Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Концепции современного естествознания Учебник_Г...rtf
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
8.24 Mб
Скачать

17.1. Основные принципы универсального эволюционизма

Универсальный эволюционизм наполняет более глубоким смыслом известную дарвиновскую триаду: изменчивость, на­следственность, естественный отбор. Ранее, во второй части уже рассматривалось физическое понимание этих основополагаю­щих элементов биологической эволюции. Однако эти положе­ния не менее актуальны и для неживой природы, поскольку они отражают структурно-генетическое единство материи и учитыва­ют, что первооснову ее составляют элементарные частицы и фи­зический вакуум. Это единство, позволяющее говорить об уни­версальном характере эволюционных процессов, основано на следующих принципах:

  • единство происхождения всего многообразия природных объектов;

  • многоуровневое единство мира, имеющее общую физиче­скую структурную первооснову;

  • общесистемная подчиненность низшего высшему. Этот прин­цип обоснован теоретически для неживой природы, а в биоло­гии — это закон единства онтогенеза и филогенеза, в соответст­вии с которым каждая биологическая особь повторяет историю своего вида;

  • специфичность строения природы на различных уровнях организации на основе механизмов эволюционного развития.

Вселенная и общество, созданное на Земле, в целом и во всех своих элементах не может существовать вне изменений, вне раз­вития, происходящего без какого-либо внешнего воздействия, а имманентно присущего самой природе. Как уже отмечалось, все предшествующие парадигмы научного мировоззрения подготав­ливали формирование такого системно-исторического взгляда на развитие мира. Весомый вклад в такие представления внесли фи­зические и биологические идеи о развитии как в живом мире, так и в неорганической природе, выявлении элементарных единиц каждого уровня и нарастании сложности их организации.

Принципы универсального эволюционизма относятся также и к такому системному понятию, как общество. Они проявляют­ся в системе общественных (экономических, социальных, право­вых и других отношений; общечеловеческих (мораль, этика, сво­бода, творчество, любовь) ценностей; общественно-экономических формаций; общественной психологии, социологии, экологии, образовании, здравоохранении.

17.2. Универсальный эволюционизм и методология применения дарвиновской триады в эволюции сложных систем любой природы

Универсальный эволюционизм как самоорганизация живых систем включает в себя эволюцию живого, или биологический эволюционизм, и связан представлениями о биосфере, ноосфере и коэволюции природы и человека. В главе 14 мы уже касались физического понимания этих основополагающих элементов биологической эволюции.

• В основе изменчивости лежат представления о стохастич- ности и неопределенности, которые действуют в механике мик­ромира и процессах самоорганизации сложных систем. Даже в быту, в своей повседневной деятельности человек сталкивается со случайностью и неопределенностью, с невозможностью пред­сказать исход тех или иных событий.

Стохастический процесс — это случайный, вероятностный про­цесс в системах, где состояния меняются случайно под действием разных факторов. Он характеризуется статистическим распреде­лением в беспорядочных хаотических структурах. В этом смысле изменчивость — это поле возможных вероятностных (случайных) решений, результатов, последствий и т. д. Она проявляется в воз­можности случайного выбора.

Неопределенность и стохастичность являются реальностью, которую человек наблюдает в своих экспериментах, природе и своей жизни. Эта реальность входит в наше мироощущение, пронизывает, по словам Н. Н. Моисеева, «все мироздание, до­стигая человека». Неопределенность существует и в социальной жизни человека, с его непредсказуемыми эмоциями и огромным разнообразием вариантов поведения даже в одних и тех же усло­виях. Можно считать, что одними из побудительных причин по­стоянной эволюции систем, в результате которой возникают их новые качественные состояния, являются непрерывно действую­щие случайные стохастические факторы.

• В отличие от изменчивости наследственность ограничивает поле возможностей эволюции и путей развития системы, осу­ществляя выбор только тех путей, которые предопределены ге­нетической памятью системы.

В общем смысле память — это способность системы воспро­изводить зафиксированную информацию, прошлый опыт. Для живых организмов — это одно из свойств нервной системы, вы­ражающееся в способности длительно хранить информацию о со­бытиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.

В рамках синергетики наследственность означает, что настоя­щее и будущее любой системы, в том числе и социально-эконо­мической, зависит от прошлого. Для самоорганизующихся сис­тем эту степень зависимости Н. Н. Моисеев и предлагает счи­тать памятью системы, так как такая система помнит свое предшествующее состояние. Причем это проявляется не только для живых, но и для неживых систем. Так, реликтовое излучение можно считать памятью Вселенной о своем начальном периоде существования — Большом Взрыве.

В детерминированных системах, описываемых обыкновенны­ми линейными дифференциальными уравнениями, прошлое од­нозначно определяет будущее. По наблюдаемому в данный момент состоянию динамической системы можно, интегрируя уравнения ее движения в отрицательном направлении времени, полностью восстановить предысторию развития системы. Детерминирован­ные системы условно можно назвать системами с бесконечной памятью или абсолютной наследственностью. Эти абстрактные физические модели хорошо описывают реальные процессы в не­живой природе. Они соответствуют представлениям классиче­ской механики Галилея — Ньютона об обратимости времени при рассмотрении движений в рамках этой механики.

Тогда для биологических и социальных систем под памятью нужно понимать механизмы хранения, накопления и использо­вания информации в интересах этих систем.

В целом же память является процессом, развивающимся во времени. Реальная необратимость времени и необратимость про­цессов развития, протекающих в природе, связаны между собой. Говоря о человеческой памяти, мы имеем в виду способность че­ловека познавать прошлое, восстанавливать какие-либо фраг­менты некоторого необратимого процесса, в то время как па­мять о неживой природе означает возможность познающего мир субъекта построить некоторый необратимый процесс с очень медленным ходом времени, т. е. квазиобратимый, который с оп­ределенной степенью точности воспроизводит изучаемую реаль­ность.

Поэтому, оперируя понятием памяти как наследственного фактора, влияющего на эволюцию, можно не делать различия между системами и организмами, имея в виду способность орга­низма или системы сохранять свои параметры и создавать для субъекта (наблюдателя) возможность использовать знания о про­шлом системы или организма.

Если же рассматривать процессы в живых организмах, то для них необходимо учитывать целеполагание — стремление сохра­нить свою стабильность, гомеостаз. Целеполагание — выполне­ние системой основных физических законов, прежде всего зако­нов сохранения, условий состояния устойчивости и стабильности. Для живых организмов — это устойчивое стабильное*состояние, существование их как вида.

• Особое значение для универсального эволюционизма имеет понятие отбора. Новые изменения в системе возникают при эволюции в результате отбора наиболее целесообразных для нее форм. Неэффективные инновации отбрасываются самим ходом исторического процесса. Качественно новый уровень организа­ции системы и в целом материи устанавливается, когда система способна включить в свое развитие полезный для нее предшест­вующий опыт развития материи. Эта закономерность присуща всем формам эволюции материи.

Процессы самоорганизации подчиняются определенным пра­вилам, определенным законам или, по терминологии В. И. Вер­надского, эмпирическим обобщениям, т. е. опыту, приобретенному в практической деятельности человека. Это способ интерпрета­ции опытных данных. Эмпирические обобщения в какой-то ме­ре являются субъективными объяснениями существующего, до­ступного наблюдению, что, согласно принципу дополнительнос­ти Бора, означает объяснение познаваемого.

Таким образом, отбор реализующегося варианта эволюции в рамках синергетического подхода будет определяться этими правилами или принципами.

Поскольку универсум является непрерывно эволюционирую­щим объектом, то внутренние причины и сами возможности его развития, определяющие процессы самоорганизации, ограниче­ны рамками, которые Н. Н. Моисеев образно назвал «берегами допустимых эволюционных каналов» [126]. Поэтому изменчи­вость (стохастичность), влияние прошлого на настоящее и буду­щее (наследственность), а также «берега» этих каналов допустимого изменения (принципы отбора) являются основными характерис­тиками универсального эволюционизма, без которых невозмож­но объяснить ни один процесс развития, происходящий не толь­ко в окружающем человека мире, но и в социуме.

Принципы универсального эволюционизма позволяют понять образование и организацию уровней материи во времени и про­странстве, и, следовательно, логику развития универсума как це­лого.