- •Глава 1. Рыцарство в средневековом обществе Западной Европы в XI – XIII веках………………………………………………………………………….6
- •Глава 2. Рыцарский этос как часть социальной культуры средневековья……………………………………………………………………..14
- •2.2.4.Воинские ценности и культурные идеалы……………………24
- •2.3. Культ Прекрасной Дамы как выражение менталитета свободного рыцарства……………………………………………………………27
- •Глава 1. Рыцарство в средневековом обществе Западной Европы в XI – XIII веках.
- •1.1. Истоки зарождения рыцарства.
- •1.2. Рыцарство как особый слой средневекового общества.
- •Глава 2. Рыцарский этос как часть социальной культуры средневековья.
- •2.1. Этика и этос рыцарства.
- •2.2. Ценности и идеалы средневекового рыцарства.
- •2.2.1. Посвящение в рыцари.
- •2.2.2. Рыцарский кодекс чести.
- •2.2.3. Рыцарские турниры как специфически европейский способ социокультурного бытия военного сословия.
- •2.2.4.Воинские ценности и культурные идеалы.
- •2.3. Культ Прекрасной Дамы как выражение менталитета свободного рыцарства.
- •2.4. Символика рыцарской гордости и независимости.
- •Уступленные гербы (armoiries de concession). Часто в награду за какие-нибудь особые подвиги государи жаловали отличившемуся свой герб или прибавляли к его прежнему гербу новые почетные эмблемы.
Гербы коронованных особ (armoiries de la souverainete). Гербы коронованных особ часто составляют одновременно и гербы тех государств, которыми управляют эти лица; кроме того, государи часто прибавляли к гербам своих областей и гербы тех стран, на которые эти государи имели притязание, потому что этими странами владели их предки; хотя позднее они и были отторгнуты, но царствующие государи еще вполне не отказались от них; такие гербы назывались гербами претензии.
Уступленные гербы (armoiries de concession). Часто в награду за какие-нибудь особые подвиги государи жаловали отличившемуся свой герб или прибавляли к его прежнему гербу новые почетные эмблемы.
Гербы корпораций (armoiries de communaute). Эти гербы разных учреждений Западной Европы: архиепископств, епископств, капитулов, университетов, обществ, компаний и корпораций.
Протекционные гербы (armoiries de patronage). Часто должностные лица, которые управляли областями, рыцарскими замками и тому подобным, прибавляли к своим фамильным гербам различные эмблемы как знак своего преимущества, своих прав и достоинства, полученных ими от своих патронов.
Фамильные гербы (armoiries de famille). Такие гербы переходят по наследству и служат отличием одного дома или одной фамилии от другой.
Гербы по супружеству (armoiries de d’alliance). Это такие гербы, когда в главный герб вставляются прибавочные атрибуты для означения родственных связей, когда одна фамилия через брак приходит в родство с другим родом.
Гербы по преемству (armoiries de succession). Кроме перехода гербов по прямой линии наследства, гербы могли быть присвоены лицу совершенно чужому или не имеющему прав прямого наследства; эти гербы переходили к таким лицам или вполне, или же соединялись с их первоначальным гербом; но на это всегда требовалось разрешение верховной власти.
Гербы по выбору (armoiries de choix). Лица, получившие дворянство за особые заслуги перед государством, конечно, не имели своего собственного герба и потому избирали особого рода эмблемы, напоминавшие им тот род деятельности или занятия, в котором они стяжали себе это отличие. 19
Особенно же размножились эмблемы в гербах в Западной Европе во время междоусобных раздоров и крестовых походов. Борьба, происходившая между Йорками и Ланкастерами, породила двух соперниц - белую и алую розу. Времена Лиги и Фронды породили во Франции массу эмблем в гербах французского дворянства.
Но благодаря крестовым походам было введено в гербы множество аллегорических знаков. В значительном числе гербов крестоносцев встречаются кресты, раковины, птицы без ног и клюва и всевозможные монеты.
Но крест, который изображали на одежде участников крестовых походов как символ той святой цели, для которой предпринимался поход, изображался в большей части гербов и служил как бы воспоминанием об этих религиозных странствованиях.
Девизы представляли как бы памятники храбрости, великодушия и вежливости того или иного рыцаря и служили полезными уроками для его потомства; эти девизы были как бы сокращением тех рифмованных рассказов, которые сочиняли трубадуры, странствовавшие из одного замка в другой; эти рифмованные рассказы они пели под аккомпанемент арфы, лиры и других инструментов менестрелей; это, конечно, вполне согласовывалось с духом рыцарства. Девизом часто являлась какая-нибудь пословица, согласная с духом и наклонностью рыцаря, которому принадлежал герб. Слава и любовь создали также множество таких девизов.
Девизы относились всегда к каким-либо эмблемам, и от этого они получали еще большую силу. Например, изображали бутон розы и к нему девиз: “Меньше показываясь, становится прекраснее”; ласточку, перелетавшую море, и к ней надпись: ”Чтобы найти солнце, покидаю отечество”; раковину, обращенную к солнцу: “Ее красота нисходит с небес”; при изображении горностая был такой девиз: ”Лучше умереть, чем посрамиться” (девиз Франциска 1, герцога Бретани) и другие.
Девиз обыкновенно ставили под щитом; это было как бы воспоминанием о славных подвигах какого-либо лица, о его героизме, великодушии, милосердии, или же такой же девиз служил к побуждению проявлять эти доблести. В девизе как бы объясняется идея герба или, лучше, причина, почему это лицо получило именно такой герб, а не другой; девиз- это в одно и то же время и плоть, и дух герба. Девизы часто бывали аллегорические, и потому существовали девизы, состоявшие только из одной буквы. Главное их достоинство заключалось именно в том смысле, который можно было придать девизу; вообще, все девизы отличались краткостью и выразительностью.
Представители какого-либо семейства, обыкновенно старшие в роде, носили над гербом так называемые cri de guerre или cri d’armes, то есть такое выражение, какое употреблял на войне какой-либо знатный рыцарь для возбуждения воинов к бою или к победе; этот известный клик, или клич, отличал его от других рыцарей. Французы говорят: “Le cri suit la baniere” (“Клич следует за знаменем”). Это означает, что военный сигнал там, где знамя, потому что оно являлось средоточием военной силы, центром, к которому стремились войска, за которым следили все воины и сердцем, и глазами. Военные клики были известны в глубокой древности; у каждого рыцаря, у каждого военачальника был свой особенный присвоенный ему клич, которым он собирал своих воинов и с которым он бросался в самый кровавый бой. Вот наиболее замечательные из кликов. Готфрид Бульонский во время крестовых походов говорил: “Dieu le veut!’ (“Так угодно Богу!”)- и это убеждение руководило как им самим, так и его войском. С этим кликом он вел своих воинов в бой с неверными; этот клик воодушевлял их, поднимал их дух и вселял в них мужество и храбрость. У английских королей считался покровителем Святой Георгий, и потому они говорили сначала: “St.Georges”, - а позднее: “God and my right!” (“Бог и мое право!”).
Таким образом , можно говорить об определенной “знаковой культуре” средневекового рыцарства, где каждому знаку гербу, девизу и т.д. придавалось особое значение.
Заключение.
Рыцарский этос – это стиль жизни, общая ориентация культуры, принятая в ней иерархия ценностей, которая выражена в явном виде, либо может быть выведена из поведения людей. Нас интересует в исследовании рыцарский этос. Его объем выходит за рамки ценностей, которыми занимается этика. Это один из основных терминов социальной культуры.
Рыцарский этос средневекового Запада это взаимосвязанный стиль мышления и мироощущения, ценностей и явление культуры, включающее в себя идеалы, обеты, символы, кодексы чести, проявляющее себя как в визуальных образах замков, маргинальных рисунков и скульптур, так и словесных конструкциях поэтических текстов.
Средневековая цивилизация Запада и рожденная в ее лоне культура рыцарства – явления, которые можно понять лишь в режиме «большого времени». Идеалы героизма, мужества, честности, верности долгу, «высокой» любви, словом все-то, что составляет «сухой остаток» живой и многообразной картины рыцарской культуры Западной Европы, имели ярко выраженную индивидуалистическую интонацию.
Именно специфика социокультурного ландшафта рождения и бытования рыцарской культуры в Европе придала ей своеобразное звучание и оформление в соответствующих эпохе понятиях и ценностях. Подчеркнем, что в этом смысле чрезвычайно значимыми оказались исторические условия генезиса рыцарства, элита которого обладала относительно широкими материальными и властными ресурсами, чтобы «держать дистанцию» по отношению к правителю. Значимыми оказались и отношения внутри рыцарской среды, позволившие сформироваться относительно автономной человеческой личности мелкого и небогатого рыцаря.
Именно это своеобразие вкупе с теми смыслами, которые были переданы средневековому Западу античной и христианской культурными традициями со свойственными им персонализмом и гуманизмом, дают рыцарской среде особое интонирование темы человека. При этом важно подчеркнуть, что при всей своей избыточности, или, что одно и то же, романтизации, рыцарские идеалы и ценности во многом будут направлять духовные поиски европейцев и последующих эпох. Как и культура варварской Европы, культура рыцарского мира внесла свой вклад в тот культурный багаж, который лег в основу европейского гуманизма, пронизанного ценностью и значимостью человеческого «Я» во всех проявлениях его диалога с окружающим миром.
Возникшее в 11 веке и прекратившее свое существование в конце 15 века рыцарство оставило неизгладимый след в культурном наследии мира. Дворянская этика последующих веков, включая благородные принципы верности долгу и достойного служения отечеству, несомненно, несет в себе влияние рыцарской эпохи.
Рыцарство не было бы жизненным идеалом в течение целых столетий, если бы оно не обладало необходимыми для общественного развития высокими ценностями, если бы в нем не было нужды в социальном, этическом и эстетическом смысле. Именно на прекрасных преувеличениях основывалась сила рыцарского идеала.
Рыцарство сошло с исторической сцены. Оно оставило нам не только элементы своей военной тактики, но и культурное наследие: рыцарские романы ("Тристан и Изольда"), любовную лирику министрелей и трубадуров с обязательным культом дамы, героические народные эпосы ("Песнь о Сиде" и "Песнь о Роланде").
Но именно рыцарское сословие на Западе сформировало те культурные установки, ценности, на основе которых возник европейский гуманизм, отличающийся ярко выраженным персонализмом, акцентированием индивидуальности человеческого «Я».
Список литературы.
Источники:
Зарубежная литература средних веков. М., 1975.
Лирика средневековой Франции. М., 1991.
Оссовская М. Рыцарь и буржуа. /Исследования по истории морали/ М., 1987.
Хрестоматия по истории средних веков./Под ред. С.Д. Сказкина./ М., 1963. Т. 1.
Литература:
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М. 1984.
Гуревич А.Я. Средневековая литература и ее современное восприятие. О переводе «Песни о Нибелунгах». //Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976.
Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.
Добиаш-Рождественская О.А. Крестом и мечом. Приключения Ричарда I Львиное Сердце. М., 1991.
Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск. 1994.
Дюби Ж. Куртуазная любовь и перемены в положении женщин во Франции XII в.//Одиссей. Человек в истории. М., 1990.
Заборов М. А. Папство и крестовые походы. М. 1959.
Иванов К. Многоликое Средневековье. М., 1996 г.
Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987.
Краткая философская энциклопедия. М., Прогресс, 1994.
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
Михайлов А.Д. Роман и повесть высокого средневековья // Средневековый роман и повесть. М., 1974.
Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. М., 1976.
Павленко В.Г., Николаев Р.В. Европейское рыцарство. Кемерово, 1998 г.
Руа Ж. История рыцарства. М., 1996 г.
Тейс Л. Наследие каролингов. Новая история средневековой Франции. М., 1993.
Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1995.
Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI - XIII веков. Эпоха. Быт. Костюм. М., 1978.
1 Записки Юлия Цезаря ''Галльская война'' М. 1962
2 Хрестоматия по истории средних веков./Под ред. С.Д. Сказкина./ М., 1963. Т. 1.
3 Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск. 1994.
4 Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987.
5 Заборов М. А. Папство и крестовые походы. М. 1959.
6 Краткая философская энциклопедия. М., Прогресс, 1994, с.545.
7 М. Оссовская Рыцарь и Буржуа: исследования по истории морали. М., 1987
8 там же с.182
9 Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. М., 1976.
10 : М. Оссовская Рыцарь и Буржуа: исследования по истории морали. М., 1987 с. 106
11 Павленко В.Г., Николаев Р.В. Европейское рыцарство. Кемерово, 1998 г.
12 Руа Ж. История рыцарства. М., 1996 г.
13 Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1995.
14 Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1995.
15 Дюби Ж. Куртуазная любовь и перемены в положении женщин во Франции XII в.//Одиссей. Человек в истории. М., 1990.
16 Дюби Ж. Куртуазная любовь и перемены в положении женщин во Франции XII в.//Одиссей. Человек в истории. М., 1990.
17 Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М. 1984.
18 Павленко В.Г., Николаев Р.В. Европейское рыцарство. Кемерово, 1998 г.
19 Руа Ж. История рыцарства. М., 1996 г.
