Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Постклассическая философия.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
196.61 Кб
Скачать

Часть I. Исторические типы философии

бытие. Оно лежит в основе любого познания, любого отношения миру. Каждый внешний, направленный на предмет акт (ошушени восприятие, внимание) содержит «внутреннюю сторону», определяет' ся нашими эмоциями, убеждениями, верованиями, предрассудка^ Так, чтобы познавать мир, надо быть уверенным, что он существует Но вера в существование внешнего мира основывается на нащцх' переживаниях.

Переживание — это исходный пункт гуманитарных наук. Не надо общих понятий, силлогизмов, чтобы понять переживание другого чело­века. Выражение скорби на лице уже вызывает во мне ответное чувство Но то же самое относится не только к отдельным лицам, но и к боль­шим историческим событиям. Они становятся понятными нам, обрета­ют смысл и значимость, когда мы внутренне переживаем их так, как если бы они случились сейчас. Ведь эти события, эти институты были созданы людьми. Понимая других людей, их душевные стремления и страсти, мы понимаем и их дела, их свершения. Мы всегда понимаем больше, чем знаем, и переживаем больше, чем понимаем.

«В языке, в мифах, литературе, искусстве, во всех исторических действованиях вообще мы видим перед собой как бы объективирован­ную психическую жизнь, продукты действующих сил психического порядка, прочные образования, построенные из психических состав­ных частей и по их законам. Эта психическая жизнь имеет структур­ную связь, которая переживается. Поскольку мы переживаем, внут­ренне воспринимаем эту структурную связь, охватывающую все страсти, страдания и судьбы человеческой жизни — потому мы и по­нимаем человеческую жизнь, все глубины и пучины человеческого»1.

Переживание и понимание создают особую сферу опыта, особую науку. Пока никто не заявит, писал Дильтей, что он в состоянии вы­вести всю совокупность страстей, поэтических образов, творческого вымысла Гёте из строения его мозга и свойств его тела, самостоятель­ный статус такой науки не может быть оспорен. Никто не сможет вывести особенности исторического и культурного развития Франци'1 XVIII в. из особенностей залегания геологических пластов, из радиол^' тивного фона планеты в этот исторический период и т.д. Но понят эти особенности можно, переживая и внутренне понимая особенно*-ти духовного склада французов в этом веке, особенности их психоло гии, их литературы, их философии. Это понимание «изнутри», че?^ внутреннее сопереживание открывает нам любую духовную, жизН^ ную реальность. «Между мной и предметами стоят жизненные отН°

Д}1лътей В. Описательная психология. М., 1924. С. 74.

Глава 9. Постклассическая философия

311

. Их целесообразность основана в моей целесообразности, их красота и добро в моей оценке, Их понятность в моем интеллекте. реальности развиваются не только в моем понимании и переживании, они образуют взаимосвязь представляемого мира, в котором внешнее данное связано с течением моей жизни: в этом представляемом мире я живу, и его объективная ценность гарантирована мне через посто­янный обмен с пониманиями и переживаниями других. Наконец, по­нятия, общие теории, общие суждения — это не гипотезы о чем-то, к чему мы относим внешние впечатления, но производное от пережи­вания и понимания»1.

И наконец, третья категория наряду с переживанием и понима­нием, в которой выражается специфика исторического познания, — истолкование. Все душевно-духовные миры, все культурно-историчес­кие целостности непосредственно нами не понимаются, поскольку это не наши миры и не наши культуры. Для того чтобы они стали понятными, их надо истолковать, интерпретировать. Историк должен не просто воспроизвести истинную картину исторического события, но и пережить его заново, истолковать и воспринять как живое. Ис­торик изучает не только изменения, происходящие в производстве, в быту, но и побудительные мотивы исторической деятельности людей. А эти последние никогда не фиксируются с естественно-научной точ­ностью. Но без их анализа невозможно понять, почему то или иное историческое событие приобрело ту или иную конкретную форму.

Поэтому одним из важнейших исторических источников Дильтей яитал биографию и автобиографию. Именно в них наиболее отчетли­во видны побудительные мотивы, внутренние движения души тех или иных исторических деятелей, общее настроение и мироощущение какой-либо исторической эпохи.

Наряду с биографией и автобиографией важным источником яв-историография, которая понималась Дильтеем как изучение Ара в различных объективациях. Например, религиозный опыт совре­менного человека узок, но, перечитывая сочинения М. Лютера и дру-1116 документы, выражающие религиозные чувства людей той эпохи, "*Иваясь в нее, историк обогащает тем самым свое индивидуальное ^ Ч через опыт Лютера переживает то, в чем ему отказано историей.

Дильтей положил начало так называемой герменевтической тради-в философии, которая развивалась далее учениями Г. Гадамера, и многих других значительных мыслителей XX в.

\Уе11: т с!ег 'СаЛ\тавеп5сЬаЙ // Се$ат-

к •

ОШЪсу У/. Эег АиЯэаи с1ег ЗсЬпЙеп. ва 7. СоШп^еп, 1992. 5. 80. 312