Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
rozhkov-ocherki.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
2.17 Mб
Скачать

Глава 4

ПАПСТВО В ФОРМИРОВАНИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИКИ (IX в.)

ИМПЕРАТОРСКАЯ ВЛАСТЬ

В IX в. произошли исключительно важные изменения. Сравним начало века и конец. В начале века при Карле Великом и полити­ческая, и духовная власть над Западом — в его руках. В капитуля­риях даются подробнейшие наставления епископам, клиру и мона­хам. Император входит во все детали. Его посланцы следят не толь­ко за политикой и правосудием, за торговлей и денежными делами, но и за поведением епископов и священников. Они смотрят за тем, хорошо ли те знают и понимают церковное право, много ли раздают милостыни, успешно ли проповедуют, нет ли у них охотничьих со­бак и соколов. Кроме того, королевские посланцы наблюдают за тем, знают ли миряне «Отче наш» и «Символ веры», соблюдают ли вос­кресенье, платят ли церковную подать и не совершают ли язычес­ких обрядов. Именно этим отличаются капитулярии от прежних франкских законов (салического закона, ринуарского и т. д.).

В одном из писем Карл Великий живописно говорит о том, как он понимает императорскую власть и как — власть папы. «Пока импе­ратор сражается, — пишет он, — папа воздымает руки к небу, как Моисей, чтобы его заступничеством народ христианский побеждал всегда и везде врагов Святого Имени и чтобы Имя Господа нашего Иисуса Христа славилось по всему миру».

Итак, император действует, папа молится. Когда выбрали папой Льва III (795 г.), Карл серьезно советовал ему жить честно, следо­вать святым канонам и во всем подражать Христу. Карл Великий, а не папа, был главным защитником мира в церквах.

ПАПСКАЯ ВЛАСТЬ

Так обстояли дела в начале IX в. Если же мы перенесемся в конец этого века, в понтификат папы св. Николая I (858—867 гг.), различие будет очевидным.

62

Власть — и политическая, и духовная — перешла в руки пап. «Святейший Престол, — пишет Николай I, — опираясь на помощь Божию должен мудрыми решениями вносить порядок во все части света и во все дела». Власть его выше не только власти епископов, но и власти императоров. Однажды Николай I упрекнул в письме Карла Лысого. Тот пытался оправдаться, но папа ответил ему пись­мом, в котором говорит, что, даже если он ни в чем не виноват, папа, как истинный отец, вправе наказывать его для его же пользы.

Как же произошел этот сдвиг? Тайну эту раскрывает нам прав­ление императора Людовика Благочестивого.

ИМПЕРАТОР ЛЮДОВИК БЛАГОЧЕСТИВЫЙ (814-840 гг.) Людовик Благочестивый сменил на троне своего отца Карла Ве­ликого. Он был образован, добр и благочестив. Но в отличие от отца Людовик не обладал твердой волей. Лучшие его качества обесцени­вались из-за слабохарактерности. Он даже не умел управлять соб­ственными сыновьями. Их у него было четверо — от первой жены Лотарь, Людовик и Пипин и сын от второй жены Карл Лысый. Именно из-за Карла и начались все его беды.

Людовик впервые разделил свою империю в 817 г., еще при жизни первой жены. Он завещал ее троим сыновьям, но главным назначил Лотаря, так что предполагалось, что после смерти Людовика Благо­честивого императорский принцип не нарушится. Когда родился Карл, надо было выделить что-то и ему, и император забрал часть земель у его братьев. После этого было еще несколько разделов. В результате трое старших сыновей восстали против отца. Лотарь, получивший земли, которые с тех пор и зовутся Лотарингией, выс­тупил из Италии во главе войска. С ним был папа Григорий IV (827— 844 гг.).

КРИЗИС ИМПЕРИИ. ОТРЕЧЕНИЕ ЛЮДОВИКА БЛАГОЧЕСТИВОГО

Неподалеку от Базеля, на так называемом «поле лжи» сыновья победили отца в июне 833 г. Лотарь стал императором на съезде в Номпьене, где присутствовало много епископов и аббатов. Приехав­шая к Людовику Благочестивому делегация епископов обличала его ошибки и грехи, вменяя ему в вину то, что мирную прежде империю раздирают распри. Он признал себя виновным и пожелал покаяться публично. В церкви св. Медарда в Суассоне в октябре 833 г. Людо­вик покаялся в присутствии Лотаря и знати и попросил наложить на него епитимью. Он попросил отпущения грехов у епископов, «кото­рым Бог», как он выразился, «дал власть вязать и разрешать на земле».

63

Потом Людовик Благочестивый снял знаки отличия военного вож­дя, положил их на алтарь, снял мирское платье, надел одежду каю­щегося, и епископы в знак прощения возложили на него руки.

ПАПСТВО ВЫХОДИТ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ АРЕНУ

Итак, епископы одобрили отречение Людовика Благочестивого, но над епископами стоял папа. Он тоже сыграл в этом деле немалую роль. Присутствие Григория IV в лагере Лотаря сильно повлияло на сторонников императора. Правда, несколько епископов, верных им­ператору, послали письмо папе, упрекая его. Папа очень сурово от­ветил им. Таким образом, папа впервые вмешался в политику. В своем ответе епископам он объяснил свои мотивы. Они были чисто религиозными, а это означало, что цели духовные и мирские для папы стали неразличимы или, вернее, духовный идеал начал погло­щаться идеалом мирской жизни. Епископы и папа обвинили несчас­тного Людовика в том, что он «возмутитель мира» (perturbator pads), а кому, как не им, судить такие грехи? Здесь, как мы видим, сдвину­ты и смешаны политическое и нравственное значения слова «мир». Именно это смешение политического и духовного прежде всего ха­рактерно для Средних веков. Папа Григорий IV отвечал епископам: «Как можете вы возражать мне, когда я выполняю миссию мира и единства, дарованных нам Христом?»

Людовик был отправлен в монастырь. Через год он вышел и сно­ва стал править. Умер он в 840 г. Сыновья продолжали бороться друг с другом, пока после битвы при Фонтанэ, где большой урон потерпел Лотарь, империя не была разделена Верденским догово­ром (843 г.). В результате были образованы Западно-Франкское и Восточно-Франкское королевства — будущие Франция и Германия. А роль пап осталась такой, какой стала в 833 г. Преемники Григо­рия IV Сергий II (844—847 гг.), Лев IV (847—855 гг.) и Бенедикт III (855—858 гг.) считали себя, как и он, блюстителями политического мира. Была подготовлена почва для Николая I (858—867 гг.).

Именно так папство смогло достичь духовной гегемонии над хри­стианским миром. Причины именно здесь, а не в апокрифическом Константиновом даре. Согласно недавним работам, документ этот был составлен около 754 г., когда папа Стефан II готовился посетить Галлию. Основан он был на истинном факте: перенеся столицу из Рима в Византии, Константин отдал в собственность папам комп­лекс построек на Латеранском холме в Риме. По легенде же он пода­рил весь «Рим, а также все провинции, местности, города Италик и западных областей». Реального документа не существовало, но был изготовлен подложный, в подлинность которого верили на протяже­нии всех Средних веков.

ОБ ОТРЕЧЕНИИ ЛЮДОВИКА БЛАГОЧЕСТИВОГО

Обстоятельства, вынудившие Людовика Благочестивого покаять­ся, сильно отличаются от тех, которые более чем через два столетия позволили папе Григорию VII отлучить от церкви германского импе­ратора Генриха IV, и вот почему:

1) съезд в Компьене не был церковным Собором; там присут­ствовали и знать, и народ (universus populus);

2) Людовик уже отказался от власти, во всяком случае уступил ее Лотарю;

3) в 833 г. главная роль принадлежала не папе, а епископам. Именно они своей духовной властью, как «наместники Христовы и ключари Царства Небесного», санкционировали совершившееся.

Это произошло потому, что Карл Великий объединил в своем лице мирскую и духовную власти, стал светским защитником цер­ковного мира, и все это приняли. Когда же его незадачливый преем­ник не сумел сохранить мира, появилась возможность забрать у него обе власти. Епископы сочли, что именно они смогут исправить дело, причем не свергая Людовика, но одобрив его отречение.

ГЕРМАНСКИЕ ИМПЕРАТОРЫ И ПАПСТВО

Папа Адриан III в постановлении, изданном в 884 г., предполо­жил, что в будущем император должен явиться с Апеннинского по­луострова. По-видимому, он имел в виду такого защитника, который заботился бы об обороне Рима, но не был столь могущественным, чтобы серьезно угрожать высокому положению папы. Однако это предложение только ухудшило дело. В Италии не было ни одного государя, обладавшего достаточной властью для того, чтобы гаран­тировать безопасность Апостольского Престола. Римские и итальян­ские фамилии старались всячески унизить папство, которое стало объектом насилия и интриг. Через полвека средняя продолжитель­ность понтификата не превышала трех лет. Некоторые папы по­грязли в разврате. Нужна была сильная рука не только для того, чтобы предоставить папству светское могущество, но и чтобы защи­тить его от самого себя, а также от римского окружения, которое едва ли создавало здоровую обстановку для деятельности Намест­ника Христа.

Именно при таких обстоятельствах саксонец Оттон Великий при­был в 962 г. в Рим и был коронован в базилике св. Петра.

То, что Римская Церковь почувствовала необходимость найти себе светского протектора, оказало еще раз глубокое влияние на ев­ропейскую историю. На первый взгляд, германцы могли дать мень­ше, чем франки. В отличие от империи Карла Великого, их государ­ство не занимало большую часть Западной Европы, а в отличие от

64

65

5- 4210

византийского императора германский император не имел объеди­ненного, твердо контролируемого им государства, как не имел и на­дежного административного центра. К тому же Западная Церковь далеко не подчинялась гражданской власти.

Тем не менее Саксонские императоры приняли на себя прямую ответственность за события в Риме, действуя иначе, чем их предше­ственники в возрожденной империи. Они не раз ездили в Рим, что­бы посмотреть, достойный ли человек избран папой, а их выбор боль­ше, естественно, останавливался на северянах. Но северная религи­озная реформа и северная имперская власть не могли идти в одном направлении. Усиление папства путем очищения означало, что его обновленная сила придет в столкновение со светскими притязания­ми императора. Спор будет идти об их гегемонии, причем император притязал на власть от Бога, а папа считал себя наместником Христа на земле.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]