- •3.1.1. Вещества с преимущественным действием на нервную систему
- •3.1.1.1. Средства, изменяющие функциональный уровень чувствительных нервных окончаний
- •3.1.1.1.1. Вещества, понижающие и подавляющие функцию чувствительных нервных окончаний
- •3.1.1.1.2. Вещества, повышающие функцию чувствительных нервных окончаний
- •Эфирные масла
- •3.1.1.2. Вещества, изменяющие функциональный уровень центральной нервной системы
- •3.1.1.2.1. Вещества, угнетающие центральную нервную систему
- •Общие анестетики
- •Снотворные вещества
- •Противосудорожные средства
- •Нейролептики
- •Транквилизаторы
- •Седативные средства
- •Анальгетики и антипиретики
- •3.1.1.2.2. Средства, повышающие функциональный уровень центральной нервной системы
- •3.1.1.3. Вещества с преимущественным действием в области чувствительных (эфферентных) нервных окончаний
- •3.1.1.3.1. Вещества с преимущественным действием в зоне холинергических синапсов
- •3.1.1.3.2. Вещества с преимущественным действием в области адренергических синапсов
- •3.1.1.3.3. Вещества с преимущественным действием в дофаминергических синапсах
- •3.1.1.3.4. Серотонин и серотонинергические вещества
- •3.1.1.3.5. Гистамин и антигистаминные вещества
- •3.1.2. Вещества с преимущественным действием на сердечно-сосудистую систему
- •3.1.3. Вещества, изменяющие функцию кроветворной системы
- •3.1.4. Заменители плазмы крови и дезинтоксикационные растворы
- •3.1.5. Вещества, обладающие коагулянтным, антикоагулянтным и фибринолитическим действием
- •3.1.6. Вещества, влияющие на процессы мочеобразования и мочевыведения
- •3.1.7. Средства, изменяющие сократительную функцию миометрия
- •3.1.8. Средства с преимущественным действием на печень
- •3.2. Средства, применяемые для регуляции внутриклеточного метаболизма
- •3.2.1. Гормоны и их аналоги
- •3.2.1.1. Гормоны гипоталамуса
- •3.2.1.2. Гормональные препараты гипофиза
- •3.2.1.3. Препараты щитовидной железы
- •3.2.1.4. Препараты паращитовидной железы
- •3.2.1.5. Гормоны поджелудочной железы
- •3.2.1.6. Гормоны надпочечников
- •3.2.1.7. Половые гормоны и их препараты
- •3.2.2. Витамины и их препараты
- •3.2.2,1. Фармакодинамическая и общебиологическая характеристика витаминов и их препаратов
3.2.1. Гормоны и их аналоги
Подобно нервной системе эндокринная система держит в своем ведении все трофические процессы и функции организма в течение всего онтогенеза, начиная с зиготы и кончая последним моментом жизни животного. Ее влияние осуществляется путем изменения количественных соотношений гормонов. До момента становления организма гормоны способствуют реализации запрограммированных специфических морфообразований и их дифференциации, а затем роль гормонов сводится к поддержанию морфологических структур и их функций. Наиболее ярким примером участия гормонов в морфогенезе является развитие репродуктивной системы под влиянием половых гормонов млекопитающих и человека.
Установлено, что недостаток тироксина в раннем онтогенезе приводит к нарушению дифференциации тканей, особенно серьезно нарушается развитие ЦНС. Выраженные изменения при гипотиреозе наблюдаются в коре больших полушарий. Морфогенетические процессы подконтрольны большой группе гормонов. До беременности все метаболические, функциональные и даже морфологические изменения координируют фолликул остимулирую-щий и астральные гормоны, а в период беременности — лютеинизирующий гормон и прогестерон при участии астрального гормона плаценты.
В нейронах головного мозга синтезируются морфиноподобные вещества, которые, по-видимому, имеют прямое отношение к соотношению процессов возбуждения и торможения, памяти, сна и бодрствования. Таким образом, в регуляции обменных процессов в головном мозге участвуют как дистатные, так и локальные, внут-ринейронные гормоны (цитогормоны).
Большая роль принадлежит гормонам в регуляции обмена белков, жиров, углеводов и минеральных веществ. К регуляции общего обмена веществ имеют отношение многие гормоны, но преимущественно интенсивность превращения питательных веществ в энергию через систему окислительно-восстановительных реакций регулируется тироксином и трийодтиронином.
Обмен углеводов также регулируется многими гормонами, но преимущественно инсулином, глюкокортикоидами (кортизол, гидрокортизон и кортизон), адреналином и глюкагоном. Под влиянием инсулина и глюкокортикоидов усиливается процесс биосинтеза гликогена за счет гликогенеза и гликонеогенеза с отложением и накоплением его в печени и мышцах, а адреналин и глю-кагон, наоборот, способствуют превращению гликогена в глюкозу с последующим ее окислением и образованием энергии и конечных соединений с одновременным уменьшением запаса гликогена в мышцах и печени.
Ведущая регулирующая роль в белковом обмене принадлежит эстрогенам, андрогенам, глюкокортикоидам и тироксину. Под влиянием первых трех групп гормонов интенсифицируется биосинтез нуклеиновых кислот, а также функциональных и пластических белков, а под действием тироксина активизируется превращение аминокислот и белков в биологическую энергию. Подтверждением этого являются тестикулэктомия, тиреоэктомия, овариоэктомия и адреналэктомия. После кастрации у животных проявляется склонность к отложению жира, а при удалении надпочечников снижается содержание (3-глобулиновой фракции белков крови и уменьшается масса мускулатуры.
К регуляции липидного обмена в высокоорганизованных организмах имеют отношение глюкокортикостероиды, андрогены, эстрогены, тироксин и некоторые гипофизарные гормоны, сущность действия которых сводится к поддержанию количества ли-пидов в организме в определенных пределах через усиление каталитической (от греч. katalysis — разрушение, изменение скорости химических реакций) активности ферментов, обеспечивающих распад жиров в энергообразовательных целях.
Минеральный обмен в организме высокоорганизованных животных регулируется гормонами коры надпочечников — минерал окортикостероид ами (альдостерон), оксикортикостероидами, кальцитонином, паратгормоном, гормонами пищеварительной системы, вазопрессином и др., а также витамином D.
Регуляция гормонообразования и секреции гормонов осуществляется по принципу положительной и отрицательной обратной связи. Например, если уровень воды в тканях организма снижается до уровня ниже физиологического, срабатывают механизмы положительной обратной связи, в результате чего интенсифицируется биосинтез альдостерона и вазопрессина, что приводит к уменьшению фильтрации крови через почки и усилению реаб-сорбции ионов натрия и воды в извитых канальцах, а в отношении 17-оксикортикостероидов осуществляется отрицательная обратная связь. В результате развившейся жажды организм принимает очередную дозу воды, что приводит к поднятию ее уровня в тканях выше физиологической границы. В этом случае срабатывает тот же механизм, но по принципу отрицательной обратной связи, поэтому в значительной степени уменьшается синтез вазопрессина в гипоталамусе и альдостерона в коре надпочечников, но биосинтез 17-оксикортикостероидов усиливается, что понижает реабсорбцию воды в извитых канальцах почек и повышает диурез.
По такому же принципу регулируется содержание гормонов и других компонентов внутренней среды организма. Аналогичных биокибернетических процессов с обязательным участием гормонов ежеминутно протекает чрезвычайно много.
Деятельность пищеварительной системы регулируется гормонами, биосинтез которых осуществляется в основном железистой частью желудка и кишечника. К ним относятся гастрин, секретин, панкреозимин, холецистокинин и др. Экспериментально Установлено, что моторная, эвакуаторная, секреторная, экскреторная и другие функции желудочно-кишечного канала регулируются как нервным, так и гуморальным путем. Биосинтез и секреция гормонов пищеварительной системы в основном регулируются нервной системой. Действие же гормонов преимущественно локальное.
До недавнего времени считали, что иммунобиологические реакции не регулируются гормонами, однако теперь это представление опровергнуто. Многочисленными экспериментальными исследованиями установлено, что в становлении, развитии, формировании, регуляции и поддержании клеточного иммунобиологического статуса организма на всех этапах его онтогенеза многие гормоны имеют большое, но полярное значение.
Определено, что гормоны белково-пептидной структуры (либе-рины, соматотропин, тиреотропин, гонадотропин, пролактин, тироксин, трийодтиронин, тимотин, кальцитонин, паратгормон и др.) стимулируют пролиферацию, дифференцировку, миграцию и созревание иммунокомпетентных клеток лимфоидной ткани и ан-тителообразовательные процессы, тогда как другая часть гормонов, преимущественно стероидной структуры (кортикостероиды, адрогены, прогестерон, эстрогены и др.), обладает антипролифе-рирующими, антидифференцирующими, а также противоантите-лообразующими эффектами. Это естественный, закономерный процесс, противостояние двух факторов: стимулирующего и суп-рапрессирующего, чем и обеспечивается регуляция всего комплекса иммунобиологической защиты организма в норме и патологии.
В организме человека и животных непрерывно протекают два противоположных, но взаимосвязанных процесса: анаболический (созидательный) и катаболический (разрушительный). Оба они невозможны без участия ферментов. Гормоны же регулируют биосинтез ферментов на всех биохимических уровнях реализации генетической информации от ДНК (гена) до распада фермента.
Основными регуляторами и интеграторами жизнедеятельности высокоорганизованных животных и человека являются нервная и эндокринная системы, получившие объединенное название «нейроэндокринная». Под контролем этой в биологическом отношении единой системы находятся все внутриклеточные биохимические процессы (а таких более 10 000). Нейромедиаторы (трансмиттеры) и гормоны являются ведущими регуляторами внутриклеточного метаболизма. Весь комплекс нейромедиаторов и гормонов свое регулирующее воздействие на внутриклеточный метаболизм опосредуют через многочисленные по структуре макромолекулы (рецепторы), локализованные в различных клеточных структурах, начиная от плазматической мембраны и кончая белками-гистона-ми нуклеиновых кислот (рис. 33).
По химической структуре гормоны подразделяются на 3 группы: белково-пептидные, стероидные и аминокислотные. По-видимому, их химическая структура в определенной степени и определяет механизм действия.
Молекулы гормонов белково-пептидной структуры (либерины, статины, все гипофизарные гормоны, паратгормон, кальцитонин, глюкагон и др.) взаимодействуют с рецепторами, расположенными в цитоплазматической мембране, выступая над внешней ее поверхностью. В результате взаимодействия образуется комплекс гормон—рецептор, осуществляющий генерирование стимула, который передается белку, связывающему ГТФ и превращающему его в ГДФ. В дальнейшем стимул передается аденилатциклазе, которая одним концом заканчивается на внутренней поверхности плазматической мембраны. Аденилатциклаза превращает несколько молекул АТФ, расположенных у внутренней поверхности плазматической мембраны, в такое же количество циклического аденазинмонофосфата (цАМФ) или ГТФ в цГМФ. Молекулы вторичных посредников (цАМФ, цГМФ, Са2-кальмодулин) взаимодействуют с молекулами неактивной протеинкиназы, превращая ее в активную в каталитическом отношении форму. Активная форма протеинкиназы осуществляет фосфорилирование и дефос-форилирование белков-ферментов, осуществляющих комплекс биохимических превращений анаболической и катаболической направленности (рис. 34).
Гормоны стероидной структуры (кортикостероидов, эстрогенов и их синтетических аналогов), обладающие липофильными свойствами, преодолевают плазматическую мембрану и поступают в цитозоль, где также взаимодействуют с цитоплазматическим рецептором, образуя комплекс рецептор—гормон. Образованный комплекс из цитоплазмы через ядерную оболочку проникает в ка-риозоль с последующим распадом комплекса и взаимодействием активированной молекулы гормона с рецепторными белками — гистонами. Молекула рецептора, отделившись от гормона, через ядерную оболочку проникает в цитозоль (рис. 35).
Второе взаимодействие стероидного гормона с генно-актив-ным белком (рецептором) осуществляется в функции индуктора определенных геномов, вызывая их экспрессию. В итоге активизируется репликация ДНК и усиливается функция структурных генов, обеспечивая повышение транскрипции иРНК.
Увеличение числа молекул иРНК в цитоплазме усиливает трансляционные процессы в эндоплазматическом ретикулуме на рибосомах с неизбежным усилением биосинтеза белков, необходимых для клетки и на экспорт.
Гормон тироксин подобно стероидным гормонам преодолевает барьер плазматической мембраны и поступает в цитозоль. В цито-золи взаимодействует с комплементарным рецептором и образует комплекс гормон—рецептор. В результате взаимодействия с цитоплазматическим рецептором от молекулы тироксина отщепляется один атом йода и превращается в более активное соединение трииодтиронин. Из цитозоли молекулы трийодтиронина проникают в каризоль, где подобно стероидным гормонам взаимодействуют с генно-активными белками-рецепторами, выполняя функцию индуктора (дерепрессора). Как и при стероидных гормонах, активизируется репликация ДНК, а также ее транскрипционная
функция. Усиление биосинтеза иРНК и ускорение ее созревания обеспечивают повышенный белковообразовательный процесс на рибосомах эндоплазматического ретикулума (см. рис. 35).
Взаимодействие лиганда (гормона) с рецептором плазматической мембраной, или цитозолем, или генно-активными белками геномов порождает (генерирует) стимул, который передается последовательно расположенным в иерархической биохимической лестнице внутриклеточным белком другим соединениям с возникновением каскада биохимических реакций с постепенным лавинообразным наращиванием и расширением эффекта активизации.
Таким образом, независимо от химической структуры молекул гормонов все они опосредованно через рецепторы оказывают определенное регулирующее влияние на генетический код и необходимые для каждого вида и индивидуума животных особенности белковообразовательных и энергообразовательных процессов.
Одновременно параллельно в соответствии с уровнем и направленностью внутриклеточного метаболизма формируется интегральный функциональный ответ (секреция, сокращение, митоз, мейоз, половая направленность и др.).
