Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КЛ_ЮП.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
761.86 Кб
Скачать

V фактор — организаторские способности.

Организаторские способности позволяют, независимо от рода профессиональ­ной деятельности, оказывать управляющее воздействие на различных субъектов, с которыми приходится вступать в диалог в процессе про­фессионального общения.

Поэтому сотрудник, особенно управленческого звена, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта должен иметь следующие качества:

- активность, инициативность, находчивость, распорядительность;

- смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность, умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решении;

- самостоятельность; чувство ответственности за свои действия и поступки;

- организованность, собранность, аккуратность в работе.

Важную роль в структуре организаторских способностей играют и другие отмеченные выше свойства:

- коммуникативная компетентность,

- нервно-психическая устойчивость,

- адекватная самооценка,

- высокая мотивация достижения успеха.

Качествами, существенно снижающими организаторские возмож­ности являются: психопатические свойства характера, повышенная агрессивность, не­сбалансированность процессов торможения и возбуждения, эмоцио­нальная неустойчивость, пассивность, безответственность, избыточная мнительность, тревожность, сниженный интеллект, завышенная само­оценка, властолюбие, пренебрежительное отношение к людям.

Помимо перечисленных выше качеств личности, имеющих отноше­ние к различным подструктурам правоохранительной деятельности, эф­фективность труда во многом зависит также и от мотивационной сферы его личности: в какой мере в ней доминируют социально зна­чимые мотивы, потребность в достижении успехов в работе, в завоева­нии профессионального престижа, авторитета и уважения среди сотрудников, а также граждан, чьи законные права и интересы ему прихо­дится защищать.

Тема 7. Психология потерпевшего.

1. Психологическая характеристика потерпевшего. Исследование личности потерпевшего.

2. Психология допроса потерпевшего. Допрос с использованием ассоциативных связей, повторный допрос по ограниченному кругу обстоятельств.

Психологические состояния потерпевшего в значи­тельной мере могут определяться его «обвинительной доминантой», отрицательными эмоциями, связанными с понесенным ущербом. Эти конфликтные состояния нередко связаны с общей конфликтностыо личности потерпевшего. Конфликтные особенности личности могут спровоцировать преступление.

С другой стороны, объективное исследование ущер­ба, причиненного потерпевшему, является условием выяснения общественной опасности совершенного преступного деяния.

Показания потерпевшего - средство защиты его интересов, но это не только индивидуальные интересы, а интересы человека как члена общества.

Показания многих потерпевших перенасыщены оце­ночными элементами, тогда как доказательственное значение имеют только фактические сведения. Различ­но и отношение потерпевших к установлению истины. Наряду со стремлением содействовать установлению истины могут быть и другие мотивы в поведении от­дельных потерпевших - от безразличия до прямого противодействия следствию,

При взаимодействии следователя с потерпевшим следует учитывать его негативно-эмоциональное состо­яние, возникшее в результате преступления и его пос­ледствий.

Психические состояния потерпевшего (особенно при совершении над ним насильственных действий) следует отнести к экстремальным психическим состоя­ниям (стресс, аффект, фрустрация), вызывающим су­щественные сдвиги в его отражательно-регуляционной сфере.

В конфликтных ситуациях сужается сознание потер­певшего, ограничиваются его адаптивные возможности. Иррадиация возбуждения приводит к генерализованным (чрезмерно расширенным) обобщениям, сдвигам во взаимодействии сигнальных систем. Травмирующее воздействие событий приводит к преувеличению потер­певшими временных интервалов (иногда в 2 - 3 раза).

Грубые физические воздействия, являясь сверхсиль­ными раздражителями, вызывают нарушение психичес­кой деятельности. Однако это не означает, что потер­певшие способны лишь дезориентировать следствие.

Многие действия, совершенные до преступления, в подготовительной его стадии, запечатлеваются в их памяти. Во многих случаях потерпевшие запоминают приметы и действия преступника.

Следователь должен учитывать психическое состоя­ние потерпевших. Повторно пересматривая случившееся, они активно реконструируют прошедшие события; закрепляют устойчивые очаги возбуждения. Возникает сложный устойчивый нервно-эмоциональный ком­плекс, со сложными взаимодействиями чувства стыда обиды, унижения, мести, а иногда и агрессивности. У потерпевших от полового насилия возникает чувство депрессии, апатии, обреченности, усугубляющееся представлениями о возможной беременности и зараже­ния венерическими заболеваниями. Нередко показания этой категории потерпевших умышленно искажаются с целью сокрытия неблаговидных поступков.

Для многих потерпевших характерно состояние по­вышенного уровня тревожности и как следствие этого - дестабилизация личной психической интегрированности, нарушенность социальной адаптированности.

Повторное обращение к аффектогенным обстоя­тельствам может вызвать напряженное психическое со­стояние, непроизвольный уход от психотравмирующих обстоятельств. Все это требует особой чуткости, тактич­ности и внимательности со стороны следователя.

Нередко потерпевшим приходится участвовать в многочисленных допросах и очных ставках, неодно­кратно выезжать на место происшествия, опознавать участников преступления. В этих условиях у потерпев­ших может непроизвольно сформироваться механизм психической защиты от повторных пеихотравмирую-щих воздействий. Интенсивные процессы торможения, их иррадиация могут значительно затруднить получение от потерпевшего нужных для расследования сведений. Стремление выйти из сферы следствия может привести к поспешным конформным показаниям, согласию с предложениями следователя. Следует учитывать и воз­можное воздействие на потерпевшего со стороны обви­няемого.

Следователю необходимо чутко улавливать динами­ку настроения потерпевшего. Особенно тщательному психологическому анализу должны подвергаться про­сьбы потерпевшего о прекращении дела, которые часто вызываются психическим давлением со стороны заин­тересованных лиц. О переходе потерпевшего от правди­вых показаний к ложным свидетельствуют, как правило, его психическая напряженность, замкнутость, фор­мальность речевых построений. В этих ситуациях сле­дователь должен понять, кто и каким образом мог оказать психическое давление на потерпевшего, вос­произвести возможный ход рассуждений заинтересо­ванных лиц, показать их несостоятельность.

В необходимых случаях следователь преодолевает негативное психическое воздействие на подозреваемого со стороны заинтересованных лиц, вызывая их на до­прос и предупреждая об уголовной ответственности за подстрекательство потерпевшего к даче ложных пока­заний или понуждение к даче им ложных показаний.

Допрос - самый распространенный способ получения доказательств по делу и в то же время одно из самых сложных следственных действий: его проведение требует от следователя высокой общей, психологической и профессиональной культуры, глубокого знания людей, их психологии, мастерского владения тактическими приемами допроса.

Основными психологическими задачами допроса являются ди­агностика истинности показаний, оказание правомерного психиче­ского воздействия с целью получения достоверных показаний и изобличения ложных показаний.

Одна из основных задач следователя при подготовке к допро­су - создание его информационной базы, что достигается собира­нием исходных данных. Исходные данные для допроса по своим источникам и содержанию неоднородны. Наиболее важными среди них являются те, которые относятся к предмету допроса. Они могут находиться в материалах дела, которые следователь тщательно изучает, - специально под углом зрения предстоящего допроса. Особо должны выделяться данные, относящиеся к вопросу о виновности данного лица в совершенном преступлении (при подготовке к допросу обвиняемого) или о личности обвиняемого (при подготовке к допросу потерпевших и свидетелей).

Информация, относящаяся к предмету допроса, может быть получена и из оперативных источников.

К числу исходных данных для допроса относятся сведения о личности допрашиваемого, такие, как социальный статус данного лица, выполняемые им социальные роли, моральный облик и пове­дение в быту, отношение к коллективу и коллектива к нему, отно­шение к другим лицам, проходящим по делу, психофизиологиче­ские качества, поведение в ситуациях стресса и фрустрации и др. Они могут быть получены из имеющихся материалов дела и опера­тивных источников либо с помощью специальных психологических методов: в результате наблюдения, беседы, путем анализа продук­тов деятельности, обобщения независимых характеристик.

Особое значение приобретает изучение личности обвиняемого, необходимое не только для проведения успешного допроса, но и для расследования в целом, а также для правильного решения дела в суде и последующей работы по исправлению и перевоспитанию осужденного.

Изучение личности допрашиваемого необходимо для определения наиболее эффективных приемов психологического взаимо­действия с данным лицом, а также для построения вероятностных моделей его поведения на допросе. «Планируя преодоление воз­можного противодействия, - отмечает М.И. Еникеев, - необходи­мо учитывать такие личностные особенности допрашиваемого, как рефлексивность, гибкость или ригидность (застойность) его мыш­ления, а также характерологические качества: агрессивность, конфликтность поведения, устойчивость или неустойчивость к стрес­сам к неожиданно возникшим сложным обстоятельствам. Посколь­ку исходные данные о личности допрашиваемого часто бывают очень скудными, возможно построение нескольких наиболее вероятност­ных моделей поведения подлежащего допросу лица и вариантов тактики его допроса».

Важным элементом подготовки к допросу является составле­ние его плана. План может быть развернутым или кратким, пись­менным или мысленным. Он должен содержать перечень вопросов, которые в следственной тактике подразделяются на дополняющие, уточняющие, напоминающие, контрольные, изобличающие.

Дополняющие вопросы задают с целью восполнить получен­ные показания, устранить имеющиеся в них пробелы. Они могут быть направлены на детализацию показаний.

Уточняющие вопросы также могут задаваться с целью дета­лизации показаний, но чаще - для уточнения, конкретизации по­лученных сведений.

Напоминающие вопросы направлены на оживление памяти допрашиваемого, на возникновение тех или иных ассоциаций, с помощью которых он припомнит интересующие следователя фак­ты. Напоминающих вопросов обычно задается несколько, чтобы по­мочь допрашиваемому припомнить обстоятельства забытого собы­тия. При этом «напоминающие вопросы, - подчеркивает Р. С. Бел­кин, - не следует смешивать с наводящими вопросами, т. е. такими вопросами, формулировка которых содержит в себе ответ, желае­мый для спрашивающего: «Был ли на Иванове в тот вечер серый плащ с металлическими пуговицами?». В силу того, что наводящие вопросы оказывают внушающее воздействие на допрашиваемого, ориентируют его в том, какой ответ хотел бы услышать от него следователь и поэтому могут помешать установлению истины при расследовании, они запрещены законом».

Контрольные вопросы задаются с целью проверки получен­ных сведений.

Изобличающие вопросы направлены на изобличение допрашиваемого во лжи, очевидной для следователя. Обычно они сопровождаются предъявлением допрашиваемому достоверных доказа­тельств, опровергающих его показания.

Успешность допроса во многом определяется правильным вы­бором времени его проведения и правильной организацией вызова допрашиваемого лица. Как свидетельствует практика, преждевре­менный допрос (особенно подозреваемого и обвиняемого), равно как и запоздалый, может отрицательно сказаться на дальнейшем рас­следовании. При выборе времени допроса необходимо учитывать два фактора: субъективный и объективный.

К субъективным факторам относится состояние готовности к допросу следователя и допрашиваемого. Перед сложным допросом следователь должен находиться в хорошей «форме», т. е. в таком эмоционально-волевом состоянии, которое обеспечивало бы ему сво­бодное оперирование имеющимися материалами дела, успешный контроль за психикой допрашиваемого лица и управление этой пси­хикой в рамках закона с целью получения от данного лица наибо­лее правдивых и полных показаний. Следователь также должен успешно регулировать собственные психические состояния во вре­мя допроса.

К объективным факторам, определяющим готовность следова­теля к допросу, относятся: обстоятельное изучение им материалов дела, разработка версий, которые следует проверить при допросе, составление подробного плана допроса, изучение личности допра­шиваемого лица.

Обязательным условием при подготовке к сложному допросу (в первую очередь подозреваемого и обвиняемого) является разра­ботка психологических приемов установления контакта с допраши­ваемым, поскольку во многих случаях именно отсутствие психоло­гического контакта становится препятствием к раскрытию престу­пления вообще.

Решение вопроса о том, где, в каком месте допрашивать (по месту производства расследования или по месту нахождения доп­рашиваемого), зависит от конкретной ситуации.

Из отдельных разновидностей допроса самым распространен­ным является допрос свидетелей и потерпевших. Любое лицо, кото­рое способно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания, может быть свидетелем, за исклю­чением защитника обвиняемого, который не может быть допрошен об обстоятельствах дела, ставших ему известными в связи с выполнением обязанностей защитника.

Свидетелем может быть как человек, непосредственно воспри­нимавший событие преступления или другие обстоятельства, имею­щие значение для дела, так и тот, кому стало известно об этом со слов других лиц или из документов, а также из других источни­ков.

Потерпевшим является лицо, которому преступлением причи­нен моральный, физический или имущественный вред. Он так же, так свидетель, может быть допрошен о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию, а также о своих взаимоотношениях с обвиняемым.

Допрос свидетелей и потерпевшего разделяется на четыре ста­дии: установление психологического контакта с допрашиваемым; свободный рассказ допрашиваемого; постановка уточняющих во­просов; ознакомление с протоколом и магнитной записью показа­ний.

Установление следователем психологического контакта с доп­рашиваемым, как ранее отмечалось, является необходимой пред­посылкой достижения цели допроса. «Под психологическим кон­тактом с допрашиваемым, - отмечает Р.С. Белкин, - понимают создание такой атмосферы допроса, при которой допрашиваемый проникается уважением к следователю, пониманием его задач и обязанностей, исключает всякие личные мотивы в его действиях, осознает необходимость способствовать своими показаниями уста­новлению истины».

На установление контакта влияют обстановка допроса, манера поведения следователя, умение владеть собой, его тон, внешний вид (подтянутость, опрятность).

После установления контакта с допрашиваемым следователь предлагает ему рассказать все известное по делу. Данный этап до­проса называется свободным рассказом допрашиваемого, в процес­се которого он излагает известные ему факты в той последователь­ности, которую он избирает сам или которую ему рекомендует сле­дователь.

Следователю не рекомендуется прерывать вопросами или ре­пликами свободный рассказ допрашиваемого, чтобы не сбить его с последовательного изложения обстоятельств, имеющих отношение к делу.

После изложения показаний следователь с помощью различ­ных вопросов уточняет, восполняет пробелы, выявляет новые фак­ты, не упомянутые в свободном рассказе. Если полученные показа­ния, по мнению следователя, являются ложными, то он должен:

1) при добросовестном заблуждении допрашиваемого помочь ему исправить ошибки; 2) при умышленной даче ложных показаний - изобличить его во лжи и заставить дать правдивые показания.

Как показывает следственная практика, во многих случаях допрашиваемые забывают какие-то отдельные детали интересую­щего следствие события. Забывание - естественный процесс, по­этому следователя должно настораживать не столько то, что доп рашиваемый забыл какие-то факты, сколько то, что он слишком легко приводит подробности давно происшедшего события: это может свидетельствовать о заученных показаниях.

Более прочно запоминает обстоятельства события потерпевший, поскольку пострадавшим лицом они воспринимаются и переживаются эмоционально, но и у этого лица запоминание может иметь определенные пробелы.

В целях «оживления» памяти свидетеля или потерпевшего (эти приемы можно использовать также и при допросе подозреваемого и обвиняемого, которые искренне стараются вспомнить то или иное обстоятельство) применяются следующие тактические приемы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]