
- •Б. В. Марков Понятие политического.
- •Введение.
- •Что такое политическое?
- •Идеология современной России.
- •Человек и общество.
- •Трансформация политического в Европе и в России.
- •Тени Маркса.
- •Культура и политика.
- •Сакральность власти.
- •Критика идеологии.
- •Революция и политика.
- •Реквием по политике.
- •Политическая антропология.
- •Делиберативная политика.
- •Государство и общество в России и на Западе. Государство и права человека.
- •Идея вечного мира сегодня.
- •Национальное и национализм.
- •Понятие народа.
- •Классы и сословия.
- •Политика и современность Знание и власть.
- •Мораль и политика.
- •Философия и политика.
- •Телекратия и развитие коммуникативной культуры.
- •Заключение: Хватит быть бедными (против политики нужды).
Национальное и национализм.
Развитие гражданского общества обычно рассматривается как естественноисторический процесс, в котором изменения в сознании определяются теми или иными сложившимся обстоятельствами и раскладом политических сил. Можно указать на некоторые базисные установки при определении современного общества:
1) Общество представляет собой солидарную общность, основанную на правовом равенстве своих членов;
2) Граждане привязаны к территории, на которой они устанавливают свое политическое самоуправление и образуют государство.
3) Единство нации основано на политическом и культурном суверенитете.
Нации появляются как продукт длительного культурно-исторического развития и как политические общности известны со времен средневековья. Началом современного политического процесса является формирование, начиная с 14 в., самостоятельных государств, когда политическая власть конституируется как власть над определенной единой территорией. В этот период складывается сословное общество. Образование наций знаменует второй этап модернизации, когда встал вопрос о легитимности политического суверенитета. Субъектом политики становится население страны и это означает превращение его в гражданскую нацию.
Национальное самосознание объединяет представителей различных групп населения, ранее разделенных региональными, этническими, религиозными барьерами. Для этого необходимы новые основания единства и таковым становится общественное мнение. Развитие национального самосознания протекает неравномерно. На самой ранней ступени существования современных государств право представительствовать от лица нации присваивали себе дворянство и верхушка городского населения. Так в игру истории включается сословная нация. По мере просвещения национальное сознание формируется у читающей публики и охватывает все более широкие слои населения. Носителем национального самосознания становится интеллигенция.
Во второй половине 18 века организуются широкие патриотические движения, которые считаются третей фазой процесса европейской модернизации. Под патриотизмом понимается такое общественно-политическое поведение, при котором общие интересы преобладают над личными. На его основе сформировалась современная модель гражданской нации, для которой характерны: проживание на одной территории и наличие гражданства, право на самоопределение и политическое самоуправление. Согласно новой политической модели, нация состоит из граждан, имеющих право избирать и быть избранными. Выход наций на историческую арену самым непосредственным образом связан со становлением национального государства. Оно характеризуется тем, что суверенитет принадлежит народу, который наделен гражданскими правами и принимает равноправное участие во всех институтах государства.
Национальные государства складываются в результате национального движения, которое возникает на основе определенной программы достижения национального самоопределения в рамках своей территории. Оппозиционные, добивающиеся политической автономии движения порождают внутренние и внешние конфликты. Отсюда современное отношение к таким движениям весьма неоднозначное. Национально-освободительное движение создает идеологию, в которой формулируются как критерии идентификации нации, так и демократические права человека. Национализм – это отрицание равенства и утверждение собственной избранности на фоне неполноценности остальных наций. Таким образом, ксенофобия, шовинизм и антисемитизм являются центральными в национализме, в котором нация понимается как этническая общность.
Современное понимание социальной общности дистанцируется от определения ее в терминах крови и почвы, а также языка и культурного мифа. Политическое сознание не сводится к идеологии и менталитету, хотя и является формой, видом или феноменом общественного сознания. Государство, по сути дела, отделяется от гражданского общества, ядром которого становится третье сословие. Оно институализируется в форме парламента, которое представляет и выражает волю народа. Таким образом, возникает автономное национальное государство – республика. В истории формирования гражданского общества несколько удивляет и настораживает то обстоятельство, что республика воспринимается как мать, рождающая, объединяющая и защищающая своих детей – народ. Зачем в чисто функциональную теорию общества вносится фермент нации", и не приводит ли это национализму? Недееспособность проекта гражданского общества заставила Европу усиленно заняться воспитанием нации, которая все резче отличалась от совокупности людей, связанных общественным договором. Снова было реанимировано чувство патриотизма, и во французском учебнике для школьников рассказывалась история о простом солдате Шовене, который ради любви к родине-матери пожертвовал собой.22 Потребовалась общность территории, языка, а также культуры и даже вероисповедования. Когда к этому добавилась кровь и почва, т.е. общие предки и земля, от которых произошел и на которой вырос гражданин, то получилось нечто столь опасное, что после второй мировой войны снова началась критика теперь уже национального государства.
В англосаксонской литературе под термином национализм понимались любые проявления национального. Первоначально это понятие имело, скорее, позитивный, чем негативный оценочный смысл. После окончания второй мировой войны политический национализм оказался дезавуированным и стал восприниматься как негативный оценочный термин. Однако продолжающиеся национальные движения заставили исследователей преодолеть жесткое моральное различие и более основательно подойти к вопросу о роли наций в современном политическом процессе. Так возникли новые понятия регионализм, сепаратизм, этнонационализм и т.п. Нейтральное, безоценочное употребление термина “национализм” привело к тому, что сегодня нация уже редко трактуется как политическая общность, а в основном рассматривается как культурное и даже этническое сообщество.
В этой связи необходимо проанализировать соотношение понятий «национального» “культурного” и “политического” и тем самым открыть возможность новым, более основательным исследованиям общества
В концепции национальной демократии формирование политической воли представляется как единодушие представителей гомогенной нации, которая мыслится в качестве естественного субстрата государственной организации: все хотят одного и того же и возгласами выражают принятие или неприятие той или иной альтернативы. Отсюда демократическое равенство трактуется не как право на участие в публичной дискуссии, а как причастность к коллективу, к нации. Согласно демократической схеме, народ утверждается актом конституции, однако последняя сама определяется как выражение воли народа. Отсюда принадлежность к "народу" оказывается некой судьбой, а не выражением свободной политической воли. Важная роль в развитии этого тезиса принадлежит Карлу Шмитту, который в ходе интерпретации конституции Веймарской республики собственно и сформулировал идею национального государства: "Демократическое государство, которое находит предпосылки своей демократии в национальной однородности своих граждан, соответствует так называемому национальному принципу, согласно которому нация образует государство, а государство - нацию".23
Отличие народа от "человечества", на понятие которого опирается концепция прав человека, приводит концепцию национальной демократии в вопиющее противоречие с разумно-правовым республиканизмом. Последний считает народ продуктом общественного договора, стремлением жить по законам публичной свободы. Первоначальное решение приступить к автономному демократическому законодательству осуществляется как правовой акт взаимного признания друг друга в качестве субъектов положительного права. Основные права вытекают здесь не из априорного существования народа, а из идеи правовой институализации процедуры автономного законодательства. Если все принимают решение в законодательном решении, в акте учреждения конституции, то это обеспечивает всем даже чуждым друг другу людям равные права и устраняет произвол власти. Но хотя конституция написана от имени народа, она вовсе не реализует его интересов. Более того, она принимается решением большинства и не оставляет для меньшинства иной формы реализации права на протест кроме террористических актов.