Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема2!.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
360.45 Кб
Скачать

2. Образование варварских королевств.

На территории уже фактически бывшей западноримской империи шел активный процесс расселения десятков варварских племен и народов. Величина этнических миграционных потоков была неодинаковой. Например, волна остготов охватывала примерно 200 тыс. человек, бургундов - 100 тыс., вандалов - 80 тыс. Но мнению Ж. ле Гоффа, расчеты, согласно которым общее количество варваров, осевших на римском Западе, составляло 5 % всего населения, недалеки от истины. Как правило, переселенцам, даже если они были в меньшинстве и отставали от местных жителей по уровню развития, удавалось захватывать новые земли. Это объясняется, в большинстве случаев, рассредоточенностью аборигенов по всей стране, и наоборот, скоплением пришельцев в одном месте, что при тогдашнем уровне развития техники и невысокой плотности населения давало им временное военное преимущество. Но когда мигранты оседали, в силу вступали постоянные социально-экономические факторы.

К концу V в. на обломках еще недавно великой Империи возникает несколько варварских государств: Вандальское (в Северной Африке), Вестготское (в Аквитании), Свевское (в Испании), Бургундское (в Средне-Восточной Галлии), Франкское (в Северной, Северо-Восточной и Центральной Галлии) и др. Судьба этих политических образований оказалось различной. Наиболее недолговечным оказалось государство Одоакра в Италии, поскольку не обладало прочной племенной основой. В 493 г. оно было уничтожено пришедшими из Норика и Паннонии остготами. Наиболее же жизнеспособным оказалось Франкское государство. В 507 и 534 гг. франки завоевали государства вестготов и бургундов. Наиболее поздним из всех германских государств было королевство лангобардов. Теснимые аварами, они в 568-572 гг. заняли Северную а Среднюю Италию.

Знала Европа и новые волны с Востока: авар (VI в.), создавших мощное государство - Аварский каганат, побежденный через 200 лег с большим трудом соединенными усилиями франков и славян; мадьяр (венгров), пришедших через Карпаты в Паннонию в конце IX в. Они терроризировали своими набегами Центральную, Южную и Западную Европу вплоть до середины X в., когда были побеждены германским императором Оттоном I и стали переходить к оседлости. В 681 г, из-за Дуная в бывшую римскую Мёзию пришла кочевая орда тюрок-болгар во главе о ханом Аспарухом, подчинила местные славянские пленена и, положив начал о болгарской государственности, дошедшей, как и у венгров, до наших дней.

Наконец, нельзя не упомянуть о начавшихся с конца VIII в. походах викингов (норманнов), длительное время наводивших ужас на страны Западной Европы. Занимаясь грабежом и торговлей, они порой заселяли целые области (Англия - Денло, Франция - Нормандия и др.), составляя здесь большинство населения и надолго устанавливая свое политическое господство.

Каковы же были политические и социально-экономические последствия ВПН? Какое значение имела в целом эта эпоха для населения Евразии (а не одной лишь Европы!)?

Варварские нашествия и завоевания сопровождались разорением обширных территорий и гибелью людей как из местного населения, так и из среда завоевателей. Крушение рабовладельческого мира и рождение феодального, средневекового - исторически сложные и противоречивые процессы, мучительные как для классовых обществ древности, так и для молодых, варварских - участников ВПН. Тем не менее, процессы эти были объективно прогрессивными.

С одной стороны, крушение рабовладельческих обществ, прежде всего, западноримской империи, привело к полному уничтожению значительной части главных "мастерских мира" И ослаблению тех, которые уцелели после нашествия варваров. Падение западноримской империи привело к разрушению всей существовавшей ранее экономической, социальной и политической системы. Результатом ВПН на Запада била натурализация хозяйства. Она на длительное время стерла экономические и культурные различия между "аграрной периферией" и подвергшимися разрушению "мастерскими мира". Погибли громадные культурные ценности, уничтожение которых, сознательное (в результате "деятельности' христиан), а чаще бессознательное (самый яркий пример - действия вандалов в Риме в 455 г., в течение 14 дней бессмысленно уничтоживших массу произведений искусства) отбросило Европу далеко назад в культурном развитии на целые столетия. В сущности, после ВПН в варварских королевствах на римской почве заново начался процесс классообразования и складывания государственности.

В то же время гибель рабовладения, ликвидация экономической, политической и культурной гегемонии старых цивилизованных обществ открыла путь для дальнейшего социального и научно-технического прогресса. В конечном счете, крушение античной цивилизации под натиском варваров, приведшее сначала к глубочайшему упадку хозяйственной и культурной жизни, было необходимой предпосылкой перехода европейского общества на новую, несоизмеримо более высокую ступень развития.

Рождение нового мира сопровождалось двумя явлениями. Одним из них, было падение городов, как оплота рабовладельческой системы. Другое явление послужило предпосылкой для взятия власти новым классом. Речь идет о разрушении старой государственной структуры под влиянием внешнего или внутреннего толчка. В западноримской империи внешним толчком послужило, как мы уже видели, варварское завоевание. В Китае таким решающим толчком для перехода к новым отношениям являлось восстание «Желтых повязок», сломавшее государственную машину древнего общества и тем заставившее новообразовавшийся класс земельных магнатов взять в свои руки государственную власть. В Византии и Сасанидском Иране государственная машина не была сломана и тут переход от древности к средневековью приобрел специфический характер, становление феодальных отношений затянулось.

Таким образом, значение внешнего фактора – варварских завоеваний – в совершавшейся социальной революции было велико, но его нельзя считать обязательным элементом в процессе перехода от рабовладения к феодализму. Ряд рабовладельческих обществ перешел к феодальным отношениям без вмешательства племен-завоевателей, например, в Армении и Грузии. Другие государства хотя и подверглись варварским нашествиям, однако уцелели, например, Византия и Сасанидский Иран. Иногда иноземное вторжение происходило в уже феодализировавшееся государство (Иран, Китай). В таких странах инициатива в переходе к феодализму находилась в руках земельных магнатов, эксплуатировавших внеэкономическим путем новообразовавшийся класс лиц, не лишенных собственности на средства производства. Магнаты забирают в свои руки экономику общества и переход к новому, средневековому феодальному обществу выражается или оформляется в переходе политической власти к новому, феодализирующемуся классу. Иными словами, в ряде восточных обществ переход к феодализму не зависел от вмешательства извне и осуществлялся за счет внутренней перестройки общества. Возможно, что это явление было обусловлено характером отношений, в определенной степени близких к феодальным.

Интересно отметить, что государства, возникшие там, где никогда не было рабовладельческих обществ в древности (Скандинавия, Киевская Русь, Япония и др.) или на территориях, входивших в рабовладельческие государства, но обезлюдевших (Англия и др.), первоначально складывались как раннерабовладельческие. В них существовала сильная прослойка свободных общинников и весьма значительный рабовладельческий уклад. Однако затем подобные государства от этой «дофеодальной» или «протофеодальной» стадии переходили к раннефеодальным отношениям. Лишь в областях, долго не имевших контактов с остальным миром (Африка южнее Сахары, Америка) общества древнего типа продолжали существовать долго после того, как они исчезли в Европе и на Востоке.

Одним из важнейших итогов ВПН было втягивание целого ряда народов и стран Старого Света в орбиту тогдашнего культурного мира. Пришел конец локальной обособленности многих обществ бывшей периферии древних цивилизаций: племенной, полисной, общинной. Они стали активными партнерами народов – носителей старых цивилизаций по сотворчеству в общемировом культурно-историческом процессе.

Гибель рабовладельческого мира и становление феодального сопровождались отмиранием ряда элементов древних культур и зарождением феодальной культуры, которая имела свои особенности в каждой стране. Однако следует отметить, по крайней мере, одну черту, общую для всех феодальных культур – огромную идеологическую роль государственных религий (христианства, буддизма, ислама) в укреплении власти феодалов над крестьянами и что еще более важно, в создании новых суперэтносов.

Таким образом, ВПН было гигантским столкновением этносов и культур старого света, тиглем, в котором сплавлялись воедино элементы культуры и социальных отношений, экономических укладов погибавших рабовладельческих цивилизаций и молодых обществ варварской периферии, реактором, в котором накапливалась энергия невиданной силы, воплотившаяся в новых, более прогрессивных отношениях, определивших лицо нового, средневекового мира. Расширился ареал цивилизованной ойкумены, в недрах которой стали вызревать предпосылки следующего, более глобального прорыва на пути ликвидации планетарной изоляции народов.

Лекция 2. Арабские завоевания VII-VIII вв. и их исторические последствия.

1.Возникновение ислама.

2.Образование арабского халифата.