
- •Негативно-дизонтогенетические синдромы синдромы тотальной ретардации (общего психического недоразвития)
- •1 Дебильность
- •2 Имбецильность
- •3 Идиотия
- •Синдромы парциальной ретардации (синдромы психического инфантилизма и синдромы невропатии)
- •I «простой психический инфантилизм» - это состояние психической незрелости, главным образом эмоционально-волевых свойств личности, без дополнительных, осложняющих психопатологических синдромов.
- •II Осложненный психический инфантилизм — это сочетание психического инфантилизма с другими психопатологическими синдромами и симптомами.
- •Синдромы невропатии
- •Синдромы искаженного (диспропорционального) развития (синдромы раннего детского аутизма, психопатические синдромы, гебоидный синдром)
- •Психопатические синдромы
Синдромы невропатии
Термин «невропатия» применялся в медицинской литературе еще в XVIII веке (цит. Ch. Fere, 1894) для обозначения разнообразных расстройств нервной системы.
Современная трактовка понятия «невропатия» (син.: врожденная детская нервность, конституциональная нервность, эндогенная нервность, невропатическая конституция) была предложена Э. Крепелином (1915).
Термином «невропатия» в настоящее время обозначают врожденные или приобретенные в раннем постнатальном онтогенезе патологические состояния, которые характеризуются незрелостью вегетативной регуляции.
Это проявляется, (1) с одной стороны, в разнообразных соматовегетативных расстройствах, а с (2) другой — в повышенной нервно-психической возбудимости и в то же время истощаемости.
Невропатия наиболее отчетливо выражена в младенческом и раннем детском возрасте (приблизительно до 3 лет)
У более старших детей невропатия постепенно исчезает или замещается другими пограничными расстройствами
Поэтому данный термин используется почти исключительно в психиатрии детского возраста.
Согласно Крепелину, невропатия представляет собой самостоятельную врожденную болезненную форму, в основе которой лежит особая аномальная конституция.
В связи с этим в этиологии невропатии первоначально ведущая роль отводилась наследственным факторам.
Однако более поздние работы, преимущественно советских детских психиатров, показали, что в происхождении невропатических состояний играют роль не столько конституционально-генетические, сколько экзогенно-органические патогенные факторы
Эти факторы действуют во внутриутробном, перинатальном и раннем постнатальном периодах [Сухарева Г. Е., 1959; Мнухин С. С., 1968; Кириченко Е. И., Журба Л. Т., 1976; Ковалев В. В., 1979; Козловская Г. В., Кириченко Е. И. и др., 1982, и др.].
В настоящее время невропатия рассматривается не как самостоятельная клииико-нозологическая форма, а как группа синдромов разного генеза
Этим синдромам, наряду с общими признаками свойственны и определенные клинико-психопатологические различия, обусловленные особенностями их этиологии и патогенеза.
У детей первых лет жизни возможно выделить 3 клинико-этиологических типа синдромов невропатий: (1) синдром истинной (конституциональной) невропатии, (2) синдром «органической невропатии» и (3) синдром невропатии смешанного генеза (конституционалыю-энцефалопатического).
Наиболее типичным, «ядерным» можно назвать синдром истинной невропатии.
Синдром истинной невропатии выражается (1) в нарушениях ритма и глубины сна, (2) разнообразных расстройствах пищеварения (упорные срыгивания, рвота, понос, запор и т. п.), (3) в повышенной чувствительности ребенка к любым внешним раздражителям, изменениям температуры и влажности воздуха, смене условий кормления и ухода, (4) в общем моторном и эмоциональном беспокойстве.
Наиболее ранними психопатологическими расстройствами, которые возникают уже в возрасте 3—4 мес, являются различные нарушения сна: (1) поверхностный, чуткий сон, (2) частые пробуждения, (3) возбуждение и стереотипные движения (раскачивания, сосание пальцев и языка и т. п. при засыпании, (4) нарушения дневного сна вплоть до его отсутствия.
Характерны также (5) пониженный аппетит, (6) выраженная избирательность в еде (дети не едят мясной пищи, некоторых овощей, например помидоров, огурцов и т. д.), (7) затрудненный переход к плотной пище, крайне медленное жевание.
Часто встречается повышенная (8) склонность к аллергическим реакциям, острым респираторным и инфекционным заболеваниям.
Наряду с этим уже в раннем возрасте отмечаются рудиментарные отклонения в эмоционально-волевом реагировании: (9) боязливость, страх перед новым, (10) болезненная впечатлительность, (11) повышенная чувствительность к различным раздражителям.
Рано обнаруживаются рудиментарные личностные реакции тормозимого типа: (12) чрезмерная привязанность к матери, (13) трудность установления контактов как со взрослыми, так и с детьми, (14) выраженная тормозимость вплоть до отказа от речевого общения в незнакомой обстановке, (15) психогенно обусловленная моторная неловкость, (16) пассивная подчиняемость.
Проявления истинной невропатии обнаруживается не сразу после рождения, а на 3—4-м месяце жизни ребенка.
В дошкольном возрасте недостаточность вегетативной регуляции, повышенная вегетативная возбудимость сглаживаются.
Вместе с тем более заметными становятся психические отклонения — повышенная аффективная возбудимость в сочетании с истощаемостью у одних детей и выраженная тормозимость, пугливость, склонность к психопатологически недифференцированными сверхценным страхам (боязнь темноты, одиночества) — у других.
Деятельность детей с истинной невропатией целенаправленная, однако достижения в связи с повышенной тормозимостью или, наоборот, возбудимостью часто ниже ожидаемых.
Коэффициент интеллектуального развития (IQ) детей в пределах нормы (96—110)
В зависимости от преобладания тормозимости или возбудимости в поведении детей Г. Е. Сухарева (1959) выделяет астенический и возбудимый варианты невропатии.
Синдром «органической невропатии» включает сочетание проявлений невропатии и психоорганического синдрома.
Симптомы невропатии, описанные выше, обнаруживаются уже в родильном доме
Эти симптомы более грубые и монотонные, сопровождаются разнообразной резидуальной неврологической симптоматикой (косоглазие, нистагм, симптом Грефе, тремор подбородка и рук, повышение сухожильных рефлексов, клонус стоп, судороги, угнетение безусловных рефлексов и т. п.), гипертензионно-гидроцефальным синдромом, задержкой развития психомоторики и речи
У детей старше года наряду с проявлениями невропатии отчетливо обнаруживаются церебрастенический и гипердинамический синдромы, тогда как личностные компоненты, черты тормозимости выражены слабо и мало дифференцированы.
Неврозоподобные расстройства в связи с инфекциями, интоксикациями и другими состояниями соматического неблагополучия преобладают над психогенными невротическими реакциями и реакциями протеста.
Психологическое обследование, как правило, выявляет у этих детей инертность психических процессов, повышенную отвлекаемость и истощаемость, пресыщаемость, низкую работоспособность, недостаточную целенаправленность деятельности.
Интеллект этих детей в пределах нормы, но коэффициент интеллектуального развития (IQ) сильно колеблется (от 85 до 115)
В анамнезе детей с органической невропатией отмечается разнообразная патология беременности и родов у матери, а также мозговые инфекции и травмы на первом году жизни.
У детей с синдромом невропатии смешанного генеза до 1 года отмечается легкая, реже средне-тяжелая энцефалопатическая симптоматика (тремор пальцев и подбородка, симптомом Грефе, замедленное закрытие большого родничка, задержка обратного развития рефлексов раннего возраста, мышечная дистония, повышение сухожильных рефлексов и т. д.)
Проявления энцефалопатии, постепенно убывая, сохраняются и после года, но собственно невропатическая симптоматика часто не коррелирует с выраженностью энцефалопатических нарушений.
Как и при истинной невропатии, рано обнаруживается личностный компонент.
Однако на первый план выступает не столько тормозимость, сколько возбудимость, эгоцентризм, капризность, требовательность.
Дети легко вступают в контакт, но они не имеют чувства дистанции, назойливы.
Сравнительно часто возникают аффект-респираторные приступы, реакции протеста.
Так же как и при органической невропатии, имеется большой разброс показателей IQ (от 85—95 до 115—130).
При сохранении проявлений невропатии в дошкольном, а тем более в школьном возрасте создаются предпосылки для формирования психопатий тормозимого типа, особенно астенической психопатии.
П. Б. Ганнушкин (1964) рассматривал невропатию в рамках психопатий астенического типа.
Своеобразное невропатическое состояние или отдельные черты невропатии в виде повышенной вегетативной возбудимости и неустойчивости вегетативных функций, болезненно повышенного инстинкта самосохранения (боязнь всего нового, впечатлительность и пугливость) наблюдаются у некоторых детей раннего возраста
Данные дети впоследствии обнаруживают шизофрению, чаще непрерывную вялотекущую с неврозоподобной симптоматикой [Ижболдина О. Ф., 1940; Буторина Н. Е., 1976].
Вегетативная неустойчивость при этом сочетается с недостаточностью психомоторики, пониженной потребностью в контактах с окружающими, малой выразительностью и недостаточной живостью эмоциональных реакций и вместе с тем с опережающим интеллектуальным и речевым развитием.
В таких случаях можно говорить о психическом дизонтогенезе по типу искаженного развития.
Связь данного варианта сиирома невропатии с шизофреническим процессом остается неясной.
Синдромы невропатии облегчают возникновение под влиянием различных патогенных воздействий (психотравмирующие ситуации, инфекции, травмы и др.у моносимптомных невротических и неврозоподобных расстройств (нарушения сна, энурез, тики, заикание, аффект-респираторные приступы и т. д.), а также так называемых патологических привычных действий (сосание пальцев, кусание ногтей, мастурбация, выдергивание волос на волосистой части головы и бровях — трихотилломания и др.