Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
_Бурно М.Е., Клиническая психотерапия.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.32 Mб
Скачать

III группа психопл то в — «поврежденное

развитие в связи с поражением головного мозга на ранних этапах онтогенеза»*.

Различные органические повреждения мозга (травмы, интоксикации и т. п.) в утробе матери или в первые 2—3 года жизни могут привести к аномалии развития — патогенетической основе «органической психопатии». Если повреждение случится позднее трехлетнего возраста, то обычно уже говорят о психопатоподобном состоянии (в случае болезненного характера), а до 3 лет мозг еще интенсивно формируется, как и в утробе матери, потому возможно возникновение аномалии развития мозга и после болезни (т. е. тут речь идет не о снижении, не о потерях — психопатизация, психопатоподобие,— а о сложном неправильном развитии на почве residua).

В клинической картине звучит «органичность». Это или легкая, эйфорическая некритичность, органически-грубоватое ослабление задержек (бестормозность), или усиленные влечения (особенно агрессивность с дисфорическим настроением). Тут есть клинические варианты. «Бестормозные» органические психопаты похожи на неустойчивых непостоянством интересов, слабой волей, жаждой новых впечатлений, поверхностью, хвастовством, но нет инфантильной живости, яркости эмоций, все тут проникнуто органическим беспечно-эйфорическим оттенком, грубоватостью, некритичностью к своему поведению, беззастенчивостью. Здесь нет способности к глубоким, прочным дружеским отношениям. Часто встречаются гидроцефалия и размашистая угловатость движений. Другой яркий клинический вариант органических психопатов — «эксплозивные», т. е. агрессивно-взрывчатые. Сухарева пришла к выводу на материале детской психиатрической клиники, что «диагноз эпилептоид-ной психопатии непомерно расширен» за счет взрывчатых органических психопатов. Последние отличаются от «чистых» эпилептоидов отсутствием выраженной вязкости аффекта, сравнительно быстрой отходчивостью, здесь нет, как правило, мстительности и злопамятности. Крошащая все вокруг дисфорическая вспыльчивость имеет явно грубовато-органический привкус. Органичность сказывается и в структуре алкогольного опьянения: эйфоричное, некритичное, с rgn Глава В

навязчивыми приставаниями, слезами и агрессивными тенденциями, оно весьма напоминает опьянение деградированного алкоголика. Соматически органические психопаты отличаются так называемой рассеянной микроневрологической симптоматикой — дизрафическими знаками (асимметрия лица, неправильная форма черепа, ранние морщины, низкий лоб, широкие скулы и т. д.). Большинство алкоголиков-психопатов — это, видимо, органические психопаты. Они нередко быстро алкогольно деградируют, порою до слабоумия, — в то время как ювенильные, астенические и конституционально-депрессивные алкоголики обычно долгие годы держатся без истинной алкогольной деградации (органического психосиндрома). Прогноз здесь, особенно в бестормозных случаях, малоблагоприятный.

Система поэтапного психотерапевтического воздействия на алкоголиков, предложенная Рожновым (1974), включающая в себя индивидуальные и коллективные беседы, эмоционально-стрессовые гипнотические коллективные сеансы, поддерживающее амбулаторное лечение, добровольное или принудительное (специальное амбулаторное противоалкогольное лечение — САПЛ, разрабатываемое М.И. Фельдманом [1974] под руководством Рожнова), есть серьезное средство лечения и психопатов-алкоголиков, но она должна быть индивидуализирована в соответствии с вариантом психопата. Например, если в конституционально-депрессивном или астеническом случае особенно сильно должно звучать мотивированное противоалкогольное внушение и энергичная психотерапевтическая забота о настроении больного, о делах его, домашних и служебных, от которых это настроение зависит, то в случае эпилептоидном или «органическом», где и вегетатика крепче, и душевной ранимости, сложности переживаний часто не отмечается, следует прежде всего психотерапевтически «потратиться» на то, чтобы выработать достаточно мощную тошнотно-рвотную реакцию на вкус, запах, вид спиртного.

Как уже было отмечено, представление об алкоголиках-психопатах весьма помогает разобраться и в алкогольных непсихопатических случаях, поскольку психопатические характеры есть патологически-гипертрофированные нормальные характеры, которые отличаются друг от друга часто так же отчетливо, как и психопатические. Жан Делей (Jean Delay, 1953), например, соглашается с Т. Рибо в том, что патологические характеры есть карикатуры нормальных. Таким образом, можно говорить о нормальных психастениках, эпитимах, шизотимах и т. д., напоминающих характерологическим рисунком соответствующих психопатов. Однако умеренно выраженные застенчивость, вспыльчивость, замкнутость здесь есть обычные, здоровые человеческие качества, а не патологические свойства (симптомы). Такая постановка вопроса дает возможность суживать диагноз психопатии, ставить его лишь в действительно болезненных случаях. Совершенно согласен с Е.И. Бурно (1945, с. 319), в том, что «диагностировать "психопатию" следует лишь там, где имеет место выраженный аномальный склад личности», а «слабо представленные (в количественном и качественном отношении) комбинации так называемых психопатических черт должны рассматриваться как характерологические варианты». Однако особенности алкогольного опьянения, предрасположенности к алкоголизму, особенности клинической картины и прогноза, видимо, связаны тут гораздо глубже с особенностями душевного рисунка, нежели с тем, истинно патологичен этот рисунок или же достаточно здоров.

6.8. Органическая психопатия и акцентуация как почва для алкоголизма (1989)56)

Проблема органической психопатии (в понимании Т.Е. Сухаревой, 1959) и органической характерологической акцентуации сделалась насущной, поскольку в последние десятилетия рождению большого количества детей с указанными особенностями способствовала обильная алкоголизация населения. В свою очередь, органические психопаты и органические акцентуированные личности весьма склонны ко всякому одурманиванию — к пьянству и наркотизации (Рожнов, Турова, 1961; Бурно М., 1968; Личко, 1977). За последние 20 лет из 2414 больных алкоголизмом, которых пришлось лечить или консультировать, с указанной личностной почвой оказалось 68%.

Органические психопатии и акцентуации как известно, отличаются от случаев органического поражения мозга тем, что органическая «поломка» (возникающая в утробе матери, а часто и наследственная) не снижает органический характер (его еще нет), она лишь участвует в его формировании. Поэтому здесь отсутствуют психоорганические расстройства, нередко наблюдается блестящая память, высокая физическая и умственная выносливость. Вследствие органического изъяна обнаруживается известная диспластичность в строении тела, они выглядят обычно старше своих лет. Сухарева (1959) приводит следующие характерные признаки органической психопатии, на основании которых диагноз можно поставить даже в школьном возрасте: 1) усиленная возбудимость, доходящая порою до бесцельного двигательного возбуждения и бурных аффективных вспышек; 2) импульсивность поступков; 3) выраженное преобладание примитивных, грубых эмоций над высшими.

Отмечу здесь и другие черты (психопатические или в рамках акцентуации органической личностной почвы), важные как для дифференцированной психотерапии, так и для психопрофилактики алкоголизма, наркоманий, токсикомании.

  1. Органическая личностная грубоватость. Она делает переживания, размышления такого человека или грубовато-благородными, или сусальными, «смачными» и сказывается в благодушии, эйфории, неустойчивости (бестормозности), агрессивной взрывчатости, аффективной неряшливости, недисциплинированности мышления, из-за которой невозможно (даже с формальной ученой степенью) глубоко и тонко обобщать, понимать людей, достаточно критически оценивать себя, свои поступки. Нередко эта органическая душевная недисциплинированность обнаруживается в способности «мерцать» своим аффективным, часто противоречивым мышлением, вытесняя из сознания неприятное, благополучно убеждая себя в том, в чем хочется убедить, даже в «нравственной ценности» своего безнравственного поступка.

  2. Органическая «поломка» (как и шизофреническая) вносит в органическую личность мозаику свойств. Истероид-ные, астеноподобные, эпилептоидные и другие характерологические радикалы соединены здесь в одной личности, огрублены, личность выступает по обстоятельствам различными своими гранями, поэтому такого человека окружающие ставят то выше, то ниже, нежели он есть на самом деле. Здесь все парциально. Детски-красочная художественность нередко соседствует с ригидностью, аморальный поступок— с привязавшейся совестливой «жвачкой», здравое, трезвое умозаключение — с почти слабоумными выходками. Но, подчеркиваю, духовная тонкость тут исключена самой структурой почвы.

  3. Склонность к сверхценным образованиям. Это чаще идеи ревности, реформаторства, преследования.