Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курс лекций ОЯ.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
661.5 Кб
Скачать

2. Характер связи языка и мышления

Традиционный взгляд на характер связи языка и мышления основан на том, что язык – это форма выражения мысли, способ ее передачи, но не средство ее формирования. Скорость мышления гораздо выше скорости говорения; в речи возможны затруднения в выборе нужного слова – это доказывает, что мышление как бы предшествует языку, существует ДО него.

Другой взгляд: мышление и язык никак не связаны, мышление является «чистым», свободным от языковых проявлений. Доказательство – развитие глухонемых: они не владеют языком, но развиты зачастую гораздо лучше, чем обычные люди. Однако у человека, владеющего речью, все формы мышления, в том числе наглядно-образное и практически-действенное, основаны на языковой базе. Полноценная интеллектуальная жизнь глухонемых возможна лишь при условии, что они все-таки научились языку. Только на этой базе возможно полноценное владение развитой мимической речью. Глухонемые бессловесны, но не безъязычны. Они думают не словами, а теми знаками, которые заменяют им фонетические единицы, - например, жестами.

Однако в механизме мышления языком может считаться любая система, способная быть носителем информации (язык жестов у глухонемых и т.д.). Есть мышление несловесное, но нет мышления безъязыкового. А.А.Потебня «Мысль и язык»: творческая мысль художника невыразима словом и совершается без него, но она предполагает достаточную степень развития творца, которая дается только языком.

Решение проблемы взаимоотношения языка и мышления способствует решению таких задач, как создание искусственного интеллекта, методики обучения иностранному языку, автоматическая обработка информации, построение информационных систем.

К.Маркс и Ф.Энгельс утверждали, что язык и мышлении диалектически взаимосвязаны. Язык служит орудием мышления и в определенной степени отождествляется с ним. Однако такое тождество современная наука не подтверждает. Язык и мышление гибко связаны между собой, они соотносительны, но не тождественны. В основании многих исследований лежит мысль о том, что язык творит мысль (Л.С.Выготский, Л.Витгенштейн).

Большинство современных ученых разделяют позицию Гадамера: поскольку слово всегда что-то значит, мы ищем верное слово, то есть такое, которое принадлежит самой вещи (выражает ее), и в результате сама вещь обретает голос в этом слове. Эта мысль подтверждается наблюдениями над слепоглухонемыми и заиками, а также экспериментальными данными нейролингвистики, зоопсихологии и т.д13.

Мысль или отдельный ее элемент могут и не иметь специального выражения. Если бы все можно было выразить словом, то отпала бы необходимость в несловесных искусствах. Поскольку нет абсолютно чистого мышления, возможны как развернутые, так и сокращенные способы передачи одного и того же содержания. Письменный текст часто сопровождается рисунками, схемами, графиками, а устный текст – жестами и мимикой. На этом основан и феномен внутренней речи.

По мнению большинства современных исследователей, внутренняя речь - важнейший элемент взаимодействия языка и мышления. Именно здесь мысль и язык объединяются в целостный комплекс, действующий как речевой механизм мышления. Во внутренней речи формируется значение, представляющее собой единство слова и мысли. Внутренняя речь отрывочна, хаотична, в ней резко усилена предикативность за счет опускания подлежащего и связанных с ним частей предложения. Она чрезмерно нагружена смыслом, а ее словарь предельно индивидуален и субъективен. Внутренняя речь прерывиста, она выступает как квантовый механизм мышления, поэтому человек может одновременно развертывать несколько мыслей, из которых одна может контролировать другие.

Психолог Н.И.Жинкин показал, что механизм человеческого мышления реализуется в двух противостоящих динамических звеньях – предметно-схемном и речедвигательном. Мысль задается в первом звене, передается во второе и снова задается для первого звена. Двуступенчатость мышления обусловлена органической связью первой и второй сигнальной системы человека. Две ступени внутренней речи соответствуют двум функциям языка и поэтому представляют собой два принципиально разных, но взаимосвязанных языка. Взаимодействие этих двух кодов делает мышление человека универсальным.

Таблица 3. Этапы формирования и выражения мысли14

Этапы формирования и выражения мысли

Предметно-схемный код

Возникновение замысла, интенции, намерения («На языке вертится, а сказать не могу»). Зачаточная мысль опирается на индивидуальные схемы, образы. Информация о действительности кодируется в виде пространственно-временных представлений. Они и составляют тот универсальный язык мышления, с которого возможен перевод на другие языки. Неповторимый характер предметно-схемного кода делает мысль настолько индивидуальной, что ее определенная часть даже не может быть выражена словом.

Переходная зона

Зарождение слова

Речедвигательный код

Мысль формируется, расчленяется, готовится к речевому воспроизведению. Процесс мышления сопровождается беззвучными движениями языка и губ. При решении трудных задач речедвигательная импульсация увеличивается, легких – уменьшается. При зрительном предъявлении материала она меньше, чем при слуховом, у детей выше, чем у взрослых. Исключение речедвижений затрудняет запоминание речи. Колебания и напряжения органов речи воздействуют на активность мозга, стимулируя мыслительный процесс.

По мере выработки интеллектуальных навыков (чтение, письмо, решение математических задач и пр.) речевые операции превращаются в сокращенный и обобщенный код – язык «семантических комплексов». Это редуцированные речевые высказывания в сочетании с наглядными образами. Поэтому человек думает быстрее, чем говорит. Доказано, что запоминание мыли не всегда связано с запоминанием слов, которыми она была выражена.

Несмотря на отличие внутренней речи от внешней, она зависит от последней и является ее производной. Но и внешняя речь зависит от внутренней, что особенно ярко проявляется в сфере разговорной речи (семантическая размытость, опора на внеязыковую действительность). Отсюда – трудности при переводе устной речи в письменную. Изучением речи занимается психолингвистика.

По утверждению В.А.Гречко, важнейшая форма мысли, постоянно реализуемая в языке, - это образ. Образ – особая форма мышления, с помощью которой происходит объединение, взаимодействие и взаимопроникновение чувственного и абстрактного мышления. Это необходимый этап в движении мысли от наглядного восприятия и представления предмета к познанию его сущности в понятии. Поэтому образ – важнейшая форма мысли, постоянно реализуемая в языке15.

Образ свойствен не только языку; образы других видов искусства как формы мысли содержат те же структурные компоненты, что и языковой образ. «Все значения в языке по происхождению образны, каждое может с течением времени стать безобразным. Оба состояния слова, образность и безобразность, равно естественны» (А.А. Потебня)16.

Полагают, что мысль человека, возникшая на базе языка, никогда до конца не может быть выражена словом. Чтобы понять говорящего, нужны так называемые фоновые знания. Создаются специальные лингвострановедческие словари, в которых описываются имплицитные, т.е. специально не выделенные, смыслы слов, чаще всего ключевых (англо-русский словарь «Американа»).