Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
_Бурно М.Е., Клиническая психотерапия.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.32 Mб
Скачать

3. Симптом потери контроля (потеряконтроля)

* Биометрия — совокупность приемов планирования и обработки данных биологического исследования методами математической статистки. ** См. о Джеллинеке в биографическом справочнике «Кто есть кто в мировой науке» (World Who's Who in Science, Chicago, 1968, p. 878).

Этот симптом обнаружил американский биометрист* Эл-вин Мортон Джеллинек** (Е.М. Jellinek, 1890—1963) в заботе о своих товарищах, спивавшихся в тропической жаре. Джеллинек (I960) живо описывает, как его товарищ-алкоголик обычно телефонировал ему из таверны или бара, что он там «сорвался» («slipped»), не в состоянии остановиться и нуждается в том, чтобы Джеллинек увез его оттуда (р. 145). По Джеллинеку (1960) потеряконтроля («Потеря контроля во время выпивки» — «Loss of Control on drinking») — это не просто «бесконтрольное пьянство» («uncontrolled drinking»), а тот момент, «та стадия в личной истории развития пьянства, когда проглатывание какого-то сравнительно небольшого количества алкоголя обеспечивает, открывает цепную реакцию». Больной намеревался выпить только одну или две рюмки, но не может остановиться после этой дозы, напивается, не в силах контролировать себя и даже часто с отвращением к спиртному, против желания. Автор отмечает, что много лет назад европейские врачи (Форель, Влассак, Блей-лер) уже описывали это расстройство, обозначая термином «невозможность остановиться» («das Nichtaufhörenkönner»). Здесь уместно вспомнить, что еще раньше указанных европейских классиков С.С. Корсаков (1901) описывал это же расстройство: «...вследствие многократного охмеления развивается своеобразная неустойчивость, проявляющаяся в том, что человек теряет меру в количестве спиртных напитков: начнет он пить с целью быть только слегка навеселе, но уже небольшое количество водки вызывает в нем уменьшение волевых задержек, почти импульсивное побуждение к употреблению спиртных напитков в большом количестве...» (с. 1077). Джеллинек, детально описывая настоящий симптом, предлагает считать его началом алкоголизма как болезни, «критерием "истинного алкоголизма"», ссылаясь на свою первую работу об этом (Bowman and Jellinek, 1942) (p. 41).

* Она чаще равна нескольким рюмкам крепкого спиртного напитка.

Таким образом, симптом потери контроля в истинном, классическом его понимании есть расторможение «ударной», критической дозой алкоголя* более или менее дремлющего патологического влечения алкоголика к спиртному. Расторможение, оживление настолько сильное, что он уже не способен себя контролировать и напивается несмотря ни на что. Даже если для этого нужно поехать в такси в соседний город к приятелю, у которого мажет быть вино; если нужно просить бутылку у соседа по лестничной площадке, с которым незнаком; пить спирт из-под анатомических препаратов и т. д. Поначалу, однако, мы видим обычно лишь «нервнича-ние» человека, «растревоженного» малыми дозами алкоголя, с желанием, например, удалиться куда-нибудь от «маломощного» стола, чтобы где-нибудь «глотнуть» как следует водки. Эта слабая форма потери контроля (симптома Джел-линека, как принято называть на Западе) есть еще преодолимое по обстоятельствам усиление каким-то небольшим количеством алкоголя влечения к спиртному, факт неприятной, хмуро-капризной напряженности с тягой к спиртному, обозначенный в народе метким словом «недопил». Многие «опытные» алкоголики знают свою критическую дозу в этом отношении и стараются до поры до времени не «добираться» до нее, дабы не сорваться в запой. Конечно, и от рюмки вина тягостно (и рюмкой оживляется работа похмельно-абстинентных механизмов), но тут еще возможно бывает «выходиться» без тяжелого эксцесса, запоя.

Какое отношение имеет симптом потери контроля к похмельно-абстинентным механизмам? Для Джеллинека, для многих наших авторов — как будто бы никакого. Жислин же (1965) полагает, что многое в реализации «потери контроля» зависит от «индивидуальных, в том числе психопатических и неизвестных нам биологических особенностей», но «основное связано здесь (...) с теми качественными сдвигами, которые приносит с собой развитие похмельного синдрома» (с. 258). В самом деле, оживление, расторможение «ударной» дозой дремлющего патологического влечения к спиртному у алкоголика (влечения похмельно-абстинентного по своей сути, механизмам) — разве это возможно без возникновения в организме человека качественно нового похмельно-абстинентного «стиля жизни». Да и сам Джелли-нек (1960) описывает картину запоя вследствие потери контроля яркими «похмельно-абстинентными» красками. Тут «тремор пальцев и губ, легкое подергивание, некоторое моторное беспокойство и иногда иллюзии (но не галлюцинации)». Все это быстро облегчается алкоголем, но «облегчение недолгое, симптомы возвращаются, и пьяница снова обращается за помощью к алкоголю». Потеря контроля говорит уже о том, что манифестирует, развился джеллинековский g-алкоголизм, т. е. алкоголизм с выраженной абстиненцией (физической зависимостью) (р. 145).

Профессор Джеллинек долгие годы был ведущим консультантом ВОЗ по вопросам алкоголизма. Конечно, печально, что он не читал Жислина, не изучал нашу клиническую психиатрию.