Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
_Бурно М.Е., Клиническая психотерапия.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.32 Mб
Скачать

3.18.1. О клинико-психотерапевтическихрассказахврача (1988) 43)

Уже в течение 12 лет в рамках Терапии творческим самовыражением применяются клинико-психотерапевтические рассказы врача. Это произошло естественно, само собою, в

амбулаторно-уютной групповой атмосфере, когда сделалось очевидно, что нередко для глубинного проникновения в душу пациента врачебные положения должны быть одухотворенно-образными. Такие рассказы отличаются от целебных произведений художественной литературы тем, что психотерапевтические образы в них проникнуты клинициз-мом, помогают пациенту найти свой жизненный путь сообразно своим клиническим особенностям.

3.18.2. О психотерапевтически глубоком, медленном общении с духовными ценностями

(1988) 44>

Терапия творческим самовыражением помогает понять, прочувствовать себя среди людей и природы как вдохновенную общественно-полезную личность — в том числе и благодаря обучению непосредственному общению с произведениями искусства. Для этого, например, пациент из многих репродукций картин на открытках отбирает то сравнительно немногое, что ему по душе, и затем идет к этим картинам в музеи, чтобы почувствовать, как «дышит» неповторимой одухотворенностью сам подлинник. Перебирая дома открытки, он вспоминает эту непередаваемую в копии одухотворенность. Несколько строк Пушкина, произнесенные вполголоса с медленным раздумьем, могут также вдруг обнаружить неуловимую целебную духовность оригинала. И так далее.

3.18.3. О значении групповых занятий в Терапии творческим самовыражением (1989) 52)

Группа творческого самовыражения — основа указанного сложного психотерапевтического метода. Без творчества в группе невозможно так ясно, как это необходимо для серьезного лечебного эффекта, увидеть, прочувствовать, осознать свою личностную неповторимость, свой душевный тип, радикал (синтонный, аутистически-философический, авторитарный и т. д.), иные душевные типы (в том числе через иные особенности творчества), иные человеческие ценности и слабости. В этом смысле группа есть маленькая характерологическая лаборатория, собрание товарищей по группе — человеческих характеров, с которыми надобно учиться ладить в жизни, опираясь на их общественно ценное. Без группового творчества для многих пациентов практически невозможно проникнуться собственным творчеством. Прежде они не жили творчески, дабы не выделяться из обычной среды, а здесь начинают, наконец, творить, чтобы быть «как все» в этой камерной, уютной группе. Таким образом, пациента следует сразу же «погрузить» в группу — этот самолечебный (благодаря руководству психотерапевта) «организм» и вместе с пациентом набраться терпения, иногда на долгие месяцы.

3.18.4. «Головастик и лягушка» (тема к занятию в группе творческого самовыражения) (1989) 53)

В практической Терапии творческим самовыражением постоянно так или иначе звучит мотив целебного проникновенно-творческого погружения в прошлое. Наше прошлое — это и живая природа, из которой мы вышли. Рассматриваем вместе с пациентами летом в аквариуме головастиков с жабрами и с уже вылезшими возле крупной головы крохотными лапками и лягушат (пойманных в траве у того же болотца) — с еще сохранившимися «голова-стичными» хвостиками. В групповой творческой беседе каждый обнаруживает свое, личностное отношение к головастику, лягушке, связи между ними, к тому, какое все это имеет отношение к нам. Психотерапевту важно помочь пациентам глубже и доброжелательнее почувствовать в этих животных наших «родственников», наш путь эволюции (онтогенетически-кратко повторяющийся в утробе матери, где каждый из нас дышал жабрами, как головастик, имел хвост, потом выросли «лапки» и т. д.). Все это оживляет благотворное ощущение наших корней, нашей великой связи с Природой.

3.18.5. Об одном «психотерапевтическом утешении» (1989) 54>

Психастеническим и психастеноподобным пациентам, переживающим свою мыслительную, душевную инертность, неважную сообразительность, весьма среднюю механическую память, слабые способности к самостоятельному изучению иностранных языков и житейскую непрактичность, в процессе Терапии творческим самовыражением сообщаем, что все это, между прочим, терзало и великих творцов подобного душевного склада. Ч. Дарвин, И. Павлов, Э. Кречмер (по рассказам его сына Вольфганга) буквально мучились с иностранными языками. По причине своих душевных особенностей практически не знали языков и серьезно переживали это В.Г. Белинский, А.П. Чехов, A.A. Тарковский. Сила людей психастенического и психа-

стеноподобного склада в другом — в нередкой у них способности к самоотверженному сочувствию, к углубленным нравственным переживаниям, к непрестанному очищающему самоанализу, к живому неожиданному обобщению при всей внешней вялости мышления, к педагогическим делам. И ничего не остается, как заниматься прежде всего тем, что у тебя получается лучше, чем другое, и лучше, чем у многих других людей, в том числе с легкостью схватывающих языки.

5.18.6. Проблески (1989) 48>

Многие пациенты, страдающие малопрогредиентной шизофренией с дефензивными расстройствами, и тяжелые психопаты с дефензивностью только через 1,5—2 года индивидуальных бесед и непринужденных (2 раза в месяц) занятий в группе творческого самовыражения способны ощутить целебное творческое переживание. Первые проблески этого сказываются, например, в том, что пациенту вдруг захочется на слайд или рассказ товарища по группе ответить не только словами о своем созвучии или несозвучии с данным творческим произведением, но, главное, ответить своим слайдом, своим рассказом. Или на улице он неожиданно осознает, что видит, воспринимает осину по-своему, с собственным, неповторимым чувством (не по-тургеневски, а по-своемУ). Каждый такой проблеск есть одновременно выразительное, хотя и краткое, улучшение, просветление душевного состояния, возбуждающее надежду на выход из тупика. Пациенту следует заранее знать об этом от врача и искушенных уже товарищей по группе.

3.18.7. Любовь и Творчество (1989) 49>

Любовь следует понимать здесь широко — как доброжелательное, теплое, одухотворенно-заботливое отношение к людям и природе со способностью прощать людские слабости и не прощать безнравственности. Этот душевный, духовный свет (мягкий подъем, светлое мироощущение) неизбежно возникает, когда в целебном творчестве, на базе изучения характеров и других занятий раскрепощается, яснее очерчивается, укрепляется индивидуальность пациента. Человек творит своей индивидуальностью, а яркое ощущение своей индивидуальности есть вдохновение. Любовь и Творчество в этом смысле, как известно, вообще всегда вместе: влюбленный пишет стихи, а поэт постоянно влюблен.

3.18.8. Потерпеть (1989) 50>

Пациенты с дефензивно-неврозоподобными расстройствами эндогенно-процессуальной природы в процессе Терапии творческим самовыражением поначалу нередко чувствуют себя в группе напряженно, не видят в ней смысла. Следует сердечно и твердо попросить их потерпеть. Нередко только через полгода-год (группа — 2 раза в месяц) после группы, когда спадает напряженность, пациенты начинают с удивлением чувствовать себя необычно просветленными самими собою. Еще через некоторое время у пациента обычно спадает напряженность и в группе, и многие пациенты отмечают: «только в группе и некоторое время после по-настоящему и живу».

3.18.9. Однократное целебно-творческое воздействие (1990) 57>

Когда по каким-то причинам пациента с тягостным переживанием своей неполноценности, нуждающегося в Терапии творческим самовыражением, невозможно включить в это трудоемкое лечение, то остается дать ему возможность проникнуться воздействием такого рода хотя бы в элементах для возможных самостоятельных занятий в дальнейшем.

Предлагаемый групповой психотерапевтический сеанс (он может применяться и с профилактической целью в случае неболезненных душевных трудностей) продолжается 20—30 минут в уютной обстановке: 8—10 пациентов сидят за столом, на котором горят свечи, стоят живые цветы, и смотрят слайды — репродукции картин художников на экране. Психотерапевт просит каждого отметить, какой художник особенно ему близок, созвучен. Не просто нравится репродукция картины, а это именно мое душевное движение, видение, сам бы так нарисовал, если б мог. Слайды картин идут на экран парами для сравнения: в одной картине явно реалистическое отношение к миру с ощущением первичности материи, а в другом — аутистически-символическое с ощущением изначальное™ духа. Это — «Обнаженная (Мадемуазель Анна)» Ренуара и «Танец вокруг настурций» Матисса, «Портрет М.А. Оболенского ребенком» Тропинина и «Ваня» Глазунова, «Весна» Саврасова и «Небесный бой» Рериха. Таким образом каждый пациент с помощью психотерапевта хоть чуть-чуть открывает-познает себя и других людей в группе, утверждаясь в том, что все нравственное прекрасно, в том числе и то, что мне не созвучно, но созвучно другому человеку, потому что он сам другой, нежели я. И это порою уже побуждает разглядывать в тумане душевной напряженности свой собственный целебно-вдохновенный, личностный путь.