Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КП.rtf
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
17.52 Mб
Скачать

Органы управления

Структура органов акционерного общества, как правило, императивно устанавливается законодательством. Возможны две основные модели, которые будут подробнее охарактеризованы в § 3 настоящей главы: собрание акционеров плюс правление или собрание акционеров плюс наблюдательный совет плюс правление. Законодательство некоторых стран (например, Франции) предоставляет возможность учредителям выбрать между этими двумя вариантами. Встречаются законодательные ограничения на совмещение должностей в различных органах акционерного общества. Например, законодательство Германии запрещает совмещение должностей в правлении и наблюдательном совете*(1379). По французскому законодательству разделены функции главного исполнительного директора и председателя правления; должность исполнительного директора и председателя совета директоров вообще не может быть совмещена с какими-либо другими должностями*(1380).

Вопросы участия в корпоративном управлении работников, а также особенности управления в корпорациях с государственным участием также будут более подробно рассмотрены в § 3.

Права акционеров

Почти во всех юрисдикциях за акционерами, представляющими определенный процент голосующих акций (обычно от 5 до 10%), признано право требовать созыва собрания. Исключением является Люксембург, не имеющий в своем акционерном законодательстве такого положения*(1381). Подобным же образом решен вопрос о праве мелких акционеров влиять на повестку собрания: для этого необходимо объединиться акционерам, представляющим в совокупности определенный процент голосов. По швейцарскому законодательству требовать внесения вопроса в повестку дня могут лишь акционеры, владеющие в совокупности акциями на сумму не менее указанной в законодательстве, что делает невозможным осуществление этого права акционерами мелких компаний.

Право акционеров на получение информации о деятельности компании реализуется, как правило, путем ознакомления с годовым отчетом. За акционерами нередко закрепляется право задавать вопросы на общем собрании. Однако, например, по шведскому праву совет директоров может отклонить вопрос, если ответ на него способен причинить ущерб компании. Во многих юрисдикциях акционеры, представляющие определенный процент голосов, могут требовать проведения независимого аудита деятельности общества. В ряде стран это право осуществимо только в судебном порядке. Например, в Нидерландах в случае злоупотреблений со стороны управляющих компании акционеры, представляющие 10% голосов, вправе просить суд назначить независимого аудитора.

Что касается права акционеров на получение дивидендов, то в законодательстве большинства стран оно либо вообще не закреплено, либо предусмотрены возможности его ограничения решением собрания акционеров. По законодательству ряда стран такое решение, а также отказ совета директоров объявить выплату дивидендов могут быть оспорены в суде. Суды, как правило, рассматривают такие иски, применяя тест обоснованности. Более надежно защищены интересы акционеров в Португалии, где решение о невыплате годовых дивидендов может приниматься только квалифицированным большинством голосов; в Германии, где законодательство гарантирует акционерам акционерного общества получение дивидендов в размере не менее 4% стоимости акций; в Швеции и Финляндии, где акционеры, представляющие 10% голосующих акций, могут потребовать распределения в качестве дивидендов половины прибыли компании (но не более 5% ее капитала).

Для случаев, когда директора уклоняются от совершения действий в интересах компании или сами занимаются злоупотреблениями, в акционерных законах, как правило, предусматриваются механизмы отстранения акционерами виновных и назначения нового руководства, а также предъявления мелкими акционерами требований управляющим или большинству акционеров.

В США считается, что если решением большинства акционеров управление доверяется лицам, заведомо способным причинить ущерб корпорации, большинство акционеров признаются нарушившими фидуциарные обязанности перед меньшинством, и мелкие акционеры получают право на компенсацию убытков, которые они понесли. В Швеции акционеры, представляющие 10% голосующих акций, имеют право оспаривать в суде грубые нарушения законодательства или устава, а в случае причинения ущерба компании - предъявлять иски управляющим. В Испании это право признано за акционерами, представляющими 5% голосов, но только в отношении управляющих.

И. Анабтави и Л. Стаут отмечают: многие специалисты продолжают считать, что у акционеров (кроме контролирующих акционеров в закрытых компаниях) вообще нет никаких обязанностей, а миноритарии свободны предпринимать любые попытки влияния на деятельность корпорации в своих собственных интересах, которые, как предполагается, совпадают с интересами компании и других ее акционеров; однако такие представления устарели и уже не соответствуют действительности. В последние десятилетия в результате роста институционального инвестирования, изменений законодательства о представительстве, создания служб консультирования акционеров, становления хедж-фондов баланс сил в публичных корпорациях сместился от исполнительных органов и советов директоров к активным акционерам. Причем акционеры становятся не только более сильными, но и менее однородными. Активные акционеры постоянно попадают в ситуации конфликта интересов, порождаемого, например, их взаимоотношениями с корпорацией, возникающими из других оснований, или приобретением ценных бумаг иных эмитентов. Увеличение полномочий акционеров должно быть сбалансировано ростом их ответственности; в частности, нормы о доверительных обязательствах, которые традиционно применяются к директорам и менеджерам, а иногда - и к контролирующим акционерам, следует распространить и на активных миноритариев. Это предложение только с первого взгляда может показаться радикальным расширением доктрины фидуциарности, на самом деле оно вполне может быть обосновано современным прецедентным правом. Такое расширение доктрины доверительных обязательств предпочтительнее малопредсказуемого ad hoc и post factum реагирования на каждый случай злоупотребления акционером своими правами*(1382).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]