представляющие собой внешнее формальное выражение требований права. Результат законодательного регулирования общественных отношений можно назвать юридической свободой, которая представляет собой один из аспектов сложного и многогранного комплекса социальной свободы. В качестве аргументации этого положения можно привести то, что система законодательства при определенных условиях может выступать мерой несвободы. Законы могут носить антиправовой характер, стать инструментом уничтожения свободы.
Сам процесс правового регулирования является средством достижения свободы личности посредством права. Он, этот процесс, может выступать как полноценный механизм непосредственного достижения свободы. В этом смысле законодательный механизм может рассматриваться как средство достижения свободы действий субъекта. А если рассматривать право как совокупность правовых норм, правосознания, правовых отношений, правовой культуры, то оно может стать психологическим механизмом достижения личность осознания своей свободы.
Мощным средством правового стимулирования достижению свободы выделяется такой элемент правового регулирования как реализации права, то есть претворение в жизнь правовых требований.
Для достижения осознания своей свободы вступает в действие система психологического действия права, воздействующая на ценностно-мотивационную систему человека и создающие мотивы осознанного правомерного поведения.15
Некоторые исследователи, например В.С. Нерсесянц в качестве основы связи свободы и права выделяют такой основополагающий принципа права как равноправие.16 Правовая всеобщность и формальное равенство составляют смысл правовой свободы, а право выступает как всеобщий масштаб и равная мера свободы индивидов. С другой стороны, на принцип равенства можно смотреть как на одно из средств достижения свободы через право.
Понятие права находится в тесной связи с категорией справедливости. Справедливость представляет собой высшую ценность, защищать которую призвана вся система права. Причем понимание справедливости и понимание того, какую именно справедливость должно защищать право, далеко не однозначно. Так справедливость разделяют на 1) уравнивающую справедливость, которая предполагает, что отношения между субъектами носят эгалитарный характер, и каждый из них обладает равными правами и возможностями; 2) распределяющая справедливость, которая предполагает, что речь идет о некоей сумме благ ил прав, которые необходимо разделить между субъектами, причем за исходное берется или естественное равенство или сумма заслуг; 3) воздающая справедливость, которая распространяется, в первую очередь на область наказаний за правонарушения и преступления.17 Все три вида справедливости подлежат защите со стороны права, поскольку представления о справедливости и реализация этих представлений являются одной из составляющей стабильности общества и порядка. Право только тогда будет эффективно, если оно будет содержать в себе справедливые, в общественном понимании положения и защищать их в должной мере. Речь не идет, как правило, о единичном представлении о справедливости. Под справедливостью понимается значимая для всего общества и государства система ценностей и представления о должном.