
- •Воспитание рыцарей Пажи
- •Оруженосцы
- •Посвящение в рыцари
- •Вассально-ленные отношения
- •Идеалы рыцарского сословия
- •Нравы и обычаи рыцарей Рыцарские законы
- •Рыцарские обеты
- •Рыцарское братство
- •Рыцарский суд
- •Судебные поединки
- •Геральдика
- •Похороны рыцарей
- •Проблемы войны
- •Куртуазная культура
- •Военное дело Доспехи
- •Конская сбруя и конский доспех
- •Шпоры и знамена
- •Боевой молот, чекан и клевец
- •Боевой топор
- •Тактика ведения боя
- •Военные игры Турниры
- •Защита проходов
- •Замки Устройство замков
- •Осада и оборона замков
- •Хронология основных событий
- •Словарь основных терминов
Геральдика
Первые рыцари иногда украшали свои щиты цветными значками и рисунками. Поначалу этому не придавали особого значения. Затем, в XII веке, рыцари начали изображать на своих щитах особые знаки: гербы.
Рыцарские гербы были своего рода символами, показывающими на языке рисунков, кем являются их владельцы. Гербы были необходимы в бою, когда лица рыцарей закрывались забралами. Но они были бы бесполезны, если бы их нельзя было расшифровать или если бы два рыцаря имели одинаковые гербы. Поэтому были приняты жесткие правила, указывающие, что означает каждый знак и рисунок и кому дозволено их носить. Как и большинство рыцарских новшеств, эти правила пришли из Франции. Поэтому все символы, знаки и эмблемы получили название на старофранцузком языке.
Помимо гербов рыцари, чтобы отличатся друг от друга, носили на шлемах фигуры. Эти фигурки были высокими и хорошо бросались в глаза с расстояния. Первоначальная цель их состояла в распознавании своих воинов, одетых в горшковые шлемы, т.к. лица были закрытыми. Чувство собственного достоинства привело к сохранению этих знаков опознавания и к почтительному отношении к ним. Фигурные изображения выбирались сначала совершенно произвольно. Позднее они стали постоянным знаком воина, его рода, и "геральдическими фигурами", которые начинают изображаться и на щитах (Таб. 10,46).
Герб, одобренный герольдом, рыцарь мог передать своему сыну. К этому гербу сын мог добавить еще несколько символов, показывающих, кто он, а иногда и кто его мать. Постепенно гербы так усложнились, что вместо многих мелких символов приходилось создавать один большой. Первые гербы были очень простыми. Крест показывал, что рыцарь был крестоносцем, Лев подчеркивал смелость рыцаря. Эти символы хотели носить многие, поэтому герольды придумали много видов крестов. А львы изображались в разных позах: лежащие, идущие, вставшие на дыбы. Рыцари-крестоносцы иногда включали в свой герб изображение бурдюка. Могли быть показаны детали доспехов: шпоры, звенья кольчуги, - а иногда предметы быта: веретенка, манжеты и т.п. Каждой части герба дали свое название; так было легче составить описание герба. Оно всегда начиналось с главного знака: поля. Затем описывали, как поле разделено на части и что на этих частях изображено.
Обычно использовали те цвета, которые легче было воспроизвести. Светлые цвета чередовались с темными, чтобы все они хорошо выделялись. Из светлых цветов использовали желтый и белый. Их называли металлами: золотом (Ор) и серебром (Арджент). Другие цвета называли оттенками: красный (Гюльз), синий (Лазурь), зеленый (Верт), пурпурный (Пурпур) и черный (Траур). Первые рыцари носили свои Гербы на щитах. Поэтому поле герба получило форму щита. Позже гербы стали рисовать на одеждах, надевавшихся поверх доспехов, а так же на знаменах и попонах лошадей.
Большинство рыцарей имело также эмблемы. Иногда это была часть полного герба. Эмблемы часто носили вассалы вместо полного герба своего господина, особенно если герб был сложен.
Массовость употребления гербов вызвала к жизни потребность в лицах, которые специально бы занимались геральдикой. Ими стали герольды.
Возникновение института герольдов следует отнести, видимо к XII веку. Наиболее известна их деятельность, связанная с проведением рыцарских турниров. Кроме гербовой экспертизы в обязанности герольда входило блазонирование герба, т.е. его объявление перед турниром и краткое описание. Герольды также ведали регламентом турниров, их помощники подавали во время состязаний все необходимые, сигналы. Таким образом, от герольда для выполнения его обязанностей при профессионально хорошей памяти требовалось разбираться в геральдике, генеалогии, знать об изменениях родовых взаимоотношений. Эта сторона их деятельности в наибольшей степени имеет отношение к геральдике. Но помимо этого в повседневной военной практике в обязанности герольда входило объявление дня сражения; узнавание мертвых и раненых на поле боя; регламентация порядка обмена пленными. Все эти функции были разделены между герольдами разных рангов. Постепенно герольды взяли на себя задачи парламентеров. В связи с этим они пользовались неприкосновенностью, хотя бывали и исключения в их дипломатической практике.
Герольд был облечен большими полномочиями и большими привилегиями. Но, кроме того, он был как бы олицетворением герба и даже олицетворением, как бы замещением его владельца. Поэтому оскорбление герольда расценивалось как оскорбление его сеньора.
Стать герольдом было не просто. "Кандидатский срок" для получения звания герольда во Франции, например, достигал 7 лет, что вполне сопоставимо со статусом оруженосца у рыцарей. В течение этого срока кандидат был помощником герольда и лишь за тем, после особой церемонии называвшейся "крещением герольда", когда сеньор выливал ему на голову вино, и он приносил присягу, становился герольдом.
Владетельные сеньоры имели на службе герольдмейстеров, которым в свою очередь подчинялись герольды. Во Франции таких герольдмейстеров было 30. Первый среди них, избираемый остальными на торжественной ассамблее, назывался Монжуа - Сан-Дени и считался гербовым королем.
Институт герольдов был распространен в Западной Европе повсеместно, отличаясь лишь небольшими нюансами.
Девизы и военный клич
Девизом являлась часто какая-нибудь пословица, согласная с духом и характером рыцаря, которому принадлежал герб.
Девизы относились всегда к каким-либо эмблемам, и от этого они получали еще большую силу. Например, изображали пустой колчан и ставили к нему девиз: "Его стрелы в моем сердце"; или изображали бутон роз и к нему девиз: "Меньше показываясь, становится прекрасней" и т.п.
Девиз обыкновенно ставили под щитом; это было как бы воспоминание о славных подвигах какого-либо лица, о его героизме, великодушие, милосердии, или же такой девиз побуждал проявлять эти доблести. В девизе как бы объясняется идея герба или, лучше, причина, почему это лицо получило именно такой герб, а не другой. Девиз - это в одно и тоже время и плоть, и дух герба.
Представители какого-либо семейства, обыкновенно старшие в роде носили над гербом так называемые cri de guerre или cri de armes, то есть такое выражение, какое употреблял на войне для возбуждения воинов к бою или к победе. Французы говорят: "Le cri suit la baniere" ("Клич следует за знаменем"). Это означает, что военный сигнал там, где знамя, потому что оно являлось средоточением военной силы, центром к которому стремились войска. Готфрид Бульонский во время крестовых походов говорил: "Dieu le veut!" ("Так угодно Богу!")- и это убеждение руководило как им самим, так и его войсками. Французские короли считали Святого Дионисия своим покровителем, и поэтому, ведя своих воинов в бой, они повторяли: "Montjoia et Saint Denis" ("Монжуа - Сан-Дени"). У английских королей считался покровителем Святой Георгий, и поэтому они говорили сначала: "St. Georges" - а позднее: "God and my right!" ("Бог и мое право! ").