
- •Теория драмы в англии XVIII века
- •§ 1. Английский просветительский классицизм
- •§ 2. Возникновение и обоснование буржуазной трагедии. Критика «слезной» комедии
- •§ 3. Понимание драмы сторонниками просветительского реализма в Англии
- •Вольтер, дидро и теория драмы во франции XVIII века
- •§ 1. Просветительский классицизм. Вольтер
- •§ 2. Просветительский реализм. Дидро. Его теория жанров
- •§ 3. Дидро о социальной функции драмы
- •§ 4. Дидро о вопросах композиции драмы
- •§ 5. Дидро о зависимости драматургии от состояния общества
- •Лессинг и теория драмы в германии XVIII века
- •§ 1. Теория драмы в Германии до Лессинга
- •§ 2. Лессинг. Формирование его взглядов
- •§ 3. Лессинг. Сущность и функция драмы
- •§ 4. Лессинг. Проблема характера. Индивидуальное и типическое
- •§ 6. Лессинг о комедии, трагикомедии и «слезной» драме
- •Глава 5
- •§ 2. Гольдони как глашатай просветительского реализма
- •§ 3. Гоцци — критик реализма Гсльдони. Его драматургические принципы
§ 2. Лессинг. Формирование его взглядов
Значение Лессинга(1729—1781) в развитии теории драмы общеизвестно61. Огромна была его роль в общественной жизни и литературе Германии, и Н. Г. Чернышевский с полным правом писал: «Гамбургская драматургия была кодексом, на основании которого возникли «Гец фон Берлихинген» и «Фауст», «Разбойники» и «Вильгельм Телль»62. Это сочинение, по теории драмы имело и более широкое значение. Рассуждения Лессинга о драматическом искусстве содержали в себе мысли об общественной жизни, и читатели того времени отлично угадывали антифеодальную направленность замечательного труда Лессинга.
Однако его «Гамбургская драматургия» имела не только национальное значение. Она явилась трудом, обозначившим важнейшую веху в истории теоретической мысли, стремившейся постигнуть законы литературного творчества и драматургии. Лессинг представляет собой фигуру столь же значительную в теории драмы, как. Аристотель. Опираясь на все предшествующее развитие теоретической мысли, исходя в своей поэтике из больших общественных задач драматического искусства Лессинг создал просветительскую теорию реализма в драме. Мы этим нисколько не хотим умалить значения теоретиков, выступивших до него и, в частности, .Е.ени Дидро, которого сам Лессинг чрезвычайно высоко ценил и которому был многим обязан. Но именно Лессингу принадлежит заслуга обобщения и наиболее полного решения вопросов теории драмы в ту эпоху.
Мы не хотим этим сказать, что драматургическая теория Лессинга совершенна. Великий мыслитель уже в силу известных исторических условий не мог решить в одинаковой степени удовлетворительно все проблемы реалистической драмы. В его теоретических решениях сказались противоречия, свойственные идеологии просветителей. Однако даже ошибки Лессинга были поучительны в том отношении, что побудили мыслителей последующих эпох найти новые решения для выдвинутых им проблем. Вопросами драматургии Лессинг начал заниматься очень рано. Уже в 1749 году он стал издавать «Материалы по истории и крити-Ческой оценке театра», где опубликовал свой перевод и критический р;пбор «Пленников» Плавта. Здесь Лессинг еще стоит на позициях классицизма. Но уже в следующей своей театрально-критической работе, в «Театральной библиотеке» (1754—1758), он проявляет большой интерес к новым явлениям в драме XVIII века — «слезной» комедии Лашоссе, просветительским трагедиям Вольтера и буржуазным трагедиям Лилло и Мура.
Как «Материалы», так и «Театральная библиотека» Лессинга имели задачей расширить знакомство немецкой публики с явлениями европейской драматургии, в частности, преодолеть то исключительное внимание, каким пользовалась после реформы Готшеда драматургия французского классицизма. Мы не можем говорить о том, что уже в ранних работах Лессинга получила оформление определенная система взглядов на драму. Она лишь постепенно кристаллизовалась в процессе ознакомления с драматургическим опытом и теоретическими высказываниями как отечественных, так и иностранных писателей.
Показательно, что молодого Лессинга сразу же привлекают к себе те драматургические жанры, которые возникали в процессе распада классицизма и самоопределения просветительского реализма. Поэтому на первых порах Лессинг приветствует «слезную» комедию. Однако он различает два ее типа. Одна группа «слезных» комедий, в частности, комедии Лашоссе, представляет собой произведения, в которых патетика и трогательность полностью вытеснили смех. Лессингу такой тип комедии кажется незакономерным. Допуская смешение комического и трогательного в комедии, Лессинг считает, что полное исключение комического просто разрушает данный жанр, поэтому он за такую комедию, в которой сохраняются достаточные элементы комического. Это вытекало у Лессинга не из абстрактных принципов, а из вполне конкретных нравственно-воспитательных задач, стоящих перед театром. Поэтому он писал: «Я позволю себе утверждать, что лишь те комедии истинны, которые изображают как добродетель, так и пороки, как благовоспитанность, так и различные причуды, ибо именно с помощью этого смешения они приближаются к своему оригиналу — человеческой жизни» 63.
Стремление помочь формированию реалистического искусства побуждает Лессинга обратиться к самостоятельному драматургическому творчеству. Уже в «Театральной библиотеке» Лессинг подчеркнул демократический характер английской буржуазной трагедии и после нескольких опытов в области комедии он сам выступает как автор первой немецкой буржуазной трагедии — «Мисс Сара Сампсон» (1755).
Вскоре после этого Лессинг делает дальнейшие шаги в своем художественном развитии, все более решительно отходя от классицизма. Это сказывается в его статье о позме английского сентименталиста Д. Томсона «Времена года», переведенной на немецкий язык (1756). Здесь Лессинг выступает против правил в искусстве, утверждая, что источником творчества и руководством для художника должна быть жизнь. Как и другие просветители XVIII века, Лессинг не отвергает все правила без исключения. Подобно им, он признает, что в искусстве существуют определенные правила, но под этим он подразумевает не догматические принципы классицизма, а оправдавшие себя методы художественного творчества, в которых воплотилось понимание задач искусства как правдивого изображения жизни. Лессингу еще нравится Корнель, мужественность которого он противопоставляет расслабленной, изнеженной драматургии позднего классицизма, но он уже в это время отмечает, что следование правилам классицизма было не на пользу Корнелю.
Советский исследователь Г. Фридлендер важной вехой в развитии взглядов Лессинга на драму считает его переписку с друзьями М. Мендельсоном и Ф. Николаи, где особое внимание уделено проблеме трагического. Уже здесь Лессинг рассматривает трагедию как средство социального воспитания. «Назначение трагедии состоит в том, чтобы расширять нашу способность испытывать сострадание,— пишет Лессинг. И для него «человек, испытывающий сострадание»,— лучший человек, наиболее способный ко всем общественным добродетелям, ко всем видам великодушия» 64.
Лессингу не нравятся трагические герои, чрезмерно возвышенные и идеализированные. Герой должен быть похожим на обыкновенных людей, и,его несчастья лишь тогда вызовут сострадание, когда перед зрителями будет реальный человек, а не величественная статуя. Поэтому и герои Корнеля, бесстрашные перед лицом страдания и смерти, и герой просветительской трагедии Катон представляются Лессингу неестественными.
Вместе с тем, как отмечает Фридлендер, Лессинг не только видит недостатки классицистской трагедии, в том числе и просветительской, «но его идеалам не вполне отвечает и более теплое, но узкое и ограниченное содержание мещанской драмы» 63.
В конце 1750-х годов происходит оформление системы взглядов Лессинга на общественные задачи искусства и — в связи с этим—на художественные средства, соответствующие потребностям современной литературы и драмы. Это получило отражение в критическом журнале «Письма о новейшей немецкой литературе» (1759—1765), где Лессинг выступил со статьями, явившимися первым теоретическим манифестом просветительского реализма в Германии. Особенно большое значение имело знаменитое 17-е письмо Лессинга. Со всей н юй своего критического и полемического дарования Лессинг об-
■ .....лея здесь на Готшеда, обвиняя его в том, что своей реформой
N птра он причинил гораздо больше вреда, чем пользы. Главная бе-| была в том, что Готшед оторвал драму от ее национальной и на-родиой почвы. Французская классицистская трагедия, которую Гот-шед стремился привить немецкому театру, не соответствовала, как шiпет Лессинг, духу немецкой национальной культуры.
«Наши старые драматические пьесы,— писал Лессинг,— куда выше соответствовали английскому вкусу, нежели французскому... Мы в своих трагедиях хотели больше видеть и мыслить, чем нам позволяет робкая французская трагедия... Великое, сильное, меланхолическое сильнее действует на нас, чем все учтивое, нежное, ласковое».
Отвергая Корнеля и Расина, Лессинг выдвигает в качестве образца жизненно правдивого и по-настоящему впечатляющего драматического искусства Шекспира. При этом он отмечает, что Шекспир конечно ближе к «природе», чем французские классицисты. В этом отношении он родственен и древнегреческим трагикам, которые гоже писали согласно «природе», тогда как французские классицисты создавали свои произведения, отдалившись от «природы», рассматривая ее сквозь очки искусственных правил, чуждых драме нового времени.
Важным шагом вперед в развитии художественных теорий просветительства явилось положение Лессинга о том, что искусство не требует прямой поучительности. Еще раньше, уже в одной из своих первых работ, помещенных в «Театральной библиотеке», Лессинг, в связи с анализом трагедий Сенеки, писал, что не считает необходимым такое построение драматической фабулы, когда из нее вытекает прямое поучение. Это положение он развил далее в «Письмах о новейшей немецкой литературе», и оно имело большое значение для теории реалистической драмы. Просветительские классицисты такую поучительность считали своей первоочередной задачей. Лессинг, нисколько не отвергая воспитательных задач искусства, утверждал, однако, что эту задачу оно выполняет уже тем, что открывает читателю или зрителю истинную картину жизни.
Наконец, важнейшим этапом в развитии эстетических взглядов писателя был его трактат «Лаокоон, или О границах поэзии и живописи» (1766), где Лессинг сокрушил эстетические основы классицизма. Хотя вопросам драмы в этом сочинении уделено сравнительно мало места, тем не менее оно имело большое принципиальное значение и для решения проблем драматургии.
Лессинг повел здесь борьбу против положения эстетики классицизма, утверждавшего, что искусство должно давать изображение лишь «прекрасной природы». В противовес этому он выдвигает требование правдивости искусства, которое не должно останавливаться перед изображением отрицательных сторон действительности и самых тяжелых страданий. В этом смысле большое значение имели те главы, где Лессинг, разбирая трагедию Софокла «Филоктет», показывает, что уже древние авторы давали такое изображение трагических жизненных ситуаций, которое отвергало приукрашивание действительности.
Таков был путь, пройденный Лессингом до создания своего главного теоретического труда «Гамбургская драматургия». Это был путь мыслителя, быстро освободившегося от пут классицизма и уверенно ставшего на почву реалистического понимания искусства.