Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Будько В.И. Топонимика. Из книги "Север Гдовщин...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
11.53 Mб
Скачать

Кологриво, Коколок

Двусоставной топоним сложной дешифровки. Если взять «коло», как наречие, то получается по русским диалектам: около или близко, а так же подле, на околице, по соседству, в округе какой-нибудь гривы. Грива, соответственно, — продолговатая горушка в низинке. Таковая действительно в деревне есть и занята она ни чем иным как жальником XV века.

Парадокс в том, что жальник не местное (но привнесенное археологами) название кладбища с крестами и каменьями. Наши жальники называли коломищами (см. у Е.Ф. Андреева о погосте Сижно). К примеру, Водское коломище — внецерковное кладбище в Сижно (Е.Н. Петров; очевидно, гипотеза). Здесь положение усопших на запад и восток, по-славянски и по-водски. Аналогично кладут усопших в селе Горка близ Кривиц и в других местах. В Ложголово не по православному (наоборот) положили повешенного белыми землемера-коммуниста Василевского, - пришлого, очевидно, иноверца (1919). На Гдовшине, при одном из храмов, усопших кладут головой к храму, и крест ставят в головах.

Говорили: «Деревня коло бору стоит», «Коло Манькиной избы стригли овец», «кол Нюшки дивлюсь, - забила голову не тем».

Был способ перевозки сена – «колом». «Как сено возить будем – на колу или волокушей?»

Способ измерения холста тоже назывался «кол». Равнялся он сажени (2,13 м). «Кол – это только обоим рукам захватишь – длина. В конце (холста) было 8 колов «, т.е. в стандартной мере домотканого полотна было более 16 метров.

Иносказательно могли сказать: «Добра в его много, - колом не намеришь» - стандартной аршинной мерой (как сегодня метром).

О плохом человеке могли сказать: «Колом его в землю, другим его сверху». О непонятливом, глупом и одновременно настырном: «Хоть кол на голове теши ему».

В Нагинщине отдельно стоящий курган называли «колок», а совокупность курганов (группу насыпей) «колки». Близ Ольгина Креста есть бывшая деревня Коколок. Там некогда были курганы. Приставка «ко» может означать около, - «коло колка» (около колка).

В устье реки Желчи (Гдовский район) есть старинная деревня Кола. В ней имеется часовня и какие-то курганы. Местные толкователи пытались название деревни объяснять из того, что, якобы когда-то здесь поселились некие выходцы с Кольского полуострова. – Это в корне неверно. В данном случае надо учитывать, что топооснова «kolo» является универсальной составляющей множественных топонимов финского происхождения. Ареал распространения названий на «kolo» очень обширен, от Прибалтики до Урала. На Кольском же полуострове до сих пор живут племенные группы финнов. Южная граница распространения финской топонимики – среднее Поволжье. В отношени наших мест еще Е.Ф. Андреев отмечал в одном из наших погостов наличие финнов. Г.Г. Трусман усматривал в наших местностях финские элементы одежды, языка, обычаев и сельской архитектуры.

Интересен генезис слова колокол. В нем несомненна основа «кол». Близ Гдова есть деревня Колоколово, но вряд ли в ней лили колокола. Скорее всего, название имело какое-то отношение к слову колок. Получается аналог названию Коколок: Колоколово – коло коло, коло кола, около коло или около кола. - Очень неудобное в произношении слово. Оно могло трансформироваться в Колоколово по созвучию. Не секрет, что и колокол круглый.

Коломище — сугубо древнерусское слово, имеющее финно-угорские аналоги: kalmisto (кладбище) и kalma (смерть, могила). Близкие слова и у балтийцев. Это свидетельствует об общем наидревнейшем источнике топоосновы «kolo»; значит тысячи лет назад мы все – балтийцы, славяне и финно-угры были едины, называясь индоевропейцами.

Кроме гривы, село Кологриво смежно Дедину. Другой аспект «коло» — круг; отсюда — круглая грива, вокруг или около гривы.

В южных славянских ареалах «коло» до сих пор обозначает хоровод. Раньше родители ругали девок за то, что те «каждый вечер ходят на коло, - не могут без этого жить» (девки ходили на гулянье). Хоровод как известно ходит вокруг и около чего-то.

Вот что пишет о хороводе старый проверенный Даль: «Хороводными называются в Великоруссии весенние игры-пляски с песнями. Этимология слова указывает как будто на греческое его происхождение, хотя у южных славян, которые наиболее подверглись греческому влиянию, название аналогичной обрядности — чисто славянского происхождения («коло»). Нет названия «X.» и у малороссов, кроме случаев, объясняющихся легче всего заимствованием. Современные X. и аналогичные обрядности иного названия представляют собой остатки первобытного синкретизма поэзии, предшествовавшего ее дифференциации».

В X. элементы песни, драматического действия и пляски соединены еще неразрывно. Содержанием игры бывает как символизация явлений природы (напр. перелет птиц), так и подражание явлениям обыденной жизни (земледельческие работы, сватанье, брак). Великорусский X. водится во всякое время года, даже зимой (в избах), но более всего весной и летом.

Исследователь П.В. Шейн дает несколько описаний.

Девушки и мужчины, взявшись за руки, составляют круг и двигаются в одну сторону; потом под ту же песню вожак — или, чаще, вожачка — входит в круг. За ней двигаются все и составляют при движении фигуру цифры 8. Потом снова составляется круг.

Крест. Образуется круг, внутри которого становятся две пары. С притопыванием и помахиванием платками пары сходятся каждая между собой, потом поворачиваются и расходятся. Круг в это время поет песни.

В так называемых «заиньках» парень, изображающий заиньку, выходит в середину круга и под песню исполняет то, что в песне поется. Когда поют «заинька, поцелуй», он целует одну из участвующих в хороводе девушек».

Другой словарь кратко вещует, что коло это круговая пляска славян, что коло это колесо и что коло это то же, что ronde y французов. Далее отмечается, что скорая и веселая музыка коло имеет двухдольный размер.

Было «коло» в смысле совет, сход круга сельчан, околотка, сход округи, Когда-то граница княжеств Псковского и Новгородского проходила по реке Долгой и именно в этом месте существовала стратегическая переправа. Могли и тут сходиться на «коло» или «раду» (совет; ср. Радовель) для каких-то переговоров. Из истории известно, что не всегда Псков и Новгород жили мирно. Москва инициировала в свое время войну Пскова и Новгорода, «младшего и старшего городов-братьев». Между «вхождением» в московскую юрисдикцию обоих городов прошло около ста лет.

По фольклорным данным кологривыми в переносном смысле могли называть заросших донельзя поселенцев (гривастые, со стоящей колом гривой – иносказательно, волосами). Кологривыми (с какими-то особенностями гривы) были редкие породы коней — казанки.

Кологривовы — дворянский род, берущий начало от легендарного Радши, вышедшего из венгров задолго до времен Александра Невского. Родоначальник собственно Кологривовых был Иван Тимофеевич Пушкин, прозванный Кологривом. Возможно, он был служителем, ходившим при княжеском коне во время торжественных выездов (ходил «коло гривы коня» - завидная должность). Один из Кологривовых был убит при взятии Казани в 1552 г., другой служил в 1639 г. судьей Холопьего приказа; Иван Петрович Большой-Кологривов был воеводой в Кетске (1625 - 1627); Григорий Александрович - воеводой в Стародубе (1604), а брат его Лаврентий - в Ряжске и Владимире (1616 - 1618); Андрей Семенович (умер в 1825 году) был генералом от кавалерии, Дмитрий Михайлович (умер в 1830 году) - обер-церемониймейстером. Род Кологривовых внесен во II, III и VI части родословных книг Воронежской, Калужской, Курской, Московской, Орловской и Пензенской губерний. Владели ли они нашим селом, сказать трудно.

Лбуж

В одной из псковских писцовых книг, что опубликованы в Сборнике Московского архива Министерства юстиции, Т.5, Москва, 1913, на стр. 245 читаем: «В Кушелской губе деревни и пустоши монастырские и церковные разных монастырей и церквей. Николского монастыря, что в Норовской губе в Полях, пустошь Пугвицино на ручью на Лбуже, всего 5 пустошей…».

Сведения относятся к концу ХVI – началу ХVII вв. Никольский монастырь существовал до ХVIII века на территории занимаемой сегодня г. Сланцы. Деревня Пугвицино смежна деревне Заборожка, что находится на Дворищенской дороге, в 2-х км от Попковой Горы. Две эти деревни разделены низинным потоком, заросшим кустарником. Где-то здесь находится чтимый колодец, к которому проводился до времен атеизма Крестный ход. Разделительный поток и звался 400 лет назад Лбуж. На сегодняшних картах это ручей Безымянный, имеющий исток за северо-восточной околицей д. Клин. Ручей точно так же делит Клин со смежной деревней Вощенег. Устье Лбужа находится между деревнями Нагинщина и Куклина Гора. Лбуж – правый приток р. Кушелка.

В д. Пугвицино приезжает уроженец деревни Б.А.Павлов. Он пишет историю своей отчины.

***

«Лбуж». У нас имеется близкий ему по звучанию топоним – «Прибуж» - село в среднем Поплюсье, в Гдовском районе. В названии «Прибуж» «при» - прификс, имеющий ориентирное значение – село при неком буже. В слове «лбуж», очевидно, «л» какой-то прификс, но древнего, возможно, дославянского образования.

Слово «буж» даже В. Даль не упоминает – настолько оно забыто. На Западном Буге есть город Буг, древняя русская форма названия которого – «Бужск». М. Фасмер, ссылаясь на Даля, объясняет значение «буг» так: «Низменные берега, поросшие ивняком и кустарником на ширину поймы, топкое место у реки, крутая дорога, плохая почва». Поразительно точное слово. Элементарный взгляд на карту Лбужа указует наличие в его пойме заболоченных мест и мелколесья. Переходы через Лбуж в Вощенеге и Пугвицино песчанистые с галькой малого и большого размеров. У Нагинщины даже забор песка делали. Именно так нашли знаменитый клад Нагинщина II. При заборе же песка нашли клад в Куклиной Горе. Все у потоков.

Дорога в гору есть от Куклиной Горы к Нагинщине (через Лбуж); аналогично, если идти из Пугвицино в Заборожку и из Клина в Вощенег. Плохая почва в этих местах характеризуется наличием больших количеств низин – вязей и множеством камней. Скопления валунов при полях и дорогах указаны на картах, съемки которых производят с самолетов. На Дворищенской дороге, на участке Попкова Гора – Пугвицино, попадаются камни гигантских размеров, до 3-х м в диаметре. Поразило то, что метровые валуны под действием жары и холода ломаются на части. Сколько же лет они лежат на поверхности?

Даль по обычаю своему исчерпывающе гениален. Слово «буга» он описывает так: «Низменные берега речные, поросшие ивняком, оскорником и кустами, на ширину поймы; лесная полоса, на сколько она потопляется яроводьем; лес и кустарник по водопольному руслу. На всей полосе этой вода перебуравливает лес…». Впечатление такое, что русский энциклопедист гулял по Лбужу, который оконтуривает Нагищинскую возвышенность с севера.

В «архангельских северах» сохранился глагол «бужать» - в значении рыть песок или глину и в значении умирать. Песок тут и глину добывали всегда. В Пугвицино была пара кирпичных производств. Умиравшие - «профессиональные смертники» - воины Большого Сижна – Нагинщины. Они чаще крестьян «бужали» от ран.

Известны в славянских регионах иные топонимы на «буж», но места те очень далеко от нас. Разбросанность однокоренных названий на дальние расстояния говорит, что они образовались достаточно давно, когда на этих далеко удаленных территориях был единый язык. Бывает, в местном названии присутствует слово, сегодня не употребляемое в данной местности. У нас это слова: «пан» (д. Пананицы) и «жупан» (д. Зажупанье). Формант «пан» в словах общий.

Когда в обиходе у нас было слово «пан», сказать сложно, тем более, что во времена Смуты к нам с погромами приходили польские и литовские паны, конкретно, «пан Лисовский» (известен по старым источникам и современным исследованиям). О литве неоднократно упоминает Е.Ф. Андреев. В его время память о ней еще сохранялась. Разницы между поляками и литвой никто никогда не делал. Для крестьян те и другие были паны. Все было едино – захватчики.

Сегодня в районе большинство населения – приезжие. Они не могут изначально знать местную историю, тем более, историю времен Смуты. Она до поры передавалась изустно. С появлением СМИ изустная информация повсеместно свое значение утрачивает. Так мы потеряли могучий пласт народной памяти – фольклор песенный, былинный, сказочный.

Вот некоторые дальнеудаленные названия на «буж» и объяснение этнонима «бужане»:

Бужа

озеро в Новоалександровском уезде Ковенской губ., на З от озер Дрывяты и Струсты.

Бужанка

село Киевской губ., Звенигородского уезда, в 25 верст. к СЗ от города Звенигородска, при реке Гнилом Тикиче.

Бужеск

(Буськ Божьский) — старинное название галицийского города Буска.

Бужин

местечко Киевской губ., находящееся близ правого берега Днепра, верстах в 20 к С от Чигирина. Здесь в 1633 г. русские потерпели поражение от Юрия Хмельницкого, изменившего России.

Бужане

славяне, жившие по р. Бугу. — Позднее они назывались волынянами, или велынянами, тогда как первоначально их имя было «Дулебы». Хотя летописец и объясняет название бужан, как происходящее от р. Буга: «За не седоша по Бугу»; но справедливее, кажется, следовать в данном случае мнению Н. П. Барсова, который производит «бужан» от г. Бужска (см. его «Очерки Русской Исторической Географии», Варшава, 1885 г., изд. 2-е).

Литература.

Сборник архива Министерства юстиции. Т. 5. М. 1913.