Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
yur_konstr.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
295.43 Кб
Скачать

§ 5. Концептуальная функция юридической конструкции

Помимо области практической юридической деятельности (правотворчество, правоприменение и пр.) юридические конструкции функционируют также и и в области создания и развития юридического знания.

Следует отметить при этом, что юридическое знание неоднородно по своему содержанию, способам получения и механизмам использования. Проблема типологизации юридического знания широко обсуждалась в отечественном дореволюционном правоведении и сохраняет свою актуальность в настоящее время212.

Для целей нашего исследования мы считаем необходимым в числе различных способов концептуализации права выделить юридическую догматику и рассмотреть значение юридической конструкции для этой формы юридической мысли. Концентрация нашего исследования в этой части именно на юридической догматике обусловлена тем, что, во-первых, именно эта область юридического знания, как мы полагаем, наиболее тесно связана с юридическим мышлением213. И, во-вторых, в этой области юридической мысли возникли и идея юридической конструкции, и принцип юридического конструирования. В силу этого мы полагаем, что анализ значения юридической конструкции для развития догматического знания позволит наиболее полно выявить существенные характеристики рассматриваемого феномена.

Роль и способ использования юридических конструкций в юридической догматике обусловлены существенными особенностями самой юридической догматики как области знания о праве. В числе таких особенностей в первую очередь следует назвать ее прикладной характер. Юридическая догматика представляет собой своеобразную «знаниевую надстройку» над конкретным позитивным правом, которая используется для осмысления этого позитивного права в целях его оптимального понимания и применения на практике. Догматика, таким образом, позволяет упорядочить позитивное право в мышлении, превращая его в инструмент практической юридической деятельности. Исходя из этого, мы должны противопоставить юридическую догматику научному позитивизму, который, как мы уже говорили, выражает интенцию получения истины об исследуемом объекте214.

Вместе с тем, несмотря на это различие, юридическая догматика строится и функционирует по общим правилам теоретического мышления, оперирующего понятиями как одними из основных мыслительных средств. Это связано с тем, что, по-видимому, никакое (упорядоченное) теоретическое мышление (научно-позитивистское, инженерное и пр.) вне понятий невозможно215. Исходя из этого, характеризуя концептуальную функцию юридических конструкций в рамках юридической догматики, следует учитывать, что они проявляют концептуальную функцию как в формах, общих всем типам теоретической мысли, так и в специфических формах.

Концептуальная функция юридических конструкций, как мы полагаем, может быть рассмотрена в трех основных направлениях: создание юридического знания, его развитие (приращение) и трансляция.

Юридическая конструкция обеспечивает возможность образования юридического знания за счет того, что она является средством и механизмом переработки эмпирического многообразия норм позитивного права в абстракции. В общем виде способы такой переработки нами уже рассмотрены при анализе путей создания юридических конструкций. В данной части исследования нам необходимо подчеркнуть, что благодаря переработке правовых норм в абстракции сами эти нормы, зачастую противоречивые и неясные по содержанию, становятся тем материалом, на который могут быть распространены правила и законы упорядочивающего теоретического мышления. Позитивное право из непосредственной данности превращается в предмет юридической мысли, который существует и развивается по своим собственным законам, обусловленным как законами существования любой теоретической области, так и спецификой юридической деятельности.

«Перед наукой, - указывал в этой связи Р.Йеринг, - открывается бесконечное поприще деятельности, неисчерпаемое поле исследования и открытия и источник богатейшего духовного наслаждения. Не тесные рамки положительного закона указывают ей пределы ее царства, не непосредственно практические вопросы – пути, по которым она должна следовать. Свободно и беспрепятственно, как в философии, может тут мысль витать и исследовать. И все же она обеспечена от опасности заблудиться, потому что практическая природа того мира, в котором она находится, приводит ее снова к реальным вещам»216.

Юридические конструкции обеспечивают также и развитие юридического знания. Будучи логико-мыслительными образованиями, они подчинены всем общим логическим законам. Это позволяет создавать юридическое знание «изнутри», то есть путем определенного соотнесения одних элементов знания (юридических конструкций) с другими по правилам логики. В результате юридические конструкции могут синтезироваться, конкретизироваться, дифференцироваться, обобщаться и пр.217. При этом происходит порождение одних юридических конструкций другими юридическими конструкциями. Этот момент мы уже затрагивали, обращаясь к «мета-конструкциям» (конструкциям, созданным на конструкциях). Мета-конструкции, в свою очередь, могут выступать несущими основами для создания развитых комплексных форм юридического знания (учений, доктрин, концепций и пр.).

В качестве примера теоретического синтеза двух юридических конструкций можно рассмотреть создание в германском правоведении и германском гражданском праве юридической конструкции «вещный договор». Эта конструкция была создана в результате концептуального соединения и переработки двух традиционных цивилистических конструкций: «вещное право» и «договор». При этом, как указывается в литературе, формирование данной конструкции продиктовано практической необходимостью, а именно – целями защиты прав и интересов добросовестного приобретателя имущества, получившего его на основании такого вещного договора218. Это достигается следующим образом (рассмотрим наиболее простой пример - куплю-продажу).

Приобретение вещи покупателем опосредуется двумя типами договоров – обязательственным и вещным. Обязательственным договором является договор купли-продажи, по которому у продавца возникает обязанность передать покупателю право собственности на вещь, а у покупателя – обязанность уплатить продавцу ее стоимость. Вещными договорами являются договоры о передаче права собственности на вещь и договор о передаче права собственности на деньги. Таким образом, процесс купли-продажи образуют три договора: один обязательственный и два вещных. Вещный договор направлен, в отличие от обязательственного, который порождает по такой логике лишь правопритязание, не на возникновение обязанности по передаче вещи в собственность, а на исполнение этой обязанности, и в этом смысле является распорядительной сделкой. Таким образом, если обязательственный договор порождает обязательство, то вещные договоры оформляют, выражают его исполнение.

«Четкое разграничение двух стадий существования обязательства и их договорное оформление позволяет установить (в случае возникновения спора между сторонами) наличие, например, оснований ничтожности сделки либо в обязательственном, либо в вещном договоре»219. Соответственно, практическое юридическое значение выделения вещного и обязательственного договоров состоит в том, что признание недействительным обязательственного основания приобретения права собственности не влечет за собой недействительность правового статуса владения вещью, поскольку его связывают не с договорным основанием, а с фактической передачей вещи, то есть с вещным договором220.

Следует также упомянуть, что приведенная нами в качестве примера юридическая конструкция вещного договора была разработана в ходе длительной теоретической дискуссии в немецкой цивилистике, начало которой относят к глоссаторам и постглоссаторам221. Примечательно также, что в ходе этой дискуссии использовались аргументы не только юридико-догматического характера, но и философские концепции, в частности, взгляды И.Канта на значение субъекта и его воли в мире222.

Другой аспект концептуальной функции юридических конструкций состоит в обеспечении трансляции юридического знания. Будучи понятиями, они по выражению Йеринга, помогают «овладеть правом умственно», способствуют интеллектуальному овладению правом в процессе юридического образования. Действительно, будучи абстрактными понятиями, юридические конструкции позволяют преодолеть проблему изменения содержания исторически-конкретного позитивного права. Позитивное право рассматривается в ходе обучения как позитивное выражение системы понятий, то есть конструкций. В этой связи внесение изменений в законодательство не может изменить уже построенную систему понятий, если только эти изменения не носят настолько существенного характера, что приходится создавать новые понятия. Но и в этом случае такие вновь созданные понятия встраиваются в уже сложившуюся систему, что также облегчает их усвоение.

А.Ф. Черданцев в этой связи отмечал, что юридические конструкции «способствуют усвоению правовых знаний, позволяют за основу изучения постоянно изменяющегося содержания права брать более устойчивые явления, что обусловливает преемственность и непрерывность изучения права, дальнейшее углубление и расширение знаний о праве. Юридические конструкции обладают необходимой наглядностью, упорядочивают юридические знания, приводят их в определенную систему, служат костяком, на который наслаиваются правовые знания по мере их накопления»223.