
- •11 Класс. I тур
- •1 4 . Установите верность или ложность утверждений («да» или «нет») и занесите ответы таблицу:
- •2 2 . Что является лишним в ряду? объясните, почему вы так решили.
- •6 12 . Повторение задания №9 10 класса.
- •6 7. Проанализируйте с точки зрения норм права следующие ситуации.
- •8 11 . Прочитайте текст, посвященный функциям науки.
- •8.2. Определите, какие функции науки проявились в описанных далее ситуациях. Запишите порядковый номер каждой ситуации в соответствующей графе, приведенной в конце задания таблицы.
- •1 10 0. Развитие спроса и предложения, приводят к тому, что формируются различные рыночные ситуации.
- •1 20 1. Проанализируйте предложенные материалы по проблемам народонаселения в мире и выполните предложенные задания.
- •Доля более развитых и менее развитых регионов мира в населении мира в 1900 – 2050 гг. По прогнозу оон
- •Доля стран Юга в городском населении мира в 1950-2050 гг. По прогнозу оон
- •1. Дайте определения выделенным курсивом и пронумерованным понятиям.
Доля стран Юга в городском населении мира в 1950-2050 гг. По прогнозу оон
Источник: Институт демографии ГУ-ВШЭ
Наступающие цивилизации, уходящие цивилизации. Взгляд с точки зрения демографии.
Для объяснения явлений народонаселения современная демография применяет теорию демографического перехода. Она основывается на предпосылке существования глобального равновесия, зависящего среди прочего, от относительно стабильного населения в относительно стабильной среде. Это означает, что в долгосрочной перспективе определенное количество смертей уравновешивается таким же количеством рождений. В первом режиме воспроизводства поддержание данной численности населения требует исключительно высокой рождаемости, в то время как во втором режиме воспроизводства требуется очень низкая рождаемость. Когда в обществе с первым режимом воспроизводства населения происходит продолжительное снижение смертности, неизбежно наступает демографический переход. Таким образом, начало перехода связано с увеличением шансов на выживание, что является результатом модернизации (2). Изменения смертности обычно предшествуют изменениям рождаемости. Естественный прирост набирает темп, и после достижения пика, на заключительной стадии перехода, его уровень начинает снижаться, пока не достигнет исходного, близкого к нулю, уровня. Западным странам потребовалось свыше 100 лет для завершения демографического перехода. Однако не во всех странах модернизация началась одновременно. Впрочем, теория утверждает, что отставания в демографическом переходе выравниваются за относительно короткое время. Это происходит благодаря процессу ускоренного усвоения уже имеющегося опыта «запоздавшими» странами, которые таким образом получают преимущество. Другими словами, чем позже начинается демографический переход, тем быстрее он завершается и тем интенсивнее он проходит.
Широко признается, что теоретическая модель демографического перехода представляет собой эмпирическое (3) отражение ситуации, сложившейся, в Западной Европе. Однако эта модель оказывается в большей или меньшей мере ошибочной, в зависимости от цивилизационной удаленности от западноевропейского типа или отличий от хода модернизации, типичного для Европы. Примером такого рода ошибочности является сохранение гораздо больших различий в темпах естественного прироста населения в течение всего периода демографического перехода во многих странах Юга по сравнению с западноевропейскими странами. Усовершенствованные средства медицины и общественной гигиены, достижение которых в Европе заняло не одно столетие, стали доступными для них почти мгновенно. Благодаря доступности этих инноваций снижение смертности и увеличение продолжительности жизни во многих незападных странах происходило быстрее и было более значительным, чем в Европе. В то же время рождаемость сопротивлялась этим изменениям. В результате темп прироста населения увеличился быстрее и достиг более высокого уровня, чем на Западе.
В то время как на Юге рост численности населения оказался более значительным, чем предполагалось демографической наукой, на Севере (Западе) он резко замедлился. Во многих странах естественный прирост оказался отрицательным. Это явление известно как второй демографический переход. Согласно теории демографического перехода, модернизация ведет к снижению деторождения до уровня, обеспечивающего достижение постоянной цели - рождения потомства в достаточном количестве для сохранения человеческого рода. Это имеет глубокие корни почти во всех цивилизациях в форме социальных институтов (4), которые стимулируют рождаемость для достижения этой цели.
Постмодернизация, которая сформировала предпосылки для второго демографического перехода, повлияла на опровержение ряда фундаментальных (5) положений теории демографического перехода. Прежде всего, это касается принципа нерушимости семьи, которая рассматривается как длительные отношения между мужчиной и женщиной, имеющие целью рождение и воспитание детей. Приоритет индивидуализма, обоюдная независимость партнеров и сложность сочетания их персональных карьерных интересов, упущенные карьерные возможности, в которые обходится женщине замужество и материнство, ограничение свободного выбора родителей в результате необходимости заниматься ребенком, - все это значительно ослабило институт семьи, и сильно изменило взаимоотношения между сексуальностью и деторождением. Повзрослев, человек теперь сосредоточивается на самореализации, персональном успехе, гедонистическом (6) удовлетворении. В то же время развитие средств контрацепции сократило до нуля риск нежелательного зачатия. В конце концов, в богатом обществе с высокой производительностью труда требования рынка труда вступают в противоречие с попытками совместить родительские обязанности с успешной карьерой. Это и привело к падению рождаемости до уровня, близкого нулю.
Если мы сопоставим эту тенденцию с противоположным ей явлением, а именно более динамичным демографическим развитием в странах вне западной цивилизации, мы сможем увидеть нарастающее кардинальное изменение соотношения между демографическими ресурсами существующих ныне двух огромных цивилизационных пространств.
М. Окольский, польский социолог