Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Аннушкин РИТОРИКА Вводн курс.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
884.86 Кб
Скачать

§ 5. Разделы классической общей и частной риторики

Деление на общую и частную риторику существует в русской традиции по крайней мере с конца XVII века. Во всяком случае, уже в латинских риториках Киевской Духовной академии XVII века записано, что существуют как общие правила ведения и по­строения речи (предмет общей риторики), так и описание и ре­комендации к ведению речи в разных видах словесности (пред­мет частной риторики).

Общая риторика в традиции, восходящей к Цицерону и Квин-тилиану, включает пять разделов, каждый из которых показыва­ет отдельные моменты в подготовке и реализации речи: 1) изоб­ретение (лат. inventio — что сказать?), 2) расположение (лат. dispositio — где сказать?), 3) выражение (лат. elocuto — как ска­зать?), 4) память (лат. memoria), 5) произношение и телодвиже­ние (лат. pronuntiatio).

Общая риторика в традиции, восходящей к Аристотелю, на­считывает следующие разделы: 1) образ оратора; 2) изобретение — содержание речи; 3) композиция — расположение; 4) речевые эмоции; 5) стиль речи (слововыражение и произношение).

Каждый из этих разделов, как сказано выше, показывает по­следовательность подготовки и разворачивания речи. Квинтилиа-новская схема позволяет сделать следующее начальное описание, находящее отражение в большинстве современных риторик, ре­шающих проблему построения монологической речи. 1. Изобретение (inventio) — рождение замысла, создание идей, содержания речи. Содержание и доказательство пред­стоящей речи необходимо именно изобрести. Риторическое учение может предложить ритору определённую технику в создании идей и распространении речи. Эта техническая сторо­на воплощена в учении об общих местах (топике) — способах построения доказательств или развёртывания речи (с помо­щью определения того, о чём мы будем говорить, соотнесения с целым или частью, родом или видом, говоря о причине, ус­ловии, месте, времени, сравнении, подобии, противоположном и т.д.). Содержание речи может быть развёрнуто и с помощью разного рода примеров. Техника изобретения не может при­меняться формально, но соотносится с уместностью отбора материала речи для данной ситуации. Как правило, содержа­ние речи не может не требовать новизны, оригинальности, индивидуальности творческих усилий говорящего. Довольно сложным моментом, вызывающим споры учёных, является вопрос о вдохновении (приходящем «свыше» или вызываемом технически), индивидуальных способностях к изобретению каждого из говорящих. Речевая эмоция рождается уже в со­держании речи, поэтому само изобретение невозможно вне эмоциональных усилий создателя речи. Раздел речевых эмо­ций всегда входил в первую часть риторики — в современной риторике он разработан явно недостаточно. 2. Расположение (dispositio) — раздел о правилах компо­зиционного построения речи. Изобретённый материал необ­ходимо разумно, в определённой последовательности распо­ложить. Классические риторики предлагали от 4 до 8 частей композиции речи, выделяя главные (например, вступление, доказательство, опровержение, заключение) и опуская второ­степенные. Вот их полный перечень: обращение, называние темы, повествование, описание, доказательство, опроверже­ние, воззвание, заключение.

Термин «расположение» может пониматься и шире — «как сам процесс воплощения замысла речи в словесный ряд». В таком случае будут рассматриваться различные способы, ха­рактеры и стили воспроизводства речи, устно-письменного взаимодействия (например, как различные типы ораторов го­товятся к устной речи, заранее готовя письменные тексты или импровизируя).

3. Выражение (elocutio) — раздел о словесном оформлении речи. Риторическое украшение речи состоит именно в исполь- зовании нужных слов. Н.Ф. Кошанский называл задачами вы- ражения: 1) «рассмотрение слога и его достоинств», 2) рас- смотрение «всех видов украшений» [Кошанский 1829: 3J. Поиск необходимых слов для выражения мыслей, затем спосо- бов украшенного расположения этих слов в фигурах речи — один из сложных моментов работы создателя текста. Облечь мысль в словесную форму, наиболее убедительную и выразительную — без осуществления этой задачи невозможно добиться рито- рической цели.

Как сказать? — это вопрос прежде всего стиля речи. В этой части говорится о выборе слов. Словарь любого языка даёт нам максимальную палитру красок. Всякий ритор должен искать уместный индивидуальный стиль в том виде словес­ности, в котором он участвует волею житейских или профес­сиональных обстоятельств. При этом необходимо воспользо­ваться советом Аристотеля: «показать себя человеком извес­тного склада», что означает умение пользоваться не нейтральными (блеклыми, срединными, серыми) словами, а максимально разнообразить и обогащать слововыражение, обращаясь в пределах уместности и к возвышенному стилю, и к словам простым, но, как писали раньше, без вульгарности.

4. Память (memoria). Перед тем как произнести отобранный и записанный материал речи, необходимо его запомнить. «Па- мять есть совершенное и крепкое в разум взятие вещей сло- весных», — записано в «Риторике» 1620 года [Аннушкин 2002: 24J. Но как осуществить это закрепление в памяти? Кроме ин- дивидуальных способностей и индивидуальных приёмов су- ществуют универсальные приёмы подготовки к произноше- нию будущей речи. В сущности вопрос памяти — это вопрос домашней проработки материала речи. Чем больше ритор (лю- бой говорящий) продумывает текст будущей речи, тем богаче копилка его памяти. Он может делать это в разной форме: 1) заучивание наизусть с повторением про себя или вслух на­писанного текста («зубрёжку» как механическое запомина­ние необходимо отличать от осмысленного, вдумчивого про-говаривания текста); 2) неоднократное прописывание, редак­тирование текста, невольно проявляющееся затем и в устном воспроизведении; 3) прочитывание вслух приготовленного текста с проверкой запоминания; 4) произнесение речи без письменного текста — самостоятельно или перед кем-то; 5) прочитывание или проговаривание текста с записью на маг­нитофон и последующим анализом собственной речи. Запо­минание текста происходит тогда, когда для оратора в его внут­ренней подготовке выстраивается композиция речи в ясной последовательности ее частей. При этом каждая часть соот­носится либо с каким-либо образом, либо с цифрой, пронуме­ровавшей часть текста. Оратор должен ярко, ясно и сосредо­точенно представлять себе то, о чем говорит, — тогда образы и слова начинают приходить как бы сами собой в нужной по­следовательности.

Память вытренировывается постоянным возвращением к предмету, размышлением, повторением, напряжённой ум­ственной работой. Каждый человек должен понять, какой тип работы над текстом, воспроизведения речи наиболее свой­ствен ему.

5. Произношение и телодвижение. Оратор реализу­ет свою речь в произношении, мимике и жестах. Это — после­дняя стадия в реализации речи, хотя восприятие речи слуша­телем начинается с внешнего вида оратора и оценки стиля его произношения.

«Смысл слов зависит от того, каким тоном они сказаны» (по­словица). Неслучайно великий древнегреческий оратор Де­мосфен называет главным в ораторском искусстве «произно­шение и телодвижение» (латинский термин pronuntiatio). В произношении или голосоведении приходится обращать вни­мание на ряд вопросов: темп или ритм, паузация, интонация, громкость, тембр голоса, логическое ударение, артикуляция, по­становка дыхания. Поскольку стилю речи будет посвящена осо­бая глава, скажем кратко лишь об одном качестве — громкости. Само по себе обладание громкостью не является достоинст­вом — необходимо уметь распорядиться имеющимися у вас голосовыми возможностями. Недостатком может быть и слишком громкий, и слишком тихий голос: громкий голос отторгает слушателей, мешая воспринимать содержание речи, тихий голос нередко не доходит до слушателей, вызывая их раздражение. Значит, громкость должна быть оптимальной, как бы «заманивающей» к слушанию речи. При этом возмож­ны, скажем, перепады громкости, которые становятся голосо­вой игрой, разнообразящей восприятие речи. Именно пятый раздел общей риторики включал требования к телодвижению, или пластике тела, мимике и жестикуляции. Воспитание ритора начинается с постановки тела, а восприя­тие речи оратора — с оценки его внешнего вида: облика, кос­тюма, манеры держаться, походки, мимики, жестов. Внешнее выражение и контакт с аудиторией начинаются еще до речи, поэтому необходимо уделить самое большое внимание этой «внешней» стороне оценке говорящего человека. Когда же начинается звучащая речь, то вместе с человеком, образно выражаясь, говорит и все его тело: «говорят» руки, ноги, по­ворот фигуры, головы, выражение лица и т.д. В некотором смысле человеческая речь начинается с телод­вижения. Ребёнок начинает прежде двигать руками и ногами, ходить, а потом уже произносить осмысленные звуки. И как среди детей лучше развита речь того ребёнка, который быст­рее начинает управлять своим телом, так и в речевом искус­стве более умел тот, кто разумно управляет мимикой и плас­тикой телодвижений.

Предметом частной риторики является рассмотрение правил и рекомендаций к ведению речи в отдельных родах, видах и жан­рах словесности. Под словесностью традиционно понималась «совокупность произведений человеческой мысли, получающих своё окончательное выражение в слове» [Энциклопедический словарь «Гранат»: 518J, «совокупность словесных произведений, или произведений слова, созданных человечеством» [Смирнов­ский 1913: 7J. Однако обозрение всех произведений словесности (или всех речевых произведений), создаваемых даже одним че­ловеком, невозможно — тогда мы потонули бы в океане текстов. Принципы культуры заставляют общество отобрать наиболее ценные тексты, систематизировать их и пытаться выработать ре­комендации к их построению.

Систематизация текстов выстраивается в общей филологии, где «каждое высказывание, созданное кем-либо и так или иначе завершенное, принято называть произведением словесности или словесным произведением» [Рождественский 1996: 20J. Для со­здания словесного произведения требуется воплотить замысел речи в определенном целенаправленном труде, когда соединение орудий речи с материалом речи позволяет создать текст словес­ного произведения. Поскольку существует множество видов ору­дий речи (органы артикуляции, орудия письма, печатное обору­дование), материалов речи (воздух, бумага, магнитофонная лента, печатающие устройства и пр.), можно говорить об определенной фактуре речи, которая представляет собой «обработанный опре­деленными орудиями определенный материал речи» [Рожде­ственский 1996: 21J.

В современном развитом обществе постиндустриального типа историческое развитие техники речи позволяет выделить четыре основных фактуры речи, которые показывают в самом общем виде историческое движение человечества: устную речь, письменную речь, печатную речь, речь средств массовой коммуникации. Эта классификация родов словесности, развиваемая далее в деление на виды и жанры словесности, чрезвычайна важна, поскольку материальные возможности фактуры речи диктуют содержание и характер общения.

Традиционная риторика занималась преимущественно моно­логической речью, и первое деление на роды речей мы находим у Аристотеля: совещательная речь (политическая речь, имеющая целью обсуждение общественного блага), эпидейктическая речь (поздравительная, целью которой является похвала или хула, а содержанием «прекрасное»), судебная речь (состояние тяжущих­ся сторон, целью при этом служит установление истины, содер­жанием — «справедливое или несправедливое») [Аристотель 1978:24—25J. Впоследствии объём видов словесности, подвергав­шихся описанию, разрастался, например, «Риторика» Феофана Прокоповича 1705 года, профессора Киево-Могилянской акаде­мии, включала описание поздравительных речей, церковного, сва­дебного красноречия, правила написания писем к различным осо­бам и способы писания истории [Петров 1865: 488J. Русские риторики XIX века значительно расширили состав рассматривае­мых видов словесности. А.Ф. Мерзляков указывает на следую­щие «роды»: «а) письма, б) разговоры, с) рассуждения или учеб­ные книги, д) история истинная и вымышленная, е) речи (послед­ние по «содержанию и намерению» делились на «духовные, политические, судебные, похвальные и академические» [Мерз­ляков 1828: 15,96J. Значительно расширенной выглядит эта схе­ма у Н.Ф. Кошанского, подробно разбирающего предмет частной риторики в 6 разделах: «1) словесность, 2) письмо, 3) разговоры (философские, драматические и др., но не бытовой диалог), 4) повествование, 5) ораторство, 6) учёность» [Кошанский 1832: форзац учебника]. Во второй половине XIX века с заменой рито­рики на теорию и историю словесности в состав изучаемых ви­дов словесности добавилось устное народное творчество, но изу­чение текстов всё более ограничивалось лишь произведениями изящной или художественной литературы.

Современная риторика должна включить в сферу своего изу­чения максимальный состав форм и видов словесности. Так, Ю.В. Рождественский предлагает рассматривать следующие роды и виды словесности: 1. Устная словесность:

а) д о п и с ь м е н н а я, не имеющая письменной основы (раз­говорно-бытовая речь, молва, фольклор);

б) литературная, то есть устная речь, могущая иметь письменный прототип и подразделяемая на ораторику (су­дебная, совещательная, показательная речи), гомилетику (учебная, пропагандистская, проповедническая речи) и сценическую речь.

  1. Письменная словесность, где в зависимости от пис­чих / неписчих орудий и материалов письма выделяются: сфрагистика, эпиграфика, нумизматика и палеография, а в па­леографии — основные виды или классы письменной речи: письма, документы, сочинения.

  2. Печатная словесность, литература художествен­ная, научная, журнальная.

  3. Массовая коммуникация, подразделяемая на массо­вую информацию (радио, телевидение, газета, кино, реклама) и информатику [Рождественский 1996: 23J.

Эта схема соответствует картине исторического развития язы­ка в человеческом обществе на базе технического прогресса, то есть в начале появляется: 1) устная речь, которая объединяет людей в семейно-родовом и патриархальном обществе, затем 2) с письменной речью и соответствующими видами возникают искус­ства и науки, религиозные и философские учения; печатный ста­нок рождает 3) печатную литературу и её развивающиеся виды: научную, художественную, журнальную литературу. Каждый последующий род и вид словесности не только не ликвидирует, но обогащает и усложняет уже существовавшие виды. XX век посредством развития электронной техники позволил создать новую фактуру речи, в рамках которой развилась 4) массовая ком­муникация (радио, телевидение, прессу, рекламу, кино) с макси­мально широкой аудиторией и, конечно, своими законами и нор­мами регуляции речи.

Современная развитая языковая личность должна быть зна­кома со всеми существующими в современной цивилизации ви­дами словесности, знать и понимать законы речевого воздействия в различных формах речи (например, роль телевидения как кол­лективного органа речи в управлении общественным сознанием), а если необходимо, то и самому становиться исполнителем речи. Конечно, каждый человек специализируется лишь в определён­ной сфере деятельности, а потом в определённых формах речи (например, пишет художественные произведения, или занят де­ловым общением, или читает лекции), но каждому члену обще­ства необходимо знать основные законы управления речью как законы управления обществом.