Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Аннушкин РИТОРИКА Вводн курс.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
884.86 Кб
Скачать

Вопросы и задания

  1. Дайте точное определение слов ритор, оратор, автор. Срав­ните ваши определения с определениями классических тео­ретиков риторики.

  2. Вы изучили словаречъ — общение — коммуникация. Какие из этих слов являются исконно русскими / иностранными, ста­ринными / новыми?

  3. Что такое личность? Как личность человека проявляется в его речи и речевом поведении?

  4. Что такое образ ритора? Как риторический образ связан с этикой поведения?

  5. Как вы понимаете выражение «быть человеком известного склада»?

  6. В чем разница между оратором и актером, ораторикой и те­атральным искусством?

  7. В каких положительных и отрицательных смыслах можно понимать слова: «игра», «артист»?

  8. Опишите костюм, внешний вид понравившегося вам челове­ка. Опишите чей-либо внешний портрет, не называя имени человека. Пусть ваши товарищи догадаются, о ком идет речь.

  9. Что такое мимика? Что значит выразительная мимика? Как наши чувства выражаются в наших лицах? Попробуйте опи­сать какое-либо чувство (радость, удивление, печаль, недо­вольство, надежду, восторг).

  1. Что такое жестикуляция? Можно ли говорить одними жеста­ми? Насколько требуется активная жестикуляция хорошему оратору?

  2. Какое содержание можно вложить в понятие «телесное дви­жение», «пластика движения»? Что значит «быть пластич­ным»?

  3. Что такое ораторские правы? Какие требования предъявля­ются к классическому оратору? Какие качества вы цените в людях?

  4. Найдите в современной литературе (прессе) описание порт­рета ученого, педагога, политика, предпринимателя (челове­ка вашей профессии). Какие качества личности, ораторские нравы, качества речи (речевой портрет) выделяются в таком описании?

Глава VI изобретение

§ 1. Изобретение идей и риторическая аргументация

Процесс создания мыслей и слов называется в риторике изоб­ретением. Изобретение идей является центром риторики, по­скольку главным в убеждении является способность развернуть доказательство, найдя уместное содержание, нужные аргументы и стиль общения с адресатом речи. Слушатели и читатели оцени­вают умение думать, знание предмета, новизну разработки темы. Поэтому так ценится в риторике творческая, своеобразная, яр­кая, действенная мысль, зафиксированная в слове.

Термин изобретение (inventio) впервые встречается в антич­ной риторике и означает нахождение, обретение мыслей и идей, которые должны быть представлены в речи. Первая задача рито­ра — найти что сказать. Принципиальным становится вопрос: имеется ли какая-либо технология (искусство) нахождения и изобретения идей или же пришедшая мысль есть результат неко­торого вдохновения, которое нисходит на создателя речи свыше, и поэтому невозможно дать никаких искусственных рекоменда­ций? Опыт показывает, что создаваемое содержание речи есть результат обоих процессов: и технического искусства в поиске и развитии содержания речи, и энергетического настроя, вдохно­вения, волевого усилия, которыми сопровождается рождение вся­кой мысли.

«Найти и выбрать, что сказать, — великое дело: это — как бы душа в теле; но это забота, скорее, здравого смысла, чем красно­речия, а в каком деле можно обойтись без здравого смысла? Ко­нечно, оратор, в котором мы ищем совершенства, будет знать, откуда извлечь основания и доводы» [Цицерон 1972:340]. Цице­рон ссылается на Аристотеля, который указал «места» — «при­меты тех доводов, на основе которых можно развивать речь и за и против». При этом оратору рекомендуется выбирать «удобные» для него и скрывать невыгодные аргументы. Эта разборчивость оратора при выборе средств — доводов, развитых из одних и тех же мест, характеризует оратора как человека думающего, а не «без­думного», и речь будет тем плодоноснее, чем более ораторское дарование возделывается науками.

Содержание убедительной и действенной речи основывается на аргументах, которые принимает аудитория. Эти аргументы воплощены в системе общих мест — основных ценностных мо­рально-этических, образовательных, профессиональных катего­риях (понятиях, суждениях, умозаключениях), относительно ко­торых оратор добивается согласия с мнением аудитории.

Создателю речи приходится считаться с тем, что каждая ауди­тория имеет свой состав общих мест. Например, и оратор и ауди­тория несомненно исходят из того, что любовь в ее общем пони­мании есть безусловное благо, поэтому, в сущности, любая ауди­тория примет тезис относительно необходимости установления между людьми отношений симпатии, доброжелательства, благо­расположения друг к другу (это общее место, с которым все со­гласны). Таким же общим местом является знание, потому что знание для всех является благом, позволяющим не совершать ошибок.

Однако если оратор начнет конкретизировать и уточнять из­бранные им понятия любви и знания, современная речевая прак­тика обнаружит множество противоречий в толковании этих ос­новополагающих понятий, поскольку разные люди подходят с разными толкованиями и опираются на свое понимание и толко­вание общих мест. Так, любовь может иметь духовное, христиан­ское истолкование, предполагающее равное благорасположение ко всем людям, развитие в человеке чувств смирения, кротости, милости, видение в каждом человеке образа Божия (личности с ее своеобразным духовным и телесным складом). Любовь в об­разе, предлагаемом современными СМИ или большинством по­пулярных газет, показывает по преимуществу телесную, страст­ную сторону человеческих взаимоотношений. Ю.В. Рождествен­ский назвал такие идеологические, содержательные разногласия «культурными противоречиями», поскольку каждая концепция взглядов основывается на определенном культурном опыте [Рож­дественский 2000: 32].

Подобным общим местом, имеющим в разных идеологичес­ких течениях противоположные толкования, является понятие демократия. Для достижения согласия в обществе (а это всегда согласие общающихся сторон) необходимо установление точно­го смысла слов, не искаженного сиюминутными, частными инте­ресами. Поскольку сиюминутный интерес, как правило, присут­ствует в любой политической или деловой речи, риторическая практика устанавливает некоторые законы общения, согласно которым стороны должны придерживаться определенных правил общественной дискуссии.

То же самое можно сказать о знании: знание развивает мыс­лительную способность человека, однако культурное противоре­чие состоит в том, какое знание сегодня желательно для челове­ка. Всякий образ, вошедший в сознание воспринимающего речь человека, рождает определенный помысл, поэтому не всякое зна­ние желательно (процессом познания трудно управлять, если потоки информации становятся «неуправляемыми» — ср.: совре­менный ребенок или подросток могут в некоторых семьях часа­ми просиживать у телевизора и впитывать любую информацию, в том числе, нежелательную для их возраста, психики, сознания). Духовная этика речи справедливо не рекомендует определенное зна­ние. О содержании школьного знания идут споры в обществе, по­скольку знание предлагает определенные социальные ценности.

Технический процесс изобретения риторических аргументов можно описать терминологически — попробуем это сделать.