Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
міграційні процеси бреева.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
2.29 Mб
Скачать

Мнение подростков об отношении к их работе друзей, родителей, учителей школы, %

Показатель

Друзья

Родители

Учителя

Якутия

Москва

Якутия

Москва

Якутия

Москва

Одобряют

36,4

77,8

50,9

44,5

10,7

Не одобряют

1,8

22,2

1,8

Безразлично

18,2

5,5

11,1

12,5

55,6

Не знаю

45,5

22,2

41,8

22,2

75,0

44,4

Итого

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Родители и учителя могли бы принимать большее учас­тие в судьбе своих детей и учеников, тем более что для этого у них есть все возможности. Это было бы полезно как для детей, так и для родителей, в силу, по крайней мере, двух обстоятельств. Во-первых, никто лучше не знает их детей, и следовательно, они могут подобрать им подходя­щую работу, избежав конфликтов и неудовольствий со сто­роны друг друга, придя" к взаимному соглашению. Во-вто­рых, подросток находился бы под контролем и присмотром родителей и учителей. Конечно, они должны делать это так­тично и не назойливо, иначе подросток взбунтуется и будет искать себе работу самостоятельно или с помощью знако­мых. Пока, к сожалению, они ситуацию не контролируют.

Для решения данной проблемы можно воспользоваться зарубежным опытом, например, США, где в школах с помо­щью родителей создаются центры трудоустройства. В начале учебного года среди учащихся распространяется анкета для выяснения, где подросток хочет работать и что он хочет и умеет делать. В центре постоянно дежурят родители, они и подыскивают для учащихся необходимую работу. Общество должно знать, чем занимаются дети, так как их "бизнес" очень различен и порой может носить криминальный харак­тер. Если эти дети будут предоставлены сами себе, то веро­ятность этого возрастает.

Наиболее благоприятным в этих условиях было бы тру­доустройство таких детей на государственные предприятия. Сложившиеся производственные коллективы с устоявшими­ся трудовыми традициями могли бы оказать на детей благо­творное воздействие и оградить их от различных отрица­тельных влияний.

Однако их заработок на таких предприятиях очень неве­лик и в любой момент он может исчезнуть, так как школьни­ка могут с предприятия уволить. Раньше для молодежи ос­тавляли 2% рабочих мест. Теперь такой жесткой разнарядки нет. Руководство предприятий сегодня особо не заинтересо­вано трудоустраивать подростков.

Нередко и службы занятости устраняются от трудоуст­ройства несовершеннолетних. Это связано с тем, что в соот­ветствии с законом о занятости граждане, не достигшие 16-летнего возраста, не могут быть признаны безработными. В результате образовавшийся в трудоустройстве несовершен­нолетних вакуум быстро заполняется коммерческими струк­турами. Подростков берут на работу продавцами, сторожами в ларьки и палатки. Однако трудовые договора с ними не зак­лючаются и платят, как правило, меньше, чем взрослым.

С другой стороны, подростков, зарабатывающих реаль­ные деньги, подчас это настолько увлекает, что они забра­сывают учебу и полностью отдаются работе, делая себя не­нужным для современного общества. Постиндустриальное общество характеризуется становлением и развитием эконо­мики знаний. Не имея знаний и образования, они не смогут найти себе достойного места в жизни и наилучшим образом проявить себя в будущем. Поэтому главной задачей должна стать работа по организации рационального сочетания учебы и труда подростков. Например, в США, где школьники рабо­тают уже несколько десятилетий и где уже закончилась эй­фория по поводу того, что "работа приучит детей к ответ­ственности и самостоятельности", власти некоторых штатов начали в законодательном порядке ограничивать количество часов, в течение которых подростки могут работать во вре­мя учебного года.

И все-таки, несмотря на определенные организационные трудности, попытки детей и подростков избавиться от бедно­сти, начав работать, — лучший, можно сказать, гуманный вариант. Часть детей, находящихся в наихудших условиях, чтобы хоть как-то решить проблему своей бедности и нище­ты и не чувствуя поддержки семьи, а практически и не имея ее, считают, что единственно возможный для них вариант — бегство из дома. Большинство детей убегают из бедных, ни­щих, асоциальных или неблагополучных семей, около поло­вины из них живут в неполных семьях. Родители беспризор­ных детей часто входят в группу риска. По результатам об­следования, проведенного ИСЭПН РАН летом 1999 г., у 45,5% беспризорных детей один из родителей или оба — безработ­ные, у 17,4% детей — один из родителей находится в заклю­чении, а у 8,9% родители (или один из них) лишены роди­тельских прав.

В результате обследования было также выявлено:

  • до бегства из дома 70% детей учились, 50% говорили, что им интересно учиться, а 14% — учились на "4"-"5". Од­нако в действительности оказалось не так: сопоставление воз­раста детей и числа оконченных ими классов показало более реальную картину — 57% из них в лучшем случае второгод­ники. Некоторые по нескольку лет "сидят" в одном классе;

  • 7,4% опрошенных детей до того, как убежали из дома, работали;

  • чуть менее четверти детей (22,6%) не учились и не ра­ботали. Это самая опасная группа. Они оказались как бы один на один со своей жизнью, без малейшей поддержки в том возрасте, когда она им наиболее необходима. Не только их родители, но и школа, соседи по дому не обратили на них никакого внимания. В большинстве случаев, как показывают обследования, эти дети становятся легкой добычей для пре­ступных группировок, входят в какие-либо банды, продол­жая жить дома или убегая из дома.

Но их жизнь на улице становится еще более тяжелой и опасной, так как возникают проблемы: где ночевать, как зара­ботать деньги на жизнь. По их словам, 52% — воруют, 30,5% — подрабатывают (собирают бутылки, работают грузчиками в магазине), 13% — просят милостыню. В среднем их заработок составляет около 50 руб. в день, хотя некоторые говорят, что в отдельные дни эти суммы доходят до 300-500 руб.

Около трети бездомных детей зарабатывают деньги в оди­ночку, 19% — иногда объединяются. Остальные (52,5%) дей­ствуют группами. Так им легче выжить и защищаться, но это более опасно для общества. Собираясь в группы, а почти две трети из них возглавляют ребята более старшего возра­ста, дети чувствуют себя более безнаказанными, становятся агрессивнее, озлобленнее.

Однако надо отметить, что в обследовании 1995 г. в груп­пы объединялось почти 70% детей. Видимо, декларируемые в обществе идеи индивидуализма, необходимости и жела­тельности рассчитывать только на себя не прошли бесслед­но даже для этих детей. Имеется и другое отличие по срав­нению с 1995 г. Тогда в 20% случаев этими группами руково­дили взрослые, сейчас ситуация иная — число таких групп сократилось более чем в 3 раза и составляет лишь 6%. В об­следовании 1999 г. отмечено, что лидерами групп все чаще становятся сверстники, а не старшие ребята. Часть подрост­ков сказали, что они организовали группы сами.

По прошествии четырех лет следует отметить, что без­домные дети все также видят опору в родителях, родствен­никах и друзьях, хотя, как и ранее, высока доля тех, кто не знает ответа на этот вопрос. Вместе с тем появилась новая опасная тенденция — группа детей, которые утверждают, что им не может помочь никто, их более 9%, в 1995 г. таких не было вовсе.

Желание иметь интересную работу (как в 1995 г., так и в 1999 г. доля таких подростков составляет 4%) по-прежнему не является приоритетом. Они уже поняли, что можно жить и иметь деньги без больших усилий. Косвенным подтвержде­нием этого может быть снижение в 5 раз доли детей, счита­ющих, что одним из атрибутов нормальной жизни является сытное питание. Для бездомных детей 1999 г. это уже не мечта, точно так же, как и наличие красивой, современной одежды.

Подводя итоги, можно следующим образом охарактери­зовать беспризорных детей начала XXI в.:

  • большинство беспризорных детей принадлежит прак­тически к одной страте — они из неполных семей, их роди­тели безработные или находятся в местах заключения, т. е. все они из бедных семей;

  • детям уделяется мало внимания со стороны родите­лей, родственников, школы, общественности; они находятся вне сферы их интересов и поддержки;

• половина детей больна, причем нередко очень серьезно;

  • более половины не учатся и не работают, некоторые яв­ляются второгодниками, другие годами не посещают школу;

  • чтобы выжить, дети создают собственные группиров­ки, хотя остаются и такие, которые "работают" в одиночку и рассчитывают только на себя.

Имея представление о проблемах бездомного ребенка, его мечтах и планах, казалось бы, возможно разработать систе­му мер по сокращению их численности. Однако в действи­тельности этого не происходит.

С целью выяснения причин подобного положения было проведено обследование экспертов1.