Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пржевальский.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
207.36 Кб
Скачать

Путешествие по Уссурийскому краю.

Одного этого путешествия было достаточно,

чтобы имя Пржевальского осталось в истории

науки.

Профессор Э.М.Мурзаев.

В конце 1866 года просьба Пржевальского об откомандировании его для прохождения военной службы в Восточной Сибири наконец была удовлетворена. Одновременно он зачисляется офицером Генерального штаба.

Из Варшавы Николай Михайлович пригласил с собой препаратором немца Роберта Кехера. В середине января 1867 года он покидает навсегда стены Варшавского юнкерского училища. Впереди—Петербург. В столице нужно получить необходимые инструкции в Географическом обществе и Генеральном штабе. Есть надежда, что Географическое общество поможет и в снаряжении экспедиции.

Однако совет общества побоялся дать ассигнования молодому, неизвестному в научном мире офицеру. И всё же начало пути было удачным. Здесь, в Петербурге, Пржевальский познакомился с Петром Петровичем Семёновым-Тян-Шанским, председателем отделения физической географии географического общества, который сразу заинтересовался его планами и дал рекомендательные письма к западносибирскому губернатору Корсакову и в Сибирское отделение Географического общества. Семёнов-Тян-Шанский предложил Пржевальскому исследовать Уссурийский край.

К концу марта Н.М.Пржевальский прибыл в Иркутск. Здесь начинающего путешественника встретили дружелюбно.

В мае наконец была оформлена командировка в Уссурийский край. Пржевальский в восторге. В письме к своему другу И.Л.Фатееву Николай Михайлович сообщает: «Через три дня я еду на Амур, потом на реку Уссури, озеро Ханка и на берега Великого океана, к границам Кореи. Вообще, экспедиция великолепная. Я рад до безумия. Главное, я один. Могу свободно располагать своим временем, местом и занятием. Да, на меня выпала завидная доля и трудная обязанность: исследовать местности, большей частью в которых ещё не ступала нога образованного европейца».

Но Роберт Кехер, испугавшись сибирских просторов, решительно заявил: «Нет, я и так далеко заехал, дальше не поеду». Пришлось искать нового помощника. Приглянулся шестнадцатилетний топограф Стась Ягунов. И здоровье у него хорошее и прилежание к работе отменное. Не беда, что он сын ссыльного польского повстанца. Новый офицер Генерального штаба не боится, что это бросит тень на его репутацию.

26 мая 1867 года Пржевальский только с двумя спутниками—топографом Ягуновым и казаком Николаевым—выехал из Иркутска. Первая экспедиция началась.

Переплыв Байкал на пароходе, через 10 дней на почтовых тройках он прибыл в Сретенск на реке Шилке, откуда начиналось водное сообщение по Амуру. Из Сретенска отправился в плаванье, но через сто вёрст пароход наскочил на мель, получил пробоину и стал на ремонт.

Пржевальский решает плыть дальше на ледке. Он даже рад такому повороту: можно высаживаться в любом месте, вести наблюдения. В своём дневнике описывает рельеф местности, растительность, встречающихся зверей и птиц.

Достигнув станицы Албазин, находившейся при слиянии Шилки с Аргунью, Пржевальский пересел снова на пароход и поплыл по Амуру.

Через месяц экспедиция остановилась в селе Хабаровске. «Это селение,--отмечает Николай Михайлович,--живописно раскинувшееся на правом гористом берегу реки, вытянулось в настоящее время более чем на версту в длину и имеет 111 домов, в которых, кроме войск, считается 350 жителей обоего пола; цифра же солдат бывает различна и колеблется между 150—400 человек, смотря по временам года».

От Хабаровска начинался маршрут путешествия. Первоначальное намерение идти вдоль Амура и далее по Уссури оказалось неосуществимым. В начале июля в результате сильного наводнения по всем тропам, связывавшим тогда казачьи станицы, невозможно было даже проехать верхом на лошади, потому что они были затоплены.

Решили плыть вверх по реке Уссури на лодке. Этот изнурительный путь против быстрого течения, равный 509 километрам, длился 23 дня. Пржевальский и его спутники, за исключением гребцов, большей частью шли берегом, собирая коллекции, производя топографическую съемку местности. Проливные, почти беспрерывные дожди подняли уровень воды на несколько метров, луга оказались затопленными. Собранные растения гибли от сырости, чучела портились.

Исследователей поражает буйная растительность, раскинувшаяся по берегам многоводной реки. «Здесь растительная жизнь является во всей силе, --пишет путешественник,--и часто на небольшом пространстве теснятся самые разнообразные породы деревьев и кустарников, образующих густейшие заросли, переплетенные различными вьющимися растениями. В особенности роскошно развивается в таких местах виноград, который то стелется по земле и покрывает ее сплошным ковром зелени, то обвивает, как лианы тропиков, кустарники и деревья и свешивается с них самыми роскошными гирляндами».

Но не только природа влечет Пржевальского. На берегах Уссури расположено 28 казачьих станиц. И в каждой из них путешественник внимательно наблюдает за жизнью русских людей. Поражает крайне бедственное положение казаков.

Путешествие продолжается. Конечная остановка на реке Уссури—станица Буссе. Далее маршрут пролегает по реке Сунгаче к озеру Ханка. Здесь в течение месяца Пржевальский изучает пернатых обитателей этого района и рыб. Поражали природные богатства края, почти не тронутые человеком. Некоторые рыбы достигали здесь громадных размеров. Так, вес белуги доходил до 5 центнеров при длине более 4 метров, а были экземпляры и в 8 центнеров.

Озеро Ханка тянется с севера на юг на 95 километров, глубины преобладают 1—3 метра, местами до 7. Размеры озера и глубина меняются в зависимости от объемов воды, приносимой впадающими реками.

Поразили на Ханке обширные заросли лотоса. Это водное растение—близкий родственник гвианской царственной виктории. Путешественники были зачарованы видом озера. Огромные круглые кожистые листья, немного поднятые над водой, совершенно закрывали ее яркой зеленью, а над ними на толстых стеблях поднимались сотни розовых цветов.

На ряду с изучением природы края Пржевальский занимается переписью крестьян трех русских деревень на западном берегу Ханка—Турий Рог, Троицкая и Астраханская, сетуя на очень слабую заселенность края. В то же время он утверждал, что ханкайские степи—самое лучшее во всем Уссурийском крае место для поселения. Почвы здесь плодородные, не требуют большого труда при разработке, много прекрасных пастбищ.

В конце сентября Н.М.Пржевальский покидает озеро Ханка и направляется к побережью Японского моря. Здесь он исследует залив Посьет, гавань Ольги, залив Владимира.

От Владивостока до бухты Святой Ольги Пржевальский идет по берегу Японского моря. Собирается основная часть коллекции животных, птиц, богатый ботанический гербарий. Дикая природа края привлекает исследователя. Особенно заманчивы для него одинокие странствования по здешним первобытным лесам, в которых единственная тропинка чуть заметно вьется среди густых зарослей кустарников и высокой травы. Кругом не видно ни малейшего следа руки человека, все дико, пустынно, не тронуто. Толькозвери то там, то здесь мелькают по сторонам, напоминая, что и эти леса полны жизни.

7 декабря экспедиция прибыла в залив Ольги, где были проведены необходимые наблюдения и перепись крестьян. Через 6 дней, сменив лошадей, путешественники направились к устью реки Таду-Алинь и, перевалив хребет, вдоль рек Лифудин и Уссури к середине января 1868 года вышли к станице Буссе.

Очень трудное зимнее путешествие, продолжавшееся почти 3 месяца, завершено. По вьючным тропам пройдено 1140 километров. Собрана основная часть коллекции животного мира, богатый гербарий.

Весной 1868 года Пржевальский снова на озере Ханка. Проводятся детальные наблюдения за весенним перелетом птиц, пополняются коллекции. Дальнейшие планы—посетить Маньчжурию.

Но сделать это не пришлось. Летом группа китайцев-золотоискателей вторглась в русские владения в Приморье и сожгла несколько деревень. Пржевальский был назначен начальником отряда по борьбе с китайскими разбойниками, а потом—адъютантом штаба войск Приморской области.

Осенью и зимой 1868 года Николай Михайлович в Николаевске-на-Амуре обрабатывает собранные коллекции. Здесь же написано 8 глав будущей книги о путешествии по Уссурийскому краю.

Весна 1869 года—опять озеро Ханка. Делаются новые чучела, собирается гербарий, изыскиваются пути сообщения на западе и юге Ханкайского бассейна.

В июле путешествие заканчивается. «Прощай, Ханка! Прощай, весь Уссурийский край! По целым неделям сряду не знал я иного крова, кроме широкого полога неба, иной обстановки, кроме свежей зелени и цветов, иных звуков, кроме пения птиц, оживлявших собою луга, болота и леса»,--записал в дневник Николай Михайлович.

Пройдено более 3 тысяч километров, значительная территория снята на карту. Собрана богатая коллекция из 310 чучел птиц, около 300 растений, 10 шкур млекопитающих, 42 видов яиц птиц в количестве 550 штук, 83 видов различных растений. Проведены систематические метеорологические наблюдения, накоплен богатый материал о народах, населяющих Дальний Восток, изучены пути, ведущие в Маньчжурию и Корею.

Двухгодичное путешествие не прошло бесследно и для формирования личности Пржевальского. Оно приучило обдумывать свои действия и рассчитывать каждый шаг, оно закалило волю, укрепило твердость характера.

В январе 1870 года путешественник прибыл в Петербург. Привезенные материалы заставили ученых с уважением слушать молодого исследователя. В марте Николай Михайлович выступил в Географическом обществе с первым докладом об итогах путешествия, потом последовал ещё ряд выступлений.

Главная неотложная задача сейчас—закончить описание путешествия, начатое ещё в Николаевске-на-Амуре, и издать книгу. Это задерживает его в столице. А как хочется побывать на родной Смоленщине, которую так давно не видел!

В 1870 году Пржевальский за свой счет издает книгу под названием «Путешествие в Уссурийском крае». Первый труд Николая Михайловича был удостоен серебряной медали Русского географического общества. Впереди Центральная Азия!

Первое путешествие в Центральную Азию

(монгольское)