
- •Предисловие
- •Глава первая проблема конфликта в истории философской и социологической мысли
- •Глава вторая современные социологические концепции конфликта
- •Глава третья природа социального конфликта
- •Глава четвертая проблема типологии конфликта
- •Глава пятая процесс и динамика конфликта
- •Глава шестая человеческий фактор в конфликте
- •1. Стратегии конфликтного поведения
- •2. Восприятие в ситуации конфликта
- •1. Искажение восприятия мотивов:
- •3. Типы конфликтных личностей
- •Глава седьмая конструктивные модели разрешения конфликтов: конфликтологический подход
- •Глава восьмая связи с общественностью в регулировании и предотвращении конфликтов
- •1. «Управление конфликтом», «предупреждение конфликта», «регу-лирование конфликта», «разрешение конфликта»: определение понятий
- •3. Профилактика конфликтов как функция pr-деятельности
- •Содержание
2. Восприятие в ситуации конфликта
Восприятие – один из важнейших факторов конфликтного взаимодействия: с известными оговорками можно сказать, что конфликты начинаются в головах людей. Именно то, как люди воспринимают определенную ситуацию, обусловливает возможность её дальнейшего развития. Поэтому сами по себе объективные противоречия еще не приводят к конфликтным действиям. Последние, как правило, инициируются субъективным видением проблемы, различными образами ситуации, осознанием несовместимости интересов участников конфликта.
В своем формирование восприятие проходит сквозь совокупность «фильтров», роль которых выполняют ценности, мотивы, цели, мировоззрение человека, его образование, профессиональные качества, социальный статус, культура, жизненный опыт. Кроме того, восприятие находится под воздействием психологических эффектов, существенно преобразующих информацию и впечатления взаимодействующих субъектов. Все это придает образам реальности конкретный и индивидуальный смысл и может стать причиной неадекватного восприятия. Конфликты еще более осложняют этот процесс, искажают восприятие, что, в свою очередь, является существенным препятствием в урегулировании конфликтной ситуации.
М.М. Лебедева считает, что восприятие в условиях конфликта в значительной степени стереотипизировано и включает в себя:
1. Эмоциональный аспект, который выражается в сильной эмоциональной окраске, чувстве враждебности по отношению к противоположной стороне, недоверии, страхе, подозрительности;
2. Информационный аспект (стремление к упрощению информа-ции, схематизм при оценке фактов, крайняя избирательность, фильтрация информации, что существенно сужает восприятие).
Поскольку стереотипы – явления массовой коммуникации, значительную роль в их формировании и поддержании играют средства массовой коммуникации
Стереотипизация восприятия в условиях конфликта приводит и к сужению спектра источников информации и способствует схематизации и упрощению реальных мыслительных и поведенческих моделей («победа или смерть» «свой – «чужой»), в соответствии с которыми происходит управление конфликтом. В результате неадекватности восприятия ограниченным оказывается и число альтернатив, рассматриваемых в качестве вариантов решения проблемы1. При этом обнаруживается невнимание к последствиям того или иного решения, суждения и оценки конфликтного поведения отличаются крайней категоричностью.
Искажение восприятия в условиях конфликта идет по нескольким направлениям и касается всех аспектов конфликтного поведения. При этом исследователями выявлен и описан ряд конкретных феноменов:
1. Искажение восприятия мотивов:
а) приписывающее искажение: поступки противоположной стороны объясняются «злым умыслом», «дьявольским образом врага» (Р.Уайт).
Мотивы другой стороны: подлые, низменные;
б) «иллюзия собственного благородства»: мы жертвы нападок злобного противника, моральные принципы которого весьма сомнительны
2. Искажение восприятия действий:
а) «поиск соломинки в глазу»: собственные свои действия по отношению к оппоненту не осознаются, с негодованием реагируют на его действия;
б) феномен «зеркальных образов или «двойная этика»: одни и те же действия оцениваются прямо противоположным образом; даже когда соперники осознают, что совершают одинаковые поступки, все равно свои действия считают законными, правильными, допустимыми, действия оппонента – нечестными и недозволительными;
в) «все ясно»: очень часто один из партнеров чрезмерно упрощает ситуацию конфликта, причем так, что его действия хороши и правильны, а действия партнера – наоборот, плохи и неадекватны.
3. Искажение личностных качеств:
а) приписывание себе только положительных качеств;
б) обесчеловечивание противника: экскатегоризирование и дегума-низация.
4. Гипертрофированность восприятия: незначительное событие воспринимается как значительное.
5. Реакция успокоенности – отказ верить в то, что противопо-ложная сторона предпримет какие-то серьезные действия.
6. Взаимовлияние негативных образов и их влияние на усиление враждебности.
7. Убеждение, будто противоположная сторона имеет большую свободу в выборе действий.
8. Интерпретация наличия двойственности, неоднозначности как угрожающего фактора.
9. Восприятие дружественных участников как имеющих больше общего, чем на самом деле, в расчете на поддержку, включение, вовлечение.
10. Феномен групповой идентификации и групповой сплоченности1.
Неадекватность восприятия затрудняет взаимодействие конфлик-тующих сторон, искажает, а иногда и делает невозможными их отношения, тем самым препятствуя поиску оптимального взаимовыгодного решения. Особую роль в преодолении негативных образов и в налаживании коммуникации участников конфликта играют массмедиа, одна из задач которых заключается, по мнению Н. Лумана, в обеспечении временной процессуальной последовательности коммуникации, возможности её продолжения даже при наличии конфликта1. Однако средства массовой коммуникации часто выступают источником неадекватной информации о противоборствующих силах, а также инструментом формирования стереотипов массового сознания, в том числе и негативных. В этой связи возрастает значение связей с общественностью как деятельности, нацеленной на установление и поддержание двусторонней коммуникации между конфликтующими сторонами.