Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Geny_dolzhen_byt_odin.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
65.1 Кб
Скачать

Сцена 21

Старик Сальери и Тень. Сальери плачет.

Сальери: Я шел тогда по улице, а передо мной расступались люди. Я плакал…

Тень: Но ведь ты говорил, что не любил его!

Сальери: В тот момент, будто что-то во мне сломалось. Я уже не мог ничего исправить, и всё что мне оставалось- это быть самим собой. Равнодушным. Расчетливым. Холодным. И продолжать писать. Я думал, что это временная полоса неудач, такое уже бывало. Нужно отвлечься. Смерть Алоиза просто ещё одна жертва на алтаре дела всей моей жизни! Я изначально жертвовал семьёй ради достижения цели. Отвлекись я на них, и всё чего бы я добился так это тихая жизнь. А моя музыка…Её бы никто никогда не услышал!

Тень: И ты опять повторил туже ошибку?!

Сальери( кричит): Я просто хотел, что бы мою музыку вновь стали ценить. Мне было не до того. Семья, дети…Не до этого! Я хотел делать то, что хотел, жить так, как хотел, а не так, как мне скажут. Слова, это всего лишь слова!

Тень: Но именно они отняли у тебя всё!

Сальери: Нет…Не они. Я сам!

Сцена 22

Звучит «Реквием» Который собственно и пишет Сальери. Он сидит за роялем и играет. Свет то зажигается, то угасает, то зажигается то угасает. На фон этой музыки слышен стук в дверь. Сальери не обращает никакого внимания, продолжает играть. Слышатся неразличимые крики Терезии. Сальери игнорирует. Музыка продолжает звучать. Стук в дверь становится одиноким. Всё тише. И тише. Наконец и вовсе затихает. Сальери ставит точку. Тишина. Он идёт открывать дверь. За дверью стоят четыре девушки в черном одеянии с вуалями на лице (дочери Сальери), а над головой они держат гроб.

Сцена 23

Маскарад. Все одеты в яркие костюмы, звучит музыка. Сальери одет в серебристый камзол, и черную маску. Вокруг него император, бывшие его знакомые, друзья, ученики, все в масках. Он подходит к ним, но они его не замечают и расступаются. Он начинает метаться, пытается сорвать хоть с кого-нибудь маску, но все отворачиваются, игнорируют его. Начинает звучать жуткий какофоничный вальс. Люди начинают танцевать вокруг Сальери. Кружиться вокруг него. Он пытается отмахиваться от них руками. Среди людей он видит без масок, но в белых вуалях Асту, Алоиза и Терезию. Они подходят к нему, обнимают его. Сальери падает. Начинает корчиться. Люди наступают…Наступают… Вдруг, музыка затихает. Слышится стук каблуков. Все расступаются перед Тенью. Расходятся. Сальери встаёт. На сцене остаются только эти двое. Тень обходит Сальери сзади и обнимает. После чего вручает ему верёвку, и медленно отступает в темноту. Сальери остаётся один.

Медленно зажигается свет. Сальери опять у себя в комнате. Он бережно собирает свои ноты и плачет.

Сальери: Я просто хотел, что бы мою музыку ценили…

Сальери надевает на шею верёвку. Затемнение. Раздаётся раскат грома. Зажигается свет. В комнату вбегает Мелиса и вытаскивает старика Сальери из петли. Они падают на ковёр, где разбросаны ноты. Старик плачет. Мелиса смотрит на него с ненавистью, после чего хватает ноты и бросает их в камин. Сальери ползает по полу, пытается собственным телом прикрыть листы.

Сальери: Нет! Нет! Нет! Подожди! Это всё, что у меня есть!

Мелиса: Все, что у тебя есть – это люди, которых ты потерял! Они все умерли из-за твоей чертовой музыки. Ты убийца! Ты убил брата, убил маму! Ради чего?

Сальери оглядывается по сторонам, потом на себя, свои руки. Потом смотрит на Мелису.

Сальери: Мелиса? Доченька моя, ты так выросла, так подросла…А где, где твоя мама, где Терезия? И где Алоиз?

Мелиса смотрит на него и отстраняется к стене. Сальери ползёт к ней.

Сальери: Подожди! Где твоя мама?

Мелиса: Ты сошел с ума! Ты забыл, что убил их?!

Сальери: Убил? Мелиса, да что ты такое говоришь? Как убил? То есть, как убил? Я убийца?

Мелиса: Самый жестокий из всех! (Выбегает)

Сальери переворачивается на спину. Кричит.Смеётся.

Сальери: Я правда их убил? Я правда убил? Или это моя музыка убила их? Убийственная симфония! Ещё ни один композитор не отнимал своей музыкой жизнь! Но я смог! Я сделал то, что никто до меня не смог! А значит, я всё же стал гением! Или убийцей?! Гением…Убийцей…гением…убийцей…убийцей…гения…

В комнату входят санитары, на которых надеты маски чумных докторов. Они поднимают Сальери на руки. И выносят из комнаты.

Сальери: Значит, всё таки вы пришли! Мои верные поклонники! Вы наконец-то оценили мою музыку! Да! Да! Вы несёте меня на руках, как носили его! Да! Рукоплещите мне! Поклоняйтесь мне! Боготворите меня! Видите! Видите! Это мой триумф! Учитель! Я наконец-то исполнил клятву данную вам! Моя музыка превзошла и вашу и музыку Моцарта! Мою музыку наконец-то оценили!!! Оценили! Все эти смерти были не напрасны! Я посвятил всего себя музыке…Это моё единственное детище и любовь. И её, а не меня запомнят потомки! Мне плевать, что я убийца!

Сальери выносят. Затемнение.

голос Бетховена: Дневник. Восьмое января 1824 года. Сердце моё обливается кровью. Я не хочу верить. Я больше чем уверен, что это всё результат сильнейшего нервного расстройства учителя. Я не верю, что он действительно признал себя убийцей Моцарта. Учитель никого не убивал…Господи, пожалуйста, пусть люди прекратят эту клевету!