Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
А. В. Постернака. Хрестоматия по истории древне...doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
2.61 Mб
Скачать

Lxxxxvii. Траян Плинию

Ты поступил вполне правильно, производя следствие о тех, кого обвинили перед тобой в принадлежности к хри­стианству. Установить здесь какое-нибудь общее опреде­ленное правило невозможно. Выискивать их незачем: если на них поступит донос и они будут изобличены, их следует наказать10, но тех, кто отречется, что они христиане, и докажет это на деле, то есть помолится нашим богам, следует за раскаяние помиловать, хотя бы в прошлом они и вызы­вали подозрение. Списки, поданные без подписи составителя, не должны приниматься ни в каком деле. Это дурной при­мер и не соответствует духу нашего времени.

Лукиан. Обманутые христиане

Лукиан (ок. 120 – ок. 190) – греческий оратор и писатель родом из сирийского г. Самосаты. Подобно софистам, много путешествовал по Малой Азии, Греции, Италии и Галлии, где произносил речи. В конце жизни отошел от риторики и занимался литературными трудами, исполняя должность начальника канцелярии при римском наместнике в Египте. Произведения Лукиана носят сатирическую направленность, в них часто высмеивались языческие боги и религиозные культы. «О кончине Перегрина» (ок. 165 г.) – следующее по времени после Плиния Младшего упоминание в античной литературе о христианах. В XVI в. этот памфлет был включен в первый ватиканский «Индекс запрещенных книг». Печатается по изд.: Лукиан из Самосаты. Избранная проза. М., 1991. С. 253–254. Перев. с древнегреч. Н. Баранова.

(10) <...> Протей11 осудил себя на добровольное изгнание и бродил по разным ме­стам.

(11) Тогда-то он и познакомился с удивительным учением христиан, встречаясь в Палестине с их жре­цами и книжниками. И что же вышло? В скором вре­мени он всех их обратил в младенцев, сам сделавшись и пророком, и главой общины, и руководителем собра­ний – словом, один был всем. Что касается книг, то он толковал, объяснял их, а многие и сам сочинил. Хри­стиане почитали его как бога, подчинялись устано­вленным им законам и избрали своим покровителем: христиане ведь еще и теперь почитают того великого человека, который был распят в Палестине за то, что ввел в жизнь эти новые таинства.

(12) Тогда Протей был схвачен за свою принадлеж­ность к ним и посажен в тюрьму, но даже и это прида­ло ему немало весу в дальнейшей жизни для шарла­танства и погони за славой, которой он жаждал. Лишь только Протей попал в заключение, как христиане, считая случившееся несчастием, пустили в ход все средства, чтобы его оттуда вырвать. Когда же это ока­залось невозможным, они старались с величайшей внимательностью ухаживать за Протеем. Уже с самого утра можно было видеть у тюрьмы каких-то старух, вдов, детей-сирот. Главари же христиан даже ночи проводили с Протеем в тюрьме, подкупив стражу. По­том туда стали приносить обеды из разнообразных блюд и вести священные беседы. Милейший Пере­грин – тогда он еще носил это имя – назывался у них новым Сократом.

(13) И как ни странно, пришли посланники даже от малоазиатских городов, по поручению христианских общин, чтобы помочь Перегрину: замолвить за него словечко на суде и утешить его. Христиане проявляют невероятную быстроту действий, когда случится про­исшествие, касающееся всей общины, и прямо-таки ничего не жалеют. Поэтому к Перегрину от них посту­пали значительные денежные средства, так что заклю­чение в тюрьме само по себе превратилось для него в хороший источник доходов. Ведь эти несчастные уверили себя, что они станут бессмертными и будут жить вечно; вследствие этого христиане презирают смерть, а многие даже ищут ее сами. Кроме того, пер­вый их законодатель вселил в них убеждение, что они братья друг другу, после того как отрекутся от эллин­ских богов и станут поклоняться своему распятому со­фисту и жить по его законам. Поэтому, приняв без до­статочных оснований это учение, они в равной мере презирают всякое имущество и считают его общим. И вот, когда к ним приходит обманщик, мастер своего дела, умеющий использовать обстоятельства, он скоро делается весьма богатым, издеваясь над простаками.

(14) Возвратимся, однако, к Перегрину. Он был освобожден тогдашним правителем Сирии, человеком, склонным к занятиям философией, который, видя глу­пость Перегрина и его готовность умереть, лишь бы оставить после себя славу, отпустил его с миром, не считая даже достойным какого-либо наказания <...>

Церковные авторы о раннем христианстве