Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Концепции современного естествознания Учебник_Г...rtf
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
8.24 Mб
Скачать

17.3. Универсальный эволюционизм и синергетика

Нелинейное развитие случайных процессов через бифуркации приводит к одномоментной потере устойчивости, созданию прин­ципиальной неопределенности, неустойчивости, когда пути эво­люции в точках бифуркации становятся непредсказуемыми, и поскольку на систему действуют случайные факторы, память системы (наследственность) теряется.

В сложных самоорганизующихся системах их развитие через бифуркации типично для большинства процессов, происходя­щих во времени. Момент бифуркации — процесс, длящийся очень короткое время, в течение которого происходит резкая ка­чественная перестройка свойств системы, и определяющую роль в дальнейшем развитии процессов начинают играть случайные факторы. Бифуркационный механизм развития носит универ­сальный характер и является одним из важнейших путей самоор­ганизации. Такое представление о развитии динамических про­цессов на этапах самоорганизации, где основное значение име­ют случайные факторы, позволяет объяснить многие явления социально-экономического порядка и истории общества в це­лом. Механизмы же развития системы между бифуркациями мо­гут быть определены, и в этом смысле теория самоорганизации выступает как универсальный эволюционизм, реализуемый через не­линейные процессы.

Революционные процессы с их непредсказуемым исходом яв­ляются типичными процессами бифуркационной природы. Как показывает история, ни в одной революции никому не удалось предсказать характер постреволюционного развития и добиться того результата и целей общественного и социального развития, ради которых и предпринимались революционные перестройки.

Понятие бифуркации вместе с дарвиновской триадой являет­ся одним из ключевых представлений универсального эволю­ционизма. Таким образом, механизм развития системы через би­фуркации имеет решающее значение в общем представлении эволюции, являясь источником роста разнообразия разных форм организации сложных систем различной природы и непрерывно возрастающей сложности этой организации [63].

Возникновение иерархии материи в процессах самоорганиза­ции, завершившееся в живой природе видообразованием, опре­деляется теми же правилами естественного отбора и памятью системы (наследственностью). Несмотря на статистический ха­рактер взаимодействия объектов в системах, в живой и социаль­ной природе, они формируются не случайно, а в некотором порядке, который может быть описан с помощью системного анализа иерархии сложных систем. Поэтому и социальная эво­люция, возникшая в результате самоорганизации, может быть описана системным процессом.

Обмен веществом, энергией и информацией является основ­ным интегрирующим фактором, создающим и поддерживающим целостность системы. Один из главных признаков развития со­стоит в приспособлении (адаптации) открытых систем к внеш­ней среде при взаимодействии с ней. Специфичными формами адаптации можно считать организацию жизни и эволюцию ее социально-экономических форм.

Организация любой сложной системы представляет собой упорядоченную связь ее элементов и частей, функции которой направлены на достижение определенного полезного результата и сохранение системы. В этом и есть смысл целеполагания само­организующихся систем. Поэтому самоорганизация реализуется через адаптацию и, следовательно, приспособляемость является причиной эволюции любых систем. Для существования и разви­тия общества необходимо целесообразное, т. е. способствующее сохранению системы, реагирование на воздействие внешней среды, и адаптация здесь выступает в качестве основного систе­мообразующего фактора. Можно считать, что жизнедеятельность любого организма, в том числе и в социальном плане, можно рассматривать как приспособляемость в условиях эволюции.

Эволюция характеризуется возникновением стабильных, ква­зистационарных, принципиально неравновесных термодинами­ческих структур. В рамках общего процесса самоорганизации возникают более или менее устойчивые структуры, способные реализовывать обратные связи, которые уже сами играют роль новых принципов отбора. Применение принципа обратной свя­зи в системном анализе коэволюции человека и биосферы, осо­бенно в условиях развития техногенных цивилизаций, играет особую роль в обеспечении будущего человечества.

Особое внимание уделяется отрицательным обратным связям, восстанавливающим по упоминавшемуся принципу Jle Шателье — устойчивость системы. Это было обусловлено стабильностью сис­темы и ее способностью реагировать на внешние возмущения так, чтобы они не выводили ее из состояния установившегося квазиравновесия. Однако описать особенность эволюции слож­ных систем, социальной природы с помощью лишь одних меха­низмов отрицательных обратных связей не удается.

Как уже обсуждалось, положительные обратные связи, усили­вающие самой системой внешние воздействия на нее, способст­вуют развитию системы. Именно такие связи приводят к услож­нению системы и росту разнообразия ее элементов. В любой сложной саморазвивающейся системе имеются как отрицатель­ные, так и положительные обратные связи. Первые отвечают за стабильность системы и сохранение существующего квазиравно­весия, вторые — за развитие системы, рост сложности и разно­образие ее составляющих. Оба механизма функционируют сов­местно, подобно наличию в сложной системе и порядка, и хаоса. При этом механизм положительных обратных связей не наруша­ет целостности всей системы, ее стабильности и способности противостоять разрушающим факторам

.При анализе Эволюционной теории биосферы необходимо изучить огромное количество возможных бифуркационных со­стояний, условий перехода между ними и структуры аттракто­ров, которые определяют в синергетике окрестности стабильных состояний. Нелинейная самоорганизующаяся система может иметь в процессе своей эволюции несколько квазистационарных режимов устойчивости, т. е. целый ряд различных аттракторов. Можно предположить, что эволюционный процесс, который при­вел к появлению человека, мог реализоваться только в окрест­ности одного из аттракторов. Переход в окрестность другого ат­трактора мог бы устранить возможность появления разумной жизни на Земле.

Учитывая внутренние причины эволюции природы, можно предположить, что любой процесс самоорганизации способен реа­лизовать лишь те потенциальные возможности создания новых форм организации, которыми располагает сама природа. В своем усложнении структур она вводит в действие все новые и новые принципы запрета. Поэтому усложнение организации нашего ми­ра требует глубокого изучения и более направленного использо­вания этих потенциальных возможностей природы и общества.

Появление интеллекта как высшей познавательной способ­ности человека является началом перехода к новому периоду в еди­ном процессе саморазвития материального мира, когда материя приобретает способность познавать самое себя и тем самым пред­видеть некоторые последствия наличия человеческого разума.

Возникает возможность изменения характеристик глобаль­ного эволюционного процесса и даже выбора путей эволюции. В условиях нашей планеты, в которых возникли именно такие формы жизни и общества, какие мы наблюдаем в реальности, эта потенциальная возможность создается вместе с совершенст­вованием человека и общества при определенном уровне разви­тия науки и техники.

Стратегия развития человечества должна не просто согласо­вываться с развитием всей биосферы, но и быть такой, чтобы развитие биосферы происходило в нужном для человека направ­лении коэволюции человека и природы. Научная программа разработки принципов коэволюции и концепции перехода от био- к ноосфере гораздо шире тех естественнонаучных и эконо­мических подходов, применяемых сейчас в экологии, и должна носить принципиально гуманистический характер [63, 177, 182].

Универсальный эволюционизм по-новому рассматривает че­ловека в природных процессах преобразования, показывает его включенность в эти процессы. Он кардинально меняет представ­ления самого человека о собственных возможностях. Если рань­ше наука воспринималась как средство (инструмент) преобразо­вания и подчинения окружающей природы, то теперь — как ме­тод установления допустимых (разумных) рамок воздействия на природу, включая и собственно природу человека.

Сегодня уже широко обсуждается принцип коэволюции чело­века и природы, формируется новая этика, регламентирующая научные исследования. Идея эволюции используется как в сов­ременной, так и культурах прошлых эпох. Сущность эволюцио­низма, основываясь на представлениях синергетики, способству­ет формированию нового взгляда не только на развитие живой и неживой природы, но и на общественное развитие, эволюцию систем искусственной среды, на мир в целом.

Эволюционизм со временем становится общекультурным фак­тором, оказывая воздействие как на общую духовную культуру, так и на различные формы ее проявления: эстетику, литерату­роведение, историю, сферу общественно-политической деятель­ности, науковедение, общественное сознание, отражая во всем этом изменчивость сущности нашего мира.

В основе ноосферогенеза (процесса возникновения ноосфе­ры) должны лежать новые принципы нравственности, которые будут универсальными для всей планеты при всем различии ци­вилизаций населяющих ее народов и не будут противоречить за­конам природы, а также разработки тех программ, в которых бу­дут сформулированы знания, что именно недопустимо из-за воз­можности нарушения стабильности жизни и общества.

Появление живого вещества, и особенно интеллекта, не толь­ко расширяет спектр возможных новых форм организации мате­риального мира, но и ускоряет все процессы преобразования ве­щества, энергии и информации и в целом универсальную эво­люцию. Чем выше эффективность метаболизма и использования энергии и материи, чем больше разнообразие форм обмена эти­ми сущностями, тем более устойчива и вероятна возможность протекания процесса эволюции вдали от термодинамического равновесия и тем интенсивнее идет процесс самоорганизации.

Эволюционное мировидение выступает важнейшим компо­нентом современного научного мышления, направленного на отказ от существующих традиционных постулатов и стереоти­пов, в конечном счете — от старых парадигм. Поскольку одной из функций науки является предсказательная в виде научного предвидения, то именно парадигма эволюционизма усиливает роль научного прогноза, построения таких моделей, в которых будут представлены реальные сценарии будущего. Система мето­дологических подходов, формируемых эволюционизмом, играет большую роль в поиске оптимальных, наиболее вероятных моде­лей развития глобальных систем различной природы.