Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пржевальский.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
207.36 Кб
Скачать

Третье путешествие в Центральную Азию

(1-е тибетское)

Опять передо мною раскрывался

совершенно иной мир, ни в чем не

похожий на нашу Европу.

Н.М.Пржевальский

С восходом солнца 3 апреля караван в 35 верблюдов и пять лошадей вышел из Зайсана.

Когда экспедиция вступает в район, богатый растительностью и животными, делается дневка. Начинается охота, сбор гербария. Но такие места встречаются редко: скудная природа Джунгарии. Но в Джунгарии путешественника Пржевальского ждало удивительное открытие. Уже давно от местных жителей до него доходили слухи, что наряду с дикими верблюдами в самых глухих уголках Джунгарской пустыни встречаются и дикие лошади. Их табуны бывают небольшие: из пяти--пятнадцати самок и одного вожака—старого опытного жеребца. Однако, как рассказывали охотники, убить их, а тем более поймать почти нельзя. Летом в безводной пустыне стоит невыносимая жара, можно погибнуть от жажды. Сами же лошади способны долго обходиться без воды, питаясь одними сочными солончаковыми растениями. А зимой каждый день донимают сильнейшие морозы, и, чтобы спастись от них, надо брать войлочную юрту, значительный запас продовольствия. При этом приходится проезжать многие сотни верст и тратить времени не менее месяца.

И вот однажды путешественники заметили табун диких лошадей. Караван остановлен. Сделаны быстрые приготовления к охоте. Но ближе, чем на версту, лошади не подпустили людей. Этот случай подтвердил рассказы о превосходном обонянии, слухе и зрении диких лошадей.

Вторая встреча с ними также оказалась безуспешной. Однако можно было различить, что лошади имели короткую, щёткой торчащую гриву, небольшой рост и даже издали резко отличались от домашних. Лишь у киргизов удалось приобрести шкуру этого животного. Её доставили в Петербург, и после изучения дикая лошадь была названа лошадью Пржевальского.

При Международном союзе охраны природы работает специальный комитет по изучению и охране удивительного животного, предоставляющего большой интерес для науки. В Праге издаются специальные племенные книги, в которых приводятся сведения о родословных лошадей Пржевальского во всех питомниках и зоопарках мира. Это очень важно потому, что в естественных условиях животное перестало существовать. Последнее свидетельство о встрече с лошадью Пржевальского относится к концу 60-х годов ХХ века.

Для сбережения их в естественных условиях создана международная комиссия. В нашей стране в Бухарском джейрановом питомнике начались опыты по адаптации особей лошади Пржевальского, выросших в зоопарке, к жизни в естественных условиях. Животных надо приучить добывать корм, находить воду, бороться с хищниками. Вернуть к природе, заставить заново освоить степи, полупустыни и пустыни, а в конечном итоге сохранить их для потомков—задача бухарского эксперимента.

К концу мая, пройдя свыше тысячи верст—треть пути до Лхассы—и обогнув восточную конечность Тянь-Шаня, экспедиция достигла оазиса Хами. Кругом виднелись поля пшеницы и ячменя, плантации знаменитых хамитских арбузов и дынь.

1 июня экспедиция покинула, Хами и направились к оазису Сачжоу. Предстоял переход через пустыню протяженностью более 350 километров.

Она поразила путешественников ужасающей дикостью: растительности не было совсем, не встречались и животные, даже ящерицы и насекомые. Жара, плохая вода и изнурительные переходы сильно утомили путников. Отмечено было необычное явление: волосы на бороде и на голове стали расти быстрее, а у самых молодых казаков вдруг пробились усы и борода.

Через две недели экспедиция достигла оазиса Сачжоу. Но ещё на два дня до этого на горизонте стали вырисовываться высокие хребты Нань-Шаня. В первом путешествии по Центральной Азии Пржевальский пришел в Нань-Шаня с востока, теперь он подходил к нему с запада.

Оазис встретил русских прохладной тенью ив и тополей. Вокруг зеленели поля, было множество птиц, фазаны токовали прямо возле палатки.

К середине августа экспедиция перебралась в урочище Сыртын. Оставив позади шесть переходов, экспедиция перевалила через хребет Бурхан-Будда. Перед взорами путешественников предстала удивительная, загадочная, дикая и безлюдная страна Тибет. Угрюмые черные кремнистые горы, каменное плато и высокогорные пустыни простирались вокруг. Но в долинах рек встречалось много богатых пастбищ, на которых паслись многочисленные стада диких животных.

Всё выше и выше поднимался в горы караван. В разреженном воздухе стало трудно дышать. У людей появилась одышка, учащенное сердцебиение, головные боли. Порой налетали свирепые бури. Тучи песка и пыли, иногда с градом, снегом, намного часов останавливали движение.

В горах Куку-Шили их ожидали ещё большие испытания. Снег завалил все перевалы, уставшие лошадии верблюды постоянно падали. Ночью морозы достигали 20 градусов, а жилья не было вокруг на сотни верст.

За хребтом Шуга был открыт громадный хребет, ранее не известный географам. Николай Михайлович назвал его в честь знаменитого путешественника, пересекшегоАзию в XIII веке, Марко Поло.

Пройдены хребет Думбуре, гора Цаган-Обо. Караван достиг верховьев Янцзыцзяна. Здесь она называется Муруй-Усу.

Перейдя реку Муруй-Усу, экспедиция вышла к новой большой преграде, покрытому вечными снегами хребту Тангла. 7 ноября 1879 года экспедиция достигла перевала на высоте 5 тысяч метров.

Покинув горы Тангла, путешественники продвигались к югу. У подножия горы Бумза, в 250 километрах от Лхассы, был разбит лагерь. Тибетская депутация привезла документ, запрещающий дальнейшее продвижение экспедиции к Лхассе.

Получив этот документ, Пржевальский приказал снять бивуак, и экспедиция отправилась на север.

Пржевальский решил идти в Цайдам и посвятить весну и лето исследованию верховьев Жёлтой реки, где не бывали ещё европейцы.

Тяжел и грустен был обратный путь: настроение участников экспедиции подавленное, верблюды и лошади изнурены, продовольствия мало. Экспедиция с гор Думбуре спустилась в долину реки Найджин-Гол. Три месяца провела экспедиция в бассейне Хуанхэ, собрав богатые коллекции растений, но пробиться к истокам реки этим маршрутом так и не удалось из-за недоступности горных хребтов и невозможности переправиться на другой берег. Экспедиция вернулась к Кукунору.

6 июня экспедиция двинулась к границам России и 19 октября 1880 года прибыла в город Ургу.

Путешествие окончено. Позади остались 19 месяцев трудов, лишений и опасностей. Пройдено около 8 тысяч километров пути по неизвестным ранее районам. Открыты новые горные хребты. Найден путь в Лхассу. Сведения позволяют сделать важные выводы о климате Центральной Азии. Огромны коллекции животных и растений, и украшение их является дикая лошадь—джунгарский скакун. В толстых дневниках собрано множество фактов из жизни тибетцев, тангутов, китайского населения Нань-Шаня.

После пятидневного отдыха экспедиция отбыла в Россию. И на всем полуторамесячном пути от Урги до Москвы, через Кяхту, Семипалатинск, Омск, Оренбург, Пржевальского встречали восторженным чествованием.

Четвертое путешествие в Центральную Азию

(2-е тибетское)