
- •Введение
- •Жанровая система ветхого завета Хроникально-эпические тексты
- •Жанровая система нового завета
- •Жанровая характеристика евангелия
- •Евангельский сюжет как система событий
- •Евангельский сюжет как система имен
- •Апостольские послания
- •Библейский сюжет в средневековой литературе
- •Богословский текст
- •Аскетические тексты
- •Духовная поэзия
- •Героический эпос
- •Рыцарский роман
- •Ваганты и франсуа вийон
- •Библейский сюжет в литературе эпохи возрождения
- •Заключение
Заключение
Завершая разговор о библейском сюжете и его становлении в литературном процессе Средних веков и Возрождения, подведем итоги.
Нам пришлось проследить за сложным взаимодействием религиозной словесности и художественной литературы, которые в пределах изучаемого периода создают единый контекст. Авторы Ветхого и Нового Заветов, аскетических писаний, житий и молитвенных стихов видят себя посредниками между Богом и человеком, проповедниками, духовными историками и биографами, сообщающими о путях спасения. В рыцарском романе, поэзии Данте и трагедиях Шекспира возрастает значение вымысла, эстетический фактор становится важнее дидактического. Нельзя забывать, что для евангелистов Христос – высшая религиозно-историческая реальность. Но вряд ли можно не обращать внимания на стремление писателей и поэтов дать образу Иисуса литературную жизнь, представить новые формы его присутствия в духовном мире. Словесность и литература неизбежно встречаются, роль «поэтической религии» постоянно возрастает.
Рассматривая литературу Средневековья и Возрождения, мы нашли общий сюжет, компромиссно объединяющий тексты Библии с разными произведениями последующих эпох. Сюжет – сфера духовно-эстетической свободы, требующей от читателя творческого самоопределения. Он отличается как от фабулы (событийное выражение текста), так и от сюжетной идеи (неизбежное упрощение слова о тексте). Пользуясь апофатичеcким методом, можно сказать, что сюжет – высшая форма отсутствия, поэтому он по-настоящему есть, позволяя нам быть своеобразными соавторами в художественном процессе. Источник сюжетной сложности – многозначность слова; непростые отношения автора, повествователя и героя; исторические «коды восприятия» текста, дающие читателю новые ракурсы изучения. Следствие сюжетной сложности – вечная жизнь литературы, относительность каждого суждения о ней и неизбежность ее нового переживания.
В подвижном библейском сюжете образу Иисуса Христа принадлежит ключевая роль: в Ветхом Завете он присутствует в системе прообразов и предваряющих идей, в Новом Завете становится главным героем, предлагая путь избавления от зла. Смысловая определенность образа («Спаситель!») сочетается с подвижным содержанием: евангельские имена, конфликты и учительные речи лишают читателя возможности внешнего, магического поклонения, призывая к «вере в слово» – к сложному процессу сотворчества, а не «заучивания» моральных приказов. Цель процесса – обретение «внутреннего Христа», т.е. рождение души.
Уровни присутствия образа Христа в евангельском тексте: «событие» (рождение и проповедь, страдание, смерть, воскресение и вознесение), «конфликт» (противостояние с фарисеями и сатаной, учениками и Пилатом), «имя» (Сын Божий и Сын Человеческий, Агнец и Пастырь), «речь» (сочетание заповедей, притч, бесед). Они - основа принципа «подражания Иисусу», отличающего многие средневековые произведения. В житиях развивается монашеский потенциал слов Христа, образ его мученической смерти и высокого юродства. В героическом эпосе без фигуры Спасителя не обходится битва с врагами христиан, менее очевидно его присутствие в рыцарском романе. Общеевропейское стремление к евангельскому идеалу способствует аллегорической позиции Христа в мире Данте и многоаспектным контактам новозаветных текстов с произведениями Шекспира и Сервантеса.
За конфликтами, отличающими как древние библейские книги, так и произведения позднего Возрождения, появляются очертания единого противостояния. Его классическая форма – евангельский конфликт Христа и фарисеев, которые лицемерно используют Закон для осуждения и убийства мешающего праведника, призывающего «быть», а не «казаться». Прообраз ситуации – обличение Иова его «друзьями», развитие – нарастание борьбы с «фарисейством» в героическом эпосе и рыцарском романе, в стихах Вийона, драматургии Шекспира и прозе Сервантеса. Можно говорить о сюжетной модели, сближающей библейские тексты с литературой Средних веков и Возрождения: для того, чтобы стать спасенной душой, удостоиться бессмертия и вечной памяти от Бога и повествователя, необходимо выйти на бой с сатаной (”князем мира сего”), предлагающим пройти «широкими вратами», разобраться с его слугами – «фарисеями», требующими бездушного подчинения правилам, а потом – взойти на «Голгофу». На ней Христос встречается с Роландом, Тристаном, Гамлетом и Дон Кихотом. Здесь – герои житийной литературы, здесь же – Ромео и Джульетта.
Основные этапы становления библейского сюжета в литературном процессе Средних веков и Возрождения: а) раннесредневековая словесность: тексты Ветхого и Нового Заветов – опора религиозного буквализма, веры в абсолютную реальность библейских событий, активно влияющих на формирование духовных жанров (богословие, аскетика, жития, молитвенная поэзия); б) литература позднего Средневековья: тексты Ветхого и Нового Заветов участвуют в создании идейно-художественного мира героического эпоса, рыцарского романа, поэзии вагантов, Данте и Франсуа Вийона; в) литература эпохи Возрождения: усиливается символический аспект присутствия христианских идей; формальной верности Священному Писанию, ссылок на него становится меньше, глубинных контактов (включающих и полемику) - больше.
В Библии взаимодействуют две духовно-эстетические системы: Ветхий и Новый Заветы. Переход от древнеизраильского сознания к христианству (при сохранении ветхозаветных текстов) - это движение от «внешнего эпоса» к лирической напряженности, от моральной однозначности – к сложным уровням заповедей, от «человека-поступка» – к «человеку-мысли». Мир насыщается духовными смыслами. Чтобы спастись, теперь необходимо «второе рождение»: не безотчетная верность системе правил, а искренний поиск правильного решения. Постепенное вытеснение Средневековья эпохой Возрождения типологически напоминает смену Ветхого Завета Новым в пределах одной Библии. «Пришел не отменить, но исполнить»: слова Христа из Нагорной проповеди свидетельствуют об универсальном принципе, находящимся в основе контактов и конфликтов эпох. В большинстве средневековых текстов авторы, следуя религиозно-эстетическому этикету, стремятся к прямой дидактике, к соответствию идеальным «знакам», к той «правде», которую часто представляют однозначно. В литературе эпохи Возрождения нет бунта против христианского благородства и моральной стойкости человека. Исчезают слишком простые суждения о человеке, теперь больше доверяют мыслительному процессу, внутреннему монологу, а не пафосным признаниям перед Богом, автором и героями.
И – последнее. Будем помнить о потенциальной безграничности литературоведческой беседы, о несводимости ее к эффектным формулам и личным концепциям. Очевидно присутствие христианских идей в разных произведениях Средневековья и Возрождения, не обойтись без библейского подтекста при обсуждении житийной литературы и героического эпоса. Но трагедия «Гамлет» прекрасна и сама по себе. Красота «Божественной Комедии» несводима к религиозному аллегоризму. Живое ощущение произведения терять нельзя. Его необходимо сохранить, чтобы любая идея была всего лишь важной частностью в продолжающемся переживании совершенных творений.
БИБЛИОГРАФИЯ
1
Аверинцев С.С. Древнееврейская литература. Истоки и развитие раннехристианской литературы // История всемирной литературы в 9 томах. Т.1. М., 1983.
Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. Иосифо-Волоколамский монастырь, 1992.
Апокрифы древних христиан. М., 1989.
Библейская энциклопедия. М., 1990.
Булгаков С. Апокалипсис Иоанна. М., 1991.
Гэддис Рой. Образ и проообраз. Киров, 1996.
Закон Божий /классическая интерпретация библейских текстов; любое издание/.
Иоанн Златоуст. Беседы на Книгу Бытия /Т. 1-2/, Беседы на Евангелие от Матфея /Т. 1-2/, Беседы на Евангелие от Иоанна /Т. 1-2/. М., 1993.
Лезов С.В. История и герменевтика в изучении Нового Завета. М., 1996.
Лезов С.В. Основные мотивы интерпретации Евангелия по Матфею; Тищенко С.В. Основные мотивы интерпретации Евангелия по Иоанну // Канонические евангелия. М., 1993.
Лопухин А.П. Библейская история Ветхого Завета. М., 1990.
Мень А. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 томах. Т. 2,5,6,7. М., 1991-1992.
Мень А. Откровение Иоанна Богослова // Знание-сила., 1991, 9.
Мифы народов мира. Энциклопедический словарь в 2 томах /разные издания/
Толковая Библия (любое издание)
Христианство. Энциклопедический словарь в 3 томах. М., 1993.
Фрэзер Дж. Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1990.
Щедровицкий Д. Введение в Ветхий Завет. Т. 1-2. М., 1994.
Юнг К.Г. Ответ Иову. М., 1998.
Robert Alter, Frank Kermode. The Literary Guide to the Bible. The Belknap Press of Harvard University Press Cambridge, Massachusetts, 1994.
2
Аверинцев С.С. Византийская литература // История всемирной литературы в 9 томах. Т. 2. М., 1984.
Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997.
Андрей Критский. Канон Великий. М. /без года/.
Афанасий Великий. Творения в 4 томах. М., 1994.
Бычков В.В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М., 1977.
Византийские легенды. Л., 1972.
Добротолюбие . В 5 томах /разные издания/.
Иванов С.А. Византийское юродство. М., 1994.
Иоанн Лествичник. Лествица /разные издания/.
Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994.
Мистическое богословие. Киев, 1991.
От берегов Босфора до берегов Евфрата. М., 1987.
Поснов М.Э. История Христианской Церкви /до разделения Церквей – 1054 г./. Киев, 1991.
Пролог в поучениях. Свято-Троицкая Лавра, 1992.
Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. СПб, 1997.
Памятники византийской литературы 4-9 веков. М., 1968.
Флоровский Г.В. Восточные Отцы 4 века. М., 1992.
3
Аверинцев С.С. Ближневосточная “словесность” и греческая “литература” // Типология и взаимосвязи литератур Древнего мира. М., 1971.
Бахтин М.М. Вопросы литератур и эстетики. М., 1975.
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965.
Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.
Вопросы онтологической поэтики. Потаенная литература. Иваново, 1998.
Евангельский текст в русской литературе 17-20 веков. Петрозаводск, 1994.
Левитан Л.С., Цилевич Л.Н. Сюжет и идея. Рига, 1973.
Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.
Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 1991.
Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.
Нибур Ричард. Христос и культура. М., 1996.
Рассказов Ю.С. Теоретическая поэтика литературного произведения. Краснодар, 1998.
Руднев В. Морфология реальности. М,, 1996.
Татаринова Л.Н. Инверсия новозаветных текстов в европейской литературе 20 века. Краснодар, 2000.
Татаринова Л.Н. Христианский подтекст в литературе Европы и США первой половины 20 века. Краснодар, 1998.
Унамуно Мигель де. О трагическом чувстве жизни у людей и народов. 1996.
Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1998.
Чумаков С.Н. Античный миф в сюжетике зарубежных литератур 20 века /К системе влияний/. Автореферат на соискание уч.ст. канд. филологических наук. Краснодар, 1998.
Milward, P. Biblical influences in Shakespeare's great tragedies. Bloomington; Indianapolis, 1987.
_________________
Учебное пособие предназначено для студентов гуманитарных факультетов /филфак, журфак, РГФ/, изучающих лекционно-практический курс «История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение» и спецкурсы: «Библейская литература», «Византийская литература», «Евангельский сюжет в литературном развитии». Работа написана на кафедре зарубежной литературы КубГУ. Издается в авторской редакции.
Татаринов А.В.
Библейский сюжет и его становление в литературном процессе /Средние века и Возрождение/. Учебное пособие. Краснодар: изд-во «Крайбибколлектор», 2000.
-
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Цели и задачи пособия
Словесность и литература
Сюжет в системе произведения
Библия как единый текст
Сюжетно-композиционная организация Библии
Жанровая система Ветхого Завета
Хроникально-эпические тексты
Лиро-дидактические тексты
Пророческие тексты
Жанровая система Нового Завета
Евангелие: четыре текста и единый сюжет
Жанровая характеристика Евангелия
Евангельский сюжет как система событий
Евангельский сюжет как система имен
Евангельский сюжет как система конфликтов
Евангельский сюжет как система речей
“Деяния апостолов”: развитие евангельского сюжета
Апостольские послания
Библейский сюжет в средневековой литературе
Богословский текст
Аскетические тексты
Духовная поэзия
Жития святых (агиография)
Исповедь (духовная автобиография)
Героический эпос
Рыцарский роман
Данте
Ваганты и Франсуа Вийон
Библейский сюжет в литературе Возрождения
“Гамлет”
“Дон Кихот”
Заключение
Библиография