Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lektsia_14_Sistema_prava.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
172.54 Кб
Скачать

5. Соотношение понятий «система права», «правовая система» и «система законодательства»

В науке понятие «система» используется для обозначения не­коего целостного явления, состоящего из взаимосвязанных и взаи­модействующих элементов. При этом как целое невозможно без его составляющих, так и последние могут играть свою самостоятельную роль только в рамках системы. При этом каждое системное явление взаимодействует с собственной внешней средой, которая может и сама обладать признаками системности. По отношению к этой более крупной системе более частная система выступает некоей подсисте­мой и т.д. Системным явлениям присуща определенная внутренняя стабильность, относительная целостность и способность к измене­нию и развитию.

Юриспруденция обладает собственной систематикой, опреде­ляемой спецификой ее предмета, для которого системность состав­ляет имманентное качество. Системность в сфере права и правового мышления проявляется на двух уровнях: на уровне конструи­рования правопорядка, где создается система права, и на уровне постижения уже существующего правопорядка, где осуществляется системное отражение правовой материи.

Отношения, в которые вступают отдельные физические лица, и объединения, государство, тесно взаимосвязаны и образуют едино целое. Соответственно и право, регулируя данные общественные ношения, отражая их устойчивые признаки, свойства (в часта. системность), представляет собой целостное образование, систему. Система права имеет объективный характер, так как отражает реально существующую систему общественных отношений и не может строиться по субъективному усмотрению людей.

Система права — это нормативное выражение системности регулируемых им общественных отношений. Она обусловлена историческими, религиозными, национально-этническими и другими торами, образом жизни и менталитетом населения.

Система права это правовая категория, означающая внутреннее строение действующего в государстве права любой страны, которое от­ражает единство составляющих его норм и их разграничение на взаимо­связанные и взаимодействующие правовые общности.

Любая единичная правовая норма приобретает качество, свой­ственное праву в целом, лишь будучи включенной в его общую сис­тему. Итак, вопрос о системе права — это вопрос о том, как право организовано изнутри, из каких элементов и подсистем оно состоит.

Систему права не следует смешивать с двумя другими, близкими, но не идентичными ей явлениями и понятиями — правовой систе­мой и системой законодательства.

Долгие годы система права рассматривалась как идентичное по­нятию правовой системы. Однако в последние годы при всем раз­нообразии взглядов на понятие «правовой системы» выработалось определенное совпадение по поводу основных аспектов данной ка­тегории.

Под правовой системой подразумевается вся правовая жизнь страны, рассматриваемая через призму системности. Это — комплексная, интег­рирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность.

По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье, правовая система — это «вместилище, сосредоточие разнообразных юридических явлений». Если выражение «правовая система» была лишь простым синонимом объективного (или позитивного) права, то его значение было бы сомнительным (См.: Карбонье Ж. Юридическая социология. — М., 1986. — С. 197, 276—277.).

Отсюда можно сделать вы­вод, что категория «правовая система» гораздо шире, чем понятие «система права», поскольку она характеризует не только систему права, но и развитие и структуру законодательства — систему зако­нодательства.

Система законодательства представляет собой совокупность суще­ствующих в том или ином государстве нормативных правовых актов (конституций, законов, указов, статутов, декретов, постановлений пра­вительства и др.), подразделяющуюся в соответствии с различными критериями на качественно определенные составные части (например, на законы и подзаконные акты) и являющуюся одной из внешних форм выражения правовых норм.

В юридической науке давно сложилось понимание системы за­конодательства как явления, в большей степени зависимого от воли законодателя, руководствующегося при этом практическими сооб­ражениями. Система права складывается в каждой стране исторически, соответственно опосредуемым правом общественным отноше­ниям, система же законодательства является результатом его целе­направленного упорядочения.

Немаловажное значение для разграничения «правовой системы» и «системы права» имеет то обстоятельство, что национальная пра­вовая система имеет общие черты с правовыми системами других государств; на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества — религия, философия, мораль, художественная культура, а также политика, политическая культура. Таким образом, правовая система — часть общесоциальной системы. Все это позволяет сопоставить правовую систему с другими столь же широкими системами — экономической, политической, мораль­ной, выявить их специфику, возможности, формы взаимодействия как однопорядковых по своему уровню явлений. Современная тео­рия права должна подняться на такой уровень обобщения, чтобы можно было более глубоко и всесторонне анализировать и оцени­вать возникшую сегодня новую правовую реальность как целостный феномен, как систему.

Следует рассмотреть более подробно соотношение системы права и системы законодательства. Система права и система законодательства — тесно взаимосвязан­ные, но самостоятельные юридические категории, представляющие два аспекта одного и того же явления — позитивного права. В фило­софском плане система права и система законодательства соотносятся между собой как внутренняя и внешняя формы права. Система права как внутренняя организация содержания права, как его структура, соответствует характеру регулируемых им общественных отношений.

Система законодательства есть выражение системы права, ее объекти­вированная форма (а точнее — одна из внешних форм).

Система права и система законодательства не совпадают по кру­гу источников, в которых они выражены: система законодательства воплощена в законах, иных нормативных правовых актах; система права находит воплощение не только в позитивном праве, но и ото­бражена в обычном праве, неписаных принципах права и аксиомах, международно-правовых актах, имеющих рекомендательный харак­тер, договорах нормативного содержания, судебных прецедентах и даже в правосознании.

Но поскольку в нашей стране большинство действующих право­вых норм находит свое закрепление именно в законодательстве, то можно утверждать, что право России не существует вне законода­тельства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

Система права и система законодательства создаются законода­телем, но в результате разных его действий. Система права склады­вается исторически, на базе основополагающих политических ре­шений законодателя, как бы очерчивающих главные линии направ­ления развития нормативно-правового регулирования. Для ее возникновения не обязательны кодификация и даже консолидация правовых норм. Для создания отраслей законодательства всегда харак­терна его упорядоченность, выраженная в строгой систематизации.

Анализ законодательства (прежде всего ст. 71, 72 Конституции РФ) позволяет выделить три группы отраслей законодательст­ва:

1) одноименных с отраслями права (уголовное, гражданское, зе­мельное и др.);

2) комплексные отрасли законодательства — отрас­ли, состоящие из норм различных отраслей права: административ­ного, гражданского, уголовного. К комплексным отраслям следует отнести хозяйственное право, аграрное, или сельскохозяйственное, и некоторые другие;

3) отрасли законодательства, «привязанные» к соответствующим сферам государственного управления и сферам го­сударственной деятельности (законодательство о водном, воздуш­ном, железнодорожном транспорте, об образовании и т.д.).

Отсюда количество отраслей законодательства значительно пре­вышает число отраслей права. Общеправовым классификатором от­раслей российского законодательства, утвержденным Указом Пре­зидента РФ, охватывается 48 таких отраслей.

Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органиче­ского единства с внешней формой права — системой законодатель­ства. Законодательство — форма существования прежде всего пра­вовых норм, средство придания им определенности и объективно­сти, их организации и объединения в конкретные правовые акты.

В то же время система законодательства — это не просто совокуп­ность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоординированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет раз­личных факторов, главным из которых является предмет правового регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплекс­ном построении источников права.

Отраслевая обособленность венчает систему законодательства. Подобное обособление возможно при условии, если оно отражает особенности содержания правового регулирования. Обособить в за­конодательстве можно только то, что обособляется в действитель­ности. Строение законодательства понимается как система лишь потому, что оно является внешним выражением объективно суще­ствующей структуры права. Структура права для законодателя вы­ступает как объективная закономерность. Поэтому в его решениях о системе законодательства, строении нормативных правовых актов неизбежно проявляется реальная, объективно обусловленная потреб­ность существования самостоятельных отраслей права, подотраслей, институтов, юридических норм. В процессе правотворчества зако­нодатель должен исходить из особенностей отдельных подразделе­ний права, своеобразия их соотношения друг с другом.

Фактически отрасли права и отрасли законодательства никогда полностью не совпадают ни по количеству, ни по наименованиям, ни по конкретной структуре. Это и понятно, так как связь между ними не есть результат зеркального отражения, она носит весьма сложный опосредованный характер, в зависимости от особенностей «промежуточных» факторов проявляется по-разному. В ряде случаев в цепочке причинно-следственных связей такие отрасли даже «ме­няются местами», если становление новой отрасли права обуслов­ливается преимущественно интенсивным развитием одного из су­ществующих подразделений законодательства.

В одних случаях мы можем констатировать факт, когда отрасль права есть, отрасли законодательства нет (финансовое право, право социального обеспечения, сельскохозяйственное право и т.д.). Та­кие отрасли права не кодифицированы, действующий в этой сфере нормативный материал разбросан по различным актам, нуждаю­щимся в кодификации.

Не исключена и обратная ситуация, при которой отрасль зако­нодательства существует без отрасли права (таможенное законода­тельство, Воздушный кодекс и т.д.).

Может быть и идеальный вариант, когда отрасль права совпадает с отраслью законодательства (гражданское право, уголовное, трудо­вое, административное и т.д.). Такой вариант наиболее желателен, ибо сближение двух систем, их гармоничное развитие повышает эффективность функционирования всего правового механизма.

Тем не менее научно обоснованное построение системы нормативных правовых актов закономерно ведет к тому, что они не в любой плоскости и не во всех элементах бывают адекватными отрас­левым и иным правовым комплексам содержания права.

Итак, система права и система законодательства не тождественны. Между ними имеются существенные различия, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности.

Различия между системой права и системой законодательства проводятся по следующим основаниям:

1) по составу — первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства выступа­ет нормативно-правовой акт;

2) по объему — с одной стороны, законодательство не охватыва­ет всего многообразия нормативности, о чем говорилось ранее; а с другой — система законодательства по объему представленного в нем материала шире системы права, так как включает в свое со­держание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.), в системе законодательства могут существовать и существуют недействующие предписания, свой­ством же права является его действенность;

3) система права объективна по происхождению и содержанию, но как продукт отражения социальной формы движения материи — субъективна. Система законодательства в онтологическом и гносео­логическом плане также объективна, поскольку в своей основе она имеет реально существующую систему права, но субъективные момен­ты в системе законодательства более заметны, чем в системе права;

4) различны в определенной мере факторы, образующие эти сис­темы; системообразующими факторами отраслевой системы права выступают предмет и метод правового регулирования, поэтому нор­мы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. От­расли же законодательства, регулируя определенные сферы государ­ственной жизни, выделяются только по предмету правового регули­рования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однород­ной, как отрасль права;

5) система права более целостна, это органическая, самооргани­зующаяся система. Система законодательства — менее целостна, она носит лишь организованный характер;

6) внутренняя структура системы права не совпадает с внутрен­ней структурой системы законодательства. Так, вертикальная струк­тура системы законодательства строится в соответствии с юридиче­ской силой нормативных правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает федеративное устройство Российской Федерации, в соответствии с которым ведется федераль­ное и республиканское законодательство. Вертикальная же структура права — это его деление на нормы, институты, отрасли и т.д.;

7) система права более устойчива, она развивается скачкообразно в отличие от постепенного развития системы законодательства и т.д.

Необходимость проведения различия между системой права и системой законодательства вызывается, помимо прочего, потребно­стями систематизации законодательства, т.е. деятельностью госу­дарственных органов, направленной на упорядочение законодатель­ства, приведение его в стройную, логичную систему.

Установление правильного соотношения между системой права и системой законодательства — важная теоретическая и практиче­ская задача. Надлежащее ее решение призвано обеспечить доступ­ность, сокращение ненужной множественности актов, их согласо­ванность и правильное применение на практике.