
- •Глава 1
- •Глава 1
- •Глава 1
- •Глава 1
- •2 Психология здоровья
- •Глава 1 как системнее понят дят затем в личностный репертуар способов решения жизненных проблем.
- •II психическая устойчивость руководителя
- •Глава 3
- •Глава 3
- •Глава 4
- •Глава 4
- •Глава 4
- •Глава 4
- •Глава 5
- •Глава 5
- •Глава 5
- •Психические расстройства, наблюдавшиеся при ясизнеопасных ситуациях во время и после стихийных бедствий и катастроф
- •Глава 7
- •Глава 7
- •Глава 7
- •Глава 8
- •Глава 8
- •Глава 8
- •Глава 8
Глава 1
тойчивостьличности,
по Леонтьеву А.Н. (1974), определяется
соотношением смыслообразующих мотивов
с определенными
поведенческими особенностями, со
способами осуществления деятельности.
Анализ взглядов на проблему психической устойчивости позволяет сделать вывод, что это относительно устойчивое системное, но конкретное проявление всех компонентов психики, имеющих определенную направленность, выражающих гармоничность связи человека с внешней средой в конкретных условиях. На психическую устойчивость влияет доминирование определенных и негативных по своей сути черт характера, утрата равновесия в эмоциональной сфере, неадекватное отражение действительности — нарушение познавательных процессов и как следствие снижение эффективности функционирования личности.
Б.С. Братусь предлагает рассмотрение психического здоровья не как однородного образования, а как имею- j щего сложное поуровневое строение. По Братусю, выс ший уровень психического здоровья — личностно-смыс- ловой, или уровень личностного здоровья, который оп ределяется качеством смысловых отношений человека. Второй уровень — уровень индивидуально-психологи ческого здоровья, оценка которого зависит от способно стей человека построить адекватные способы реализа ции смысловых устремлений. Третий уровень—уровень j психофизиологического здоровья, который определяет-: ся особенностями внутренней, мозговой, нейрофизио логической организации аспектов психической деятель-' ности. Автор отмечает, что каждый из данных уровней, \ имея свои критерии протекания, должен иметь и свои I особые закономерности протекания. Первый уровень j связан с биологическими характеристиками, а второй и третий зависят от социальных условий !. '■,
Рассмотрим психику человека через соотношение; трех реальностей: биологической, психологической и| социальной. Собственно человеческая, сложно органи-| зованная психика может сформироваться и успешно! функционировать в каждом отдельном человеке лишь j при определенных биологических условиях. Существу-!
понятие
ет огромное количество этих параметров, которые «на выходе» обеспечивают необходимые для протекания психических процессов условия. В норме все системы находятся в динамическом внутреннем равновесии, создавая относительное постоянство диапазона условий, нужного для продуктивной работы психического аппарата Вместе с тем, как и на организменном уровне, на психологическом тоже функционируют механизмы, нацеленные на обеспечение надежности личности, поддержания ее здоровья'.
Здоровье организма определяется запасом прочности, стойкости в отношении пагубных влияний, то есть тем, насколько легко и надежно защитные силы компенсируют эти влияния, не допуская искажения условий работы психики. Что касается больных организмов, то, как писал А.Л. Чижевский, их можно рассматривать как системы, находящиеся в состоянии неустойчивого равновесия. Здесь отсутствует или крайне мал запас здоровья в отношении патогенных воздействий; такие воздействия вовремя не компенсируются, в результате чего общая неустойчивость еще более возрастает. Следовательно, искажается протекание основных психических процессов, что не может не сказаться на качестве этих процессов2.
Итак, психическое всегда действует, протекает в рамках определенных биологических (организменных) условий. Серьезное нарушение внутреннего равновесия изменяет характер протекания психических функций, тем самым влияя на эти функции. Социальная реальность является формообразующей, ответственной за содержание психических процессов, ведущей специфической детерминантой развития человеческой психики. Внутренняя психическая реальность протекает в рамках условий, определяемых биологической, физиологической природой. В то же время, преломляясь через внешнее, психика сама себя изменяет, то есть движение психики — это взаимосозидание бытия и сознания.
В этом взаимодействии биологическая природа человека участвует как необходимое условие протекания,
14
Братусь Б.С. Психология личности. М., 2000. С. 398 — 400.
Никифоров Г.С. Надежность профессиональной деятельности.^ СПб., 1996.
2 Братусь Б.С. Психология личности. Самара, 2000. С. 398.
системное
пешне
развертывания психических процессов. Соматическое здоровье есть постоянство и оптимум этих условий; болезнь есть большее или меньшее их искажение.
Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что, несмотря на взаимообусловленность уровней психики, возможны различные варианты их степени и качества здоровья. Психическое здоровье, будучи многоуровневым, может страдать на одних уровнях при относительной сохранности других.
Проблема соотношения психической и соматической патологии является неотъемлемой частью целостного подхода к больному (Перожок И.Л., Жариков Н.М., 1986) и предметом психосоматического направления. Исторический аспект данной проблематики достаточно освещен в отечественной литературе (Николаева В.В., 1987; Исаев Д.Н., 1994). Отечественными авторами рассматривалась идея психосоматического единства (Гиляровский В.А., 1957), аутопластическая картина болезни (Лурия Р.А., 1935, репр. 1977), соматонозогнозия, то есть реакция личности на соматическую болезнь (Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г., 1980) и невротическое расстройство внутренних органов (Карвасарский Б.Д., Простомолотов В.Ф., 1988). Таким образом, психосоматическая проблема изучается, главным образом, в рамках личностного подхода, где рассматривается только собственно психологический (переживаемый) аспект реакции личности на болезнь, тогда как поведенческий и социальный аспекты выпадают из поля зрения исследователей.
J. Weiss (1977) формулирует четыре утверждения, описывающих составляющие расстройства, которое можно считать психосоматическим. Это: 1. «Психогенное утверждение», в котором этиология заболевания связана с психологическими происшествиями в прошлом или психологическими характеристиками пациента. 2. Течение болезни, независимо от ее этиологии, должно быть отмечено значительным влиянием психологических факторов. 3. Первичный симптом прямо связан с единичным специфическим психологическим фактором-4. Симптомы, которые чрезвычайно тяжелы и пролонгированы, существуют в том психологическом контексте, в котором возникли.
Детальный анализ этих утверждений, проведенный И.Н. Гурвичем, приводит к выводу, что ни одно из них не
босновывает адекватно теорию психосоматического расстройства. Действительно, традиционно определявшиеся как «психосоматические болезни» — церебро- и кардиоваскулярные, онкологические, диабет, ревматоидный артрит, пептическая язва и бронхиальная астма — оказались не более связанными с психологическими факторами, чем практически любое другое заболевание. Поэтому сегодня правильнее говорить о психосоматическом подходе, не связанном с нозологической концепцией психосоматической болезни.
В нашей стране продолжается поиск психологических факторов психосоматических заболеваний. В.М. Блейхер и Н.Б. Фельдман (1988) обследовали 200 больных бронхиальной астмой, язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки и ишемической болезнью сердца. По сравнению с 70 больными неврастенией среди этих больных была выше доля акцентуированных личностей. Среди мужчин, больных бронхиальной астмой, преобладали педантичные, среди больных язвенной болезнью — дистимичные, а среди больных ИБС — сразу три акцентуированных типа. У женщин картина была другой, и все виды «предрасположенности» включали несколько типов акцентуации.
Ю.М. Губачев, В.А. Ананьев и В.И. Симаненков (1988) на одном из промышленных предприятий обследовали мужчин, больных неосложненной язвенной болезнью, и после факторизации результатов психологических исследований получили три типа пациентов (пассивно-гетерономный, активно-автономный, уравновешенный) и четыре варианта «социально-психологической дезадаптации» (тревожно-депрессивный, аффективно-ригидный, ипохондрический и истероформный). Личность больных, следовательно, оказалась описанной в категориях, лишенных какого-либо клинического содержания, тогда как социально-психологическая дезадаптация — в клинико-психопатологических категориях. Существуют данные о взаимосвязи некоторых личностных черт с определенными заболеваниями, включая сердечно-сосудистые заболевания, язву желудка, алкоголизм, которые являются чрезвычайно актуальными среди руководящего звена.
Между тем главный вклад психосоматического подхода осознание значения жизненных событий и ситу- I /