Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
міграційні процеси бреева.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
2.29 Mб
Скачать

8.2. Зарубежная практика демографической политики

Мировой опыт дает надежные рецепты снижения смерт­ности (повышение уровня жизни, охрана окружающей сре­ды, активная и эффективная медицина и т. д.). К сожалению, сегодня Россия не имеет экономических возможностей сле­довать этим рекомендациям.

Тот же мировой, да и наш собственный опыт свидетель­ствуют, что попытки стимулирования рождаемости дают лишь кратковременный эффект, поскольку не могут существенно изменить образ и условия жизни семьи. Поэтому прямое воз­действие на рождаемость, скорее всего, окажется неэффек­тивным, хотя с выходом из кризиса ее уровень, возможно, несколько возрастет, так как семьи смогут полнее реализо­вать свои намерения.

В условиях отрицательного естественного прироста боль­шинство европейских стран минимизирует его экономичес­кие последствия дозированной иммиграцией. В силу нрав­ственных и политических соображений Россия еще долго будет без ограничений принимать русских и русскоязычных выходцев из ближнего зарубежья. Но очевидно, что въезд в Россию привлекателен и для представителей других нацио­нальностей и выходцев из других стран. Вопрос о том, пой­дет ли Россия в будущем по пути закрытых дверей или регу­лируемого въезда иностранцев, вопрос не демографический, а политический.

Важное значение во всех странах Европейского Союза имеет политика материальной поддержки семей с детьми [3, с. 558]. Она включает следующие направления:

  • финансовая помощь семьям: семейные пособия; гран­ты на образование; субсидии на жилье, специальные целе­вые займы различным типам семей; налоговые льготы семь­ям с детьми (см. также подразд. 5.13);

  • политика помощи женщине в осуществлении ее двой­ной роли (матери и работницы на производстве): отпуска матерям и отцам в связи с рождением и воспитанием детей; специальные льготы женщинам в области занятости (работа на дому, неполное рабочее время, гибкий график работы и т. д.); развитие системы дошкольного образования;

  • политика помощи одиноким родителям: особые льго­ты в обеспечении детскими дошкольными учреждениями; фи­нансовая помощь;

  • политика повышения стабильности семей: регулиро­вание минимального возраста вступления в брак; законода­тельное регулирование разводов;

  • политика планирования семьи: обеспечение средства­ми контрацепции; политика в области абортов.

Наиболее значительную поддержку семье оказывают стра­ны Северной Европы (Швеция, Дания, Финляндия) — они расходуют на семейную политику более 4% валового внут­реннего продукта (1995 г.). В странах Южной Европы, где система социальной защиты создана сравнительно недавно, затраты на семейную политику составляют от 0,2% в Греции до 1,1% в Португалии. Испания и Италия тратят, соответ­ственно, 0,4 и 0,8% ВВП. Расходы большинства других евро­пейских стран лежат в пределах от 2 до 3% ВВП (Фран­ция — 2,6%, Германия — 2,1%).

Во Франции 86% пособий выплачиваются в денежном выражении, еще больше этот показатель в Ирландии. В Ав­стрии, Великобритании и Испании — меньше.

В странах Северной Европы (в Дании, Швеции и Финлян­дии), некоторых странах Южной Европы (Италии и Португа­лии) и в Германии более трети выплат проводится в нату­ральной форме.

Большие различия между странами ЕС существуют и в правилах назначения пособий. Франция — единственная стра­на Европейского Союза, где не назначается пособие на пер­вого ребенка. В семи странах увеличивается размер помощи семьям с тремя и более детьми. В пяти странах выплаты ра­стут вместе с возрастом детей, а в Дании, наоборот, они уменьшаются. Только в двух странах — Испании и Греции — выплаты семьям облагаются налогом. Еще одно различие ка­сается возрастной границы выплат (чаще всего это 18 лет с дальнейшим продлением на период учебы). По этому пункту Франция, Великобритания и Ирландия проводят наиболее ограничительную политику, в то время как Швеция и Ни­дерланды устанавливают специальные выплаты обучающим­ся, выходя за рамки семейных пособий.

Оценить, в какой мере общество разделяет с семьей от­ветственность за детей, позволяет так называемый пакет дет­ской помощи. Он включает денежные выплаты, налоговые льготы и различные услуги, которые призваны уменьшить издержки родителей на воспитание детей.

Все страны Европейского Союза, за исключением Гре­ции, Испании и Италии, имеют систему универсальных дет­ских или семейных пособий, выплачиваемых независимо от доходов семьи. Во Франции, Ирландии, Португалии и Ве­ликобритании бедным семьям выплачивается еще дополни­тельное пособие, зависящее от размера заработка родите­лей. Система пособий на детей в Греции, Испании и Италии основана на учете величины дохода семьи: государство по­могает только тем, кто, по его мнению, в этом наиболее нуждается.

Во всех странах, кроме Германии и Великобритании, се­мьи должны вносить определенную плату за услуги здраво­охранения. В Ирландии и Нидерландах бедные семьи осво­бождаются от такой платы.

В девяти из пятнадцати стран Европейского Союза семьи несут некоторые расходы, связанные с посещением детьми государственной школы (на учебники, канцелярские принад­лежности, оборудование, школьное питание и др.), особен­но высоки они в Греции. Финляндия и Швеция предоставля­ют бесплатное питание всем школьникам без исключения, а Франция — только бедным.

В целом самая щедрая поддержка оказывается бедным семьям с одним работающим родителем в Финляндии, Вели­кобритании и Ирландии. В Финляндии и Швеции такие се­мьи имеют право на социальную помощь. В Великобритании и Ирландии также существует специальный пакет для мало­имущих семей. Таким образом, в этих четырех странах, а также в Италии дети из бедных семей получают более зна­чительную помощь, чем остальные.

Во Франции и Люксембурге величина помощи больше для семей с двумя работниками и с более высокими дохода­ми, поскольку налоговые скидки увеличиваются по мере роста дохода. В Дании, Германии, Нидерландах и Австрии помощь детям не зависит от уровня доходов и числа работ­ников в семье.

В ряде стран размер детских пособий и налоговых льгот зависит от числа детей. Так, в Бельгии, Франции, Люксем­бурге, Германии, Австрии и Швеции детская помощь семьям со средним доходом при одном работнике возрастает лишь для третьего ребенка. В других же странах третий ребенок получает такую же или даже меньшую помощь, чем дети других очередностей. В Великобритании пособия на первого ребенка больше, чем на остальных.

Различается и характер государственной помощи семьям с детьми дошкольного возраста. В Бельгии и Франции содер­жание ребенка в дошкольном учреждении бесплатно для всех — независимо от дохода, в Дании и Германии — дос­тупно за очень низкую плату. В Ирландии и Финляндии от платы за содержание ребенка-дошкольника освобождается одинокий родитель, в ряде других стран плата в этом случае значительно понижается. Только в Греции, Испании и Вели­кобритании государство не предоставляет прямых субсидий одиноким родителям с ребенком дошкольного возраста. В це­лом государственная помощь семье на воспитание ребенка-дошкольника составляет 36% от средней заработной платы в Греции, 23% в Великобритании, 3% в Германии. Полностью затраты семьи на воспитание ребенка оплачиваются государ­ством в Бельгии и Франции.

В Дании, Ирландии, Италии, Люксембурге, Нидерлан­дах, Австрии и Великобритании весомая помощь оказывает­ся только семьям с одним родителем, заработок которого не превышает половины среднего по стране, в Финляндии и Швеции — только родителям-одиночкам независимо от до­хода. В результате в большинстве стран расходы на содер­жание ребенка до 3 лет, за исключением очень бедных се­мей с одним родителем, намного превышают размер госу­дарственного пакета помощи детям. Лишь в трех странах — Бельгии, Германии и Франции — эти расходы компенсиру­ются для семей с двумя работающими родителями (см. также подразд. 5.13).

Проводя демографическую политику, следует особое вни­мание уделить системе социальной помощи пожилым. Это связано с тем, что отношение к пожилым в государстве и семье определяет нравственный климат в обществе, а это, в свою очередь, оказывает значительное влияние на успеш­ность проведения политики народонаселения. В XX в. рас­ширенная семья окончательно превратилась в нуклеарную. Современная семья отличается слабой связью ее членов между собой и не выполняет многих функций, присущих ей ранее, когда она предоставляла пожилому человеку необходимую социальную поддержку и должный авторитет, давала воз­можность пережить трудные времена. Трехпоколенные се­мьи возникали в Европе именно в периоды кризисов, как только доходы и рынок жилья позволяли, молодые семьи стремились как можно раньше покинуть общий дом и жить отдельно.

В странах Южной Европы помощь престарелым оказыва­ется, главным образом, путем оказания помощи их семьям. Это обусловлено, прежде всего, исторически сложившими­ся традициями, негативным отношением к помещению пре­старелых родственников в учреждения для пожилых и, как следствие, относительно невысоким уровнем развития этих учреждений. В связи с этим вопрос о государственном фи­нансировании не ставился, и предполагалось, что оплата этих услуг должна производиться за счет средств самого получа­теля помощи и его родных.

В отличие от государств Южной Европы в других странах ЕС помещение пожилых в дома престарелых является обыч­ной практикой. Различия заключаются лишь в процентном соотношении государственного и частного сектора в данной области. В этом отношении выделяется Дания, которая явля­ется единственной страной, где учреждения для престаре­лых находятся целиком в ведении государства которое осу­ществляет прямой контроль и управление их деятельностью.

Политика Великобритании, напротив, содержит отчетли­вые элементы идеологии "назад к семье", которая означает укрепление семьи, развитие ее традиционной функции — заботы о пожилых. Одновременно с этим возрастает ответ­ственность государства по уходу за престарелыми. Однако в целом результаты опросов о предпочтительной форме семьи показали, что большинство как родителей, так и детей не хотели бы жить вместе. Пожилые люди дорожат уединением и независимостью, поэтому высказываются за совместное проживание только в исключительных случаях, когда им необходим посторонний уход. Это явление, которое можно

назвать "близость на расстоянии", отнюдь не свидетельству­ет об отчужденности поколений. Желание поколений вести раздельное хозяйство, наоборот, создает положительную эмоциональную окраску отношений между родителями и их взрослыми детьми.