Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Луиз Харт Из гусеницы в бабочку. Три ступени ли...doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
958.46 Кб
Скачать

Глава 12

Выше — только небеса!

Бабочка порхает над Амазонкой, а на

Цен­тральный парк в Нью-Йорке

проливается дождь.

Неизвестный автор

Гусеница - это своего рода механизм для переработки пищи. Ее задача — в огромных количествах поглощать листву и вырабатывать энергию, чтобы вновь поглощать листву и накапливать жир. А бабочка с помощью своего сложно устроенного изящного хоботка собирает с цветов благородный нектар, квинтэссенцию растений. Концент­рированный сахар и белки, содержащиеся в этой боже­ственной амброзии, преобразуются в энергию, позволяю­щую бабочке летать.

Точно так же поступает и просветленный человек: он внимательно следит за своими мыслями и действиями, от­брасывая все негативное, что может только осложнить ему жизнь. Лишний груз не позволит нам взлететь. Ощущение легкости — вот верный признак, что мы на правильном пути. Мы можем использовать всю полноту чувств, жела­ний и способностей, чтобы увеличить размах своих крыльев и взлететь.

Для бабочки все происходящее во Вселенной сводится к изменениям в погоде. А жизнь каждого из нас обуслов­лена определенными обстоятельствами, возникновение ко­торых может уходить корнями в глубь нашего детства, -нашими «индивидуальными климатическими условиями». Они влияют на нас, но и мы в свою очередь способны воздействовать на них. Только мы можем «летать» в этих условиях, и лишь мы способны их менять. Зачастую мы не в силах оценить последствия собственных действий. Однако, если мы пользуемся возможностью летать с по­мощью своих крыльев и своей мудрости, даже наши весь­ма скромные усилия могут принести самые неожиданные результаты.

Эффект бабочки, открытый метеорологом Эдуардом Ло­ренцем, наглядно показывает, как незначительное измене­ние погодных условий может вызвать серьезные переме­ны в поведении живых организмов. Иными словами, мы все участвуем во взаимосвязях единой, очень сложной си­стемы, на которую можем влиять, сами того не сознавая. Когда мы подходим на улице к незнакомым людям, совер­шаем какую-нибудь покупку, пишем письмо, то не знаем, как отразятся и отразятся ли вообще на окружающем мире такие наши действия. Но если сегодня мы заключим в объятия собственного ребенка, этот поступок обязательно оставит след и, быть может, приведет к тому, что спустя два столетия наши прапраправнуки будут так же нежно обнимать собственных детей. Ни одно доброе дело не мо­жет не принести добрых плодов.

У каждого из нас свой жизненный путь, идя по которо­му мы исцеляемся, проявляем героизм и преодолеваем раз­личные препятствия. Но наша жизнь — это всего лишь одна из нитей огромной ткани, размеры которой никакое воображение охватить не в состоянии. Вполне может быть, что рост нашей личности — лишь небольшая часть масш­табного процесса эволюции всего человечества.

Наши личные трудности, какие пришлось пережить, когда мы вели жизнь гусеницы, были вызваны проблема­ми и бедами, одолевающими наше общество вот уже мно­гие годы. В то время как мы завоевывали планету и стара­лись выжить, между составными частями нашего «я» — разумом, телом, духом и миром наших чувств — возникал все больший и больший разрыв, порой отдельные компо­ненты нашего существа начинали даже воевать друг с дру­гом. Мы оторвались от природы и потеряли связь с семьей и обществом. Мы старались вырасти в собственных гла­зах, добиваясь превосходства над другими людьми. Все­общее стремление во что бы то ни стало обойти друг друга вбивало клин между людьми.

Почти все, в чьих руках оказывалась власть, злоупот­ребляли ею, используя В собственных интересах: порабо­щали своих собратьев, чинили насилие, вели войны и му­чили ни в чем не повинный народ. Царящие вокруг недо­брожелательство и пессимизм привели к серьезным послед­ствиям — мы стали страдать от отсутствия уважения к себе, от ощущения беспомощности и отчаяния.

Наше собственное прозрение и коллективные усилия многих деятелей создали условия для коренных измене­ний и в нас самих, и в обществе в целом. Как только мы превращаемся в бабочек, перед нами открывается совер­шенно иной мир. Мы теперь можем создавать для челове­чества новые идеалы. Вот что говорит по этому поводу Элвин Тоффлер: «Мы — последнее поколение старой ци­вилизации и первое поколение новой».

Посмотрев на мир иными глазами, мы увидели, что вовсе не отделены от природы, а составляем с ней единое целое, и от нее зависит, выживем мы или нет. Мы стали ценить сострадание и взаимопомощь, стабильность и спокойствие, различия между людьми, сотрудничество и интеграцию как в личной, так и в общественной жизни. Взаимное уважение, доверие и учет общих интересов превращают наши отно­шения с людьми в плодотворное сотрудничество.

Поскольку мы теперь понимаем, насколько благотворны здоровые отношения с окружающими, более гармоничной становится и наша семья. Мы превращаемся в оптимистов и начинаем ждать от будущего только хорошего, стараясь в то же время не останавливаться на достигнутом. Столь широкий взгляд на жизнь позволяет нам почувствовать осмысленность и насыщенность собственного существова­ния, окрыляет нас и поднимает самооценку на небывало высокий уровень. Именно к этому мы и идем. Именно это и становится неотъемлемой чертой нашего сознания. Мы заново обретаем утраченные части собственного «я», пре­вращаясь в целостную и божественную личность.

Все начинается с нашей способности восприятия, все зависит от того, какими глазами мы собираемся обозреть окружающий мир. Когда мы смотрим на него свежим взгля­дом, то можем видеть, что за разъединением следует объедине­ние, за поражением — победа, за зимой — лето, за смертью — возрождение, а за концом — новое начало. И когда расправ­ляем свои крылья, знаем, что участвуем в танце, которому нет конца.

Мы так до конца и не рождаемся в полном

смысле этого слова. Для нас, человеческих существ,

рождение — это в высшей степени

желанная мистерия, мистерия развития...

Мистерия, необходимым и достаточным

усло­вием свершения которой является

наша верность себе.

Э. Э. Каммингс

Эпилог

Процесс превращения может начаться для нас с чьего-то шепота или окрика, с телефонного звонка или внезапной догадки. Жизнь каждый день преподносит нам все новые и новые неожиданности, бесконечные дары и благоприят­ные возможности для нашего преображения. Какие-то из происходящих с нами изменений малозаметны, другие про­сто бросаются в глаза, но все они так или иначе вносят лепту в процесс превращения, масштабы которого могут превзойти наши самые смелые мечты.

Предпосылки моего перерождения закладывались тогда, когда я начала воспитывать собственных детей более здо­ровыми методами, чем те, какими воспитывали меня. Они принесли первые плоды в тот момент, когда завершилась моя супружеская жизнь. Однако то, что представлялось мне концом света, оказалось началом возрождения.

Раньше я отождествляла свою личность с обычными со­циальными ролями, какие мне приходилось играть. Когда меня спрашивали, чем я занимаюсь, то отвечала: «Я домохозяйка» или «Я всего лишь мама». Долгие годы, что я провела дома, воспитывая детей, оказались для меня поис­тине благотворными. Опираясь на опыт именно тех лет, я написала свою первую книгу The Winning Family («Бла­гополучная семья»). Я и подумать тогда не могла, что, вы­полняя свою жизненную задачу, стану в один прекрасный день писательницей! И вообразить не могла, чего мне впос­ледствии удастся достичь!

Я сделала первый решительный шаг почти безрассудно: в глазах окружающих он выглядел настоящим безумством, меня убеждали, что я берусь за непосильную задачу. Мое путешествие к неизведанному и моя эволюция началась внезапно и энергично. Я открыла в себе такие способности, о каких никогда и не подозревала.

В тридцать восемь лет я начала посещать группы оздо­ровительной гимнастики, психологического тренинга, меди­тации и школу танцев. Консультируясь с одним механиком, я перебрала двигатель своего автомобиля и совершила по­ездку на машине по горам Непала. И самое главное, смогла преодолеть в себе страх перед публичными выступления­ми, что позволило заняться тем, что стало моим жизненным поприщем. Теперь я — профессиональный лектор, пропа­гандирующий здоровые семейные отношения.

Процесс превращения не делает нас совсем уж другими людьми. Даже если нам удается преодолеть в себе соб­ственное прошлое, корни наши все равно уходят в него. Теперь я вижу, что пережитая мной в детстве боль и не­легкие испытания в супружеской жизни стали для меня источником энергии в нынешней моей работе.

Когда я оглядываюсь назад, то начинает казаться, будто изначально существовал некий план, который и определил весь ход моей жизни. Когда я жила как гусеница, ни о чем подобном и не догадывалась. Даже в сорокапятилетнем возрасте я все еще не знала, чем же хочу заниматься в даль­нейшем!

Теперь я летаю. И, глядя с высоты, вижу, что отдельные периоды моей жизни образуют единое целое и каждый из них так или иначе наполнен смыслом. Длительный про­цесс превращения завершился тем, что я нашла свое место и цель в жизни. Я убеждена, что нахожусь на верном пути, по которому меня ведет собственное сердце.

Вот почему я счастлива.

56