
Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Смоленская государственная медицинская академия
Кафедра истории и политологии
Реферат по теме “ Психоанализ З. Фрейда ”
Выполнил: студент гр. СГМАП-97
Филатенков Ю.В. _______________
Проверил: ________________
__________________________
Смоленск
2013 г.
Оглавление
Оглавление 2
З. Фрейд и появление психоанализа.
Психоана́лиз (нем. Psychoanalyse) — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории.
Зигмунд Фрейд (1856–1939) родился и прожил практически всю свою жизнь в Австрии, только после захвата в 1938 г Австрии фашистами он эмигрировал в Великобританию. Большая часть жизни З. Фрейда была связана с Веной, где он учился в гимназии, окончил медицинский факультет Венского университета, работал, здесь вышла в свет его первая фундаментальная работа по психоанализу "Толкование сновидений" (1900 г). Здесь же было опубликовано подавляющее большинство его работ, как медицинского, так и философского характера. Учение Фрейда и его последователей носит название "фрейдизм".
Гипноз, трансфер и «метод свободных ассоциаций».
После окончания университета принял решение заняться частной практикой в качестве невропатолога. Он лечил своих больных с помощью физиотерапии, однако скоро неудовлетворенность Фрейда физиотерапевтическими процедурами заставила его задуматься над другими способами лечения, а именно гипнозом. Одним из успешно практикующих врачей в этой области был Иосиф Брейер, который стал покровительствовать молодому Фрейду.
В ходе совместной работы по лечению неврозов они использовали гипноз, трансфер и «метод свободных ассоциаций». Это были первые шаги в становлении психоанализа.
Совместно Брейер и Фрейд подготовили книгу «Исследования истерии». Она вышла в 1895 г. Иногда ее оценивают как первую главу в истории созданного Фрейдом психоанализа.
У пациентки д-ра Брейера обнаружился в течение ее двухлетней болезни целый ряд телесных и душевных расстройств. У нее был спастический паралич обеих правых конечностей с отсутствием чувствительности, расстройства движений глаз и др.; нарушения речи, состояния спутанности, бреда, изменения всей ее личности. Это были проявления невроза, который носит название истерии и возникает как реакция на какие-то тяжелые переживания. В 80-е годы 19 века многие врачи считали больных-истериков симулянтами. Брейер установил связь каждого из симптомов с той или иной конкретной сценой в недавнем прошлом больной, которая, оказывается, ухаживала за тяжело больным отцом и на сеансах гипноза сама рассказала Брейеру об этих ситуациях, о которых не помнила совершенно, когда находилась в нормальном состоянии. Если больная с выражением аффекта вспоминала в гипнозе, по какому поводу и в какой связи известные симптомы появились впервые, то удавалось устранить эти симптомы болезни. Таким образом, гипноз давал доступ к области бессознательного в психике. (Своими словами - Доктор вторгался в область бессознательного в психике больного посредством гипноза, в ходе вторжения узнавал причину невроза и, воздействуя на больного, мог устранить симптомы болезни).
Эта история пробудила во Фрейде интерес к гипнозу и истерии. На Фрейда большое впечатление произвело так называемое постгипнотическое внушение. Все это заставляло задуматься над проблемой неосознаваемых побуждений, которые реально движут людьми, однако в их сознании адекватной проекции не получают. При нем человеку в состоянии гипноза внушалась команда совершить после пробуждения какое-либо действие, например, раскрыть зонтик. Проснувшись, он выполнял команду, хотя дождя не было, и поэтому его действие оказывалось бессмысленным. На вопрос же о том, почему он это сделал, человек, не зная истинной причины, подыскивал ответ, который был призван каким-то образом придать его нелепому поведению разумность: «Я хотел проверить, не испорчен ли мой зонтик» и т. п. Подобные факты указывали не только на то, что человек может совершать поступки, мотивы которых он не осознает, но и на его стремление придумать эти мотивы, подыскать рациональные основания своим поступкам. Впоследствии Фрейд назвал подобное оправдание человеком своих действий рационализацией.
Какие особенности феномена постгипнотического внушения привлекли его внимание? Во-первых, неосознаваемость причин совершаемых действий. Во-вторых, абсолютная действенность этих причин: человек выполняет задание, несмотря на то, что сам не знает, почему он это делает. В-третьих, стремление подыскать объяснение своему действию. Наконец, в-четвертых, возможность иногда путем длительных расспросов привести человека к воспоминанию об истинной причине его действия, по крайней мере так было в случае с зонтиком.
Так как Фрейд сам гипнозом владел не достаточно хорошо, то оставил этот метод лечения, как “мистический”, как “таинственное” средство, механизм которого до сих пор неясен...
Особое внимание Фрейд уделил явлению «трансфера» (перенесения). Наблюдая за одной из пациенток доктора Брейера, которая стала выражать по отношению к последнему чувства страха, любви и другие чувства, некогда испытываемые по отношению к родителям, Фрейд установил, что общение врача с пациентом приобретало особую эмоциональную окраску, когда этот пациент стал переносить свои неизжитые бессознательные желания, сохранявшиеся с детских лет, на личность самого врача. Брейера это привело в смятение, и он отказался от дальнейшей терапии. Фрейд же, подвергнув это явление изучению, увидел в нем способ разъяснить больному истинные причины его невроза. Установив перенос бессознательных детских влечений с тех лиц, которые некогда их вызывали, на терапевта, последний мог расшифровать смысл этих переживаний, довести их до сознания больного, помочь тем самым их изжить, освободиться от них (благодаря тому, что стал понимать, что же его мучает). Трансфер, вслед за гипнозом, выступил как еще один способ проникновения в область подавленных, вытесненных влечений.
Но главным терапевтическим средством, изобретенным Фрейдом и ставшим на многие годы «основой основ» его психоанализа, стали так называемые «свободные ассоциации».
Понятие «ассоциации» — одно из древнейших в психологии. Его можно встретить у Платона и Аристотеля. Закон образования ассоциаций веками считался главным законом психологии. Он гласил, что если какие-либо объекты воспринимаются одновременно или в непосредственной близости, то впоследствии появление одного из них влечет за собой осознание другого. Так, взглянув на какую-либо вещь, человек вспоминает ее отсутствующего владельца, поскольку прежде эти два объекта воспринимались одновременно, в силу чего между их следами в мозгу упрочилась связь-ассоциация. Фрейд же использовал материал ассоциаций в других целях. Он искал в этом материале путь в область неосознаваемых побуждений, намеки на то, что происходит в «кипящем котле» аффектов, влечений. Для этого, полагал он, ассоциации следует вывести из-под контроля сознания. Они должны стать свободными. Так родилась главная процедура психоанализа, его основной технический прием. Пациенту предлагалось, находясь в расслабленном состоянии (обычно лежа на кушетке), непринужденно говорить обо всем, что ему приходит в голову, «выплескивать» свои ассоциации, какими бы странными возникающие мысли ни казались. В тех случаях, когда пациент испытывал замешательство, начинал запинаться, повторял несколько раз одно и то же слово, жаловался на то, что не в состоянии припомнить что-либо, Фрейд останавливал на этих реакциях свое внимание, предполагая, что в данном случае его больной, сам того не подозревая, сопротивляется некоторым своим тайным мыслям, притом сопротивляется не умышленно, как бывает в тех случаях, когда человек стремится намеренно что-либо утаить, а неосознанно. Для этого, конечно, должны быть какие-то причины, «тормозящие» активность психики. Особая, обладающая большой энергией сопротивляемость, открытая Фрейдом в его медицинском опыте, явилась принципиально важным новым словом в понимании устройства человеческой психики. Выявилась удивительная сложность этого устройства, присутствие в его работе особого внутреннего «цензора», о котором самому человеку неизвестно. И тем не менее этот незримый, неосознаваемый самим субъектом цензор бдительно следит за тем, что происходит в сознании, пропуская в него или не пропуская различные мысли и представления. Согласно Фрейду, свободные ассоциации на самом деле не «свободные», а направляются неосознанным процессом. Сознание «пропускает» этот неосознанный материал, поскольку он идёт в символической форме. В расслабленном состоянии у клиента вытесненный материал с помощью свободных ассоциаций постепенно всплывает на поверхность сознания, при этом освобождается психическая энергия и лучше понимаются неосознанные конфликты личности, что в целом ведёт к повышению адаптивности личности.