Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
rozhkov-ocherki.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
2.17 Mб
Скачать

Глава 6 истоки западного монашества

СВ. БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ И ЕГО УСТАВ

Родиной монашества является египетская пустыня — Фиваида, где уже в середине III в. укрывалось от императорских гонений и соблазнов мира множество отшельников. Преподобный Антоний Ве­ликий в начале IV в. заложил основы монашеского общежития, пос­ле чего монастыри и лавры стали стремительно распространяться по всему Египту и за его пределами.

Св. Василий Великий (| 379 г.), посетив Египет и Сирию, основал более умеренный тип монашеской жизни у себя в Каппадокии. Смяг­чив аскетические крайности, св. Василий придал большое значение апостольской и воспитательной деятельности монахов в миру.

Влияние восточного монашества быстро распространилось на За­паде, где уже в начале IV в. заметно возросли аскетические настро­ения. Такие апологеты аскетизма, как св. Афанасий Великий (автор «Жития св. Антония»), еп. Павел Антиохийский, св. Иероним, посе­щали Рим и вдохновляли своих западных собратьев примером вос­точных подвижников.

Увлеченные новым идеалом, многие христиане Запада уезжали в Египет и Палестину, но вскоре очаги «пустынножительства» стали возникать и в Западной Европе. Близость к миру и условия тогдаш­ней жизни побуждали к принятию более умеренных форм монас­тырской жизни. Наибольшее распространение получил устав св. Василия и основанный на нем устав св. Кассиана (род. ок. 360 г.). II Ватиканский Собор так высказался о начальном монашестве: «Сре­ди членов ранней Церкви были мужчины и женщины, желавшие практически осуществить евангельские заповеди, т. е. следовать в большей свободе за Христом, тверже подражать Спасителю, добро­вольно посвящая Ему жизнь и избирая ту или иную форму служе­ния. Это были монахи, свидетельствующие об абсолютности Бога своей стойкой жизнью, к которой их призвал святой и подвигла Цер­ковь.

Проповедью и молитвой монахи и монахини возделывают гряду­щее Царство Божие, чей символ и провозвестие — они сами: возде­лывают в духе заповедей блаженства, заключающих в себе идеал всякого христианина, призванного жить, подобно Христу, в Духе Свя­том, в общении любви с Его Отцом и Отцом нашим и со всеми наши­ми братьями».

«Отцом западного монашества» Римская Церковь считает св. Бенедикта Нурсийского (480—512 гг., память 14 марта), подвизав­шегося в начале VI в. вблизи итальянского города Сполето. Проис­ходя из аристократического рода, св. Бенедикт получил хорошее по тем временам образование. Св. Бенедикт три года провел в неприс­тупной пещере, куда некий монах подавал ему пищу. Этим он при­обрел широкую славу, и вокруг него стали собираться многочислен­ные отшельники. Св. Бенедикт разбил их на двенадцать групп по двенадцати человек и начал разрабатывать принципы монашеского общежития. Кроме молитвы и труда монахи занимались воспитани­ем и обучением детей местной знати.

Изгнанный по интригам местного священства, св. Бенедикт с несколькими учениками основал монастырь в Монте-Кассино, меж­ду Римом и Неаполем, где и написал свой устав, ставший основой организации западного монашества.

Св. Бенедикт представляет монашеское братство как военный отряд: «Должны мы учредить отряд божественной службы». Устав воспринимается им как закон воинской дисциплины, непреложный и нерушимый. Анахорет, ведущий одинокую борьбу с плотью и дья­волом, должен быть «хорошо снаряжен к бою», а приобрести необ­ходимый опыт и твердость он может лишь в братском общежитии, которое является, по мысли св. Бенедикта, главной формой аскети­ческого служения.

Устав св. Бенедикта ограничивается изложением лишь самых необходимых принципов монашеской жизни. Совершенство же дос­тигается личным усилием монаха, которому могут быть полезны для этой цели любые наставления Святых Отцов, каждая строка Свя­щенного Писания, монастырские уставы, написанные ранее (напри­мер уставы св. Василия или св. Кассиана). Абсолютное послушание аббату, бедность и молчание входили в число основных условий мо­нашеской жизни по уставу св. Бенедикта.

Особое значение имела «лестница смирения», состоявшая из две­надцати ступеней, на вершине которой монах достигает той «совер­шенной любви, которая изгоняет страх», и тогда монах выполняет уже из любви к Богу и доброй привычки то, что раньше делал «не без ужаса» и из чувств долга.

Устав св. Бенедикта отличался разумностью и умеренностью тре­бований, достижимостью поставленных целей.

79

78

Св. Бенедикт пытался превратить монастырь в замкнутую хо­зяйственную единицу, с мельницами, огородами, пашней, хозяйствен­ными постройками и т. д. Монахи спали в общей спальне, в одежде, чтобы быть готовыми в любую минуту встать по первому зову абба­та; семикратное моление, труд и чтение составляли день монаха. Книги выдавались из библиотеки по специальному кодексу, причем старший, назначенный аббатом, следил, чтобы монах не подменял назначенное ему чтение другим.

Аббат, возглавлявший монастырь, избирался пожизненно. Из­брание утверждалось епископом, и сам аббат подчинялся только ус­таву, распоряжаясь и хозяйственной и духовной жизнью монасты­ря. Аббат являлся единственным представителем монастыря в миру. По разрешению аббата монахи общались с родственниками и посе­тителями монастыря.

Благодаря высокому уровню своей духовной жизни бенедиктин-ские монастыри становились центрами религии и культуры, убежи­щами для окрестных жителей во время бедствий и нападений врагов.

Культурное значение бенедиктинских монастырей возросло, когда в их число вошли монастыри, основанные сенатором Кассиодором (t ок. 565 г.), проявлявшим большую заботу о сохранении классической образованности.

Устав преп. Бенедикта удачно сочетал в себе традиции восточ­ного монашества с особенностями западной жизни и в силу своей полноты, краткости и практичности быстро распространился на се­вере Италии и по всей Западной Европе.

При папе св. Григории Великом (590—604 гг.) устав св. Бенедикта был утвержден в римских монастырях и стал применяться повсеме­стно.

Большую роль в распространении и укреплении монашества в Европе сыграли ирландские и английские монахи. Ирландия и За­падная Британия (Уэльс), обращенные в христианство в конце IV — начале V вв., стали очагами миссионерства и прибежищем греко-римской культуры. Последнее отчасти объяснялось тем, что ирлан­дцы, внутренне чуждые соблазнам эллинского и римского языче­ства, не испытывали того религиозного страха перед этой культу­рой, как их романизированные собратья в Европе.

По своему культурному уровню Ирландская Церковь IV—VIII вв. занимала первое место в Европе. Ирландские монахи, в большом числе переселявшиеся на материк, преподавали в монастырских шко­лах Европы, подготавливая культурное возрождение эпохи Каро-лингов. Из их среды вышел такой крупный мыслитель, как Иоанн Скот Эриугена.

Ирландский подвижник св. Колумбан (540—615 гг.) основал в Бургундии и Северной Италии ряд монастырей, отличавшихся осо-

бой строгостью в аскетической жизни и высоким уровнем образо­ванности.

Приняв устав св. Бенедикта, ирландские монахи способствовали его распространению по всей Европе. К началу IX в. устав св. Бене­дикта утверждается в Италии, Франции, Германии, близок к победе в Испании и Англии, проникает даже в Палестину.

В глухих лесах, труднодоступных горах, в болотистых местнос­тях, на берегах рек и озер Европы стали появляться многочислен­ные монастыри, насчитывавшие по сто и более монахов. Упорный монашеский труд преображал необжитые земли, их аскетический и молитвенный подвиг привлекал к ним массы христианского народа, миссионерский пыл приводил к укреплению веры, созданию новых церквей. Сохраненная за стенами монастырей античная образован­ность стала приносить первые плоды, закладывая на «варварской» почве основы средневековой культуры.

Монастырям покровительствовали не только папы, но и светс­кие правители, герцоги и короли, дарившие им земли и денежные субсидии, что способствовало еще большему их укреплению. Особое значение монастырям придавал Карл Великий, при котором мона­шеская образованность послужила основой культурного возрожде­ния. Так, одним из ученейших людей IX в. был Храбан Мавр, аббат знаменитой Фульды — монастыря, насчитывавшего более четырех­сот монахов.

Сравнивая процесс роста монашеского движения на Востоке и на Западе, Л. П. Карсавин, исследователь этого движения, отмеча­ет, что на Востоке развитие форм аскетической жизни было «сво­бодным и самодовлеющим процессом», тогда как на Западе идеологи и энтузиасты аскетизма насаждали монашество активно и воинствен­но, «нетерпеливо ускоряя» естественный процесс, вступая в литера­турную полемику со своими противниками, втягивая в эту борьбу клир и мирскую власть. Это способствовало тому, что западное мо­нашество оказалось в целом менее созерцательным, более прибли­женным к миру, более организованным и приспособленным для вы­полнения апостольского и воспитательного служения.

ТЕКСТЫ

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]