Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Анаболические средства в современном силовом сп...docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
337.81 Кб
Скачать

4.2. Препараты гормона роста

Как справедливо заметил несколько лет назад в журнале "Natural Bodybuilding and Fitness" Майкл Маккормик, если просмотреть хотя бы пять культуристических журналов за один и тот же месяц, то как минимум в трех из них обнаружатся статьи, посвященные гормону роста (GH). Даже упоминание о нем приводит культуристов в лихорадочное состояние - ведь это вещество считается секретным оружием для повышения объемов. Но, к несчастью, большая часть написанного не имеет под собой никакой основы.

В 1944 году Лай и Эванс получили из гипофизов животных кристаллический соматотропин, а в 1956 году был выделен человеческий соматотропный гормон (СТГ). В 1957 году Рабен описал методику экстракции человеческого СТГ и вскоре показал его эффективность в клинике.

Человеческий соматотропин - это полипептид с молекулярной массой 22000, состоящий из 191 аминокислоты. Он синтезируется и депонируется только в гипофизе; у взрослого человека там содержится в среднем 3-5 мг СТГ. Интенсивность секреции СТГ зависит от возраста. Она высока в первые 3 года жизни (выше, чем у взрослых) и достигает максимума в пубертатном возрасте. Ночью секреция в 3 раза больше, чем днем. Надо учесть, что любые нарушения сна или ограничения сна в ночное время заметно снижают уровень секреции гормона роста.

Гормон роста способствует росту скелета, росту и дифференциации органов, приросту массы тела (си-нергично с половыми и тиреоидными гормонами, а так же витамином D). Действие СТГ включает три компонента:

создание оптимального уровня субстратов для роста (углеводов, жиров, аминокислот, минеральных веществ и др.);

стимуляция синтеза факторов роста;

4.12. Гепатопротекторы и желчегонные средства

В связи с постоянно возрастающей интенсивностью и объемом тренинга, а также с активным внедрением в спортивную практику лекарственных препаратов, обладающих потенциально гепатотоксическим действием, резко возросла нагрузка на органы гепатобилиарной системы - печень, желчевыводящие пути, желчный пузырь и поджелудочную железу. В сложившейся ситуации остро встает вопрос о прямой защите здоровья спортсменов от физических перегрузок и токсического воздействия лекарственных средств. Необходимо исключительно грамотное, своевременное и точное назначение гепатопротективных препаратов, желчегонных средств, и веществ, улучшающих метаболизм печени и органов гепатобилиарной зоны.

Нам хотелось бы сразу разграничить воздействие интенсивных физических нагрузок, доходящее до исчерпывания адаптационных возможностей печени и желчевыводящих путей, и специфическое токсическое действие применяемых в спорте лекарственных препаратов. Клиническая и микроскопическая картина и тех, и других воздействий довольно схожа. Она проявляется не столько в прямом токсическом действии на мембраны печеночной клетки, сколько в гипертрофии клеточной стенки гепатоцита, нарушении физиологических свойств желчи с формированием внутрипеченочного холестаза. Под этим термином понимают застой внутри печеночных клеток более густой, чем в норме, желчи и затруднение ее оттока вследствие утолщения мембраны гепатоцита. При этом капсула печени растягивается и формируется печеночно-болевой синдром. Часто это явление называют "стероидным гепатитом", хотя такое название не вполне правомерно, так как воспалительный компонент не является доминирующим в клинической картине данной патологии. Следует четко себе представлять, что печеночные клетки и паренхима печени в целом не имеют нервных окончаний. Иннервирована только капсула печени. Поэтому когда развивается пече-ночно-болевой синдром, нет никаких сомнений, что печень увеличена.

При длительном применении высоких дозировок пе-роральных стероидов, алкилировакных в 17-альфа положении, повышенным нагрузкам подвергаются ферментные системы печени, в первую очередь системы гидроксилаз, которые осуществляют метаболизм этих препаратов. Часто не справляясь с предложенной дозой, печень метаболизирует часть лекарств по нефизиологическому пути ароматизации и превращает тестостерон в эстроген.

Еще одну опасность таит в себе злоупотребление ана-болически-андрогенными стероидами на фоне относительно бедной белком диеты. Для постоянного пополнения аминокислотного пула крови организм извлекает свободные аминокислоты из ткани печени, заполняя освободившиеся места жировой тканью с формированием жирового гепатоза - так называемой "мраморной" печени. Понятно, что при этом функциональные способности органа заметно ухудшаются. При длительных злоупотреблениях стероидами указанной группы возможно развитие прямого цитотоксического воздействия на клетки печени. Такой эффект также бывает результатом избыточной физической нагрузки.

В популярной спортивной литературе широко рекомендуется практически весь спектр гепатопротекторов и желчегонных средств. При этом часто не указываются конкретные показания и противопоказания к их применению. Так, с целью так называемой защиты печени от избыточных нагрузок и лекарственных препаратов постоянно советуют применять Эссенциале, Карсил, Легалон и другие мембран-стабилизирующие средства. Считаем своим долгом заметить, что при выявлении клинической и лабораторной картины внутрипеченоч-ного холестаза, который обнаруживается с помощью двух-трех биохимических анализов крови, использование препаратов указанных резко противопоказано. Дело в том, что они усугубляют картину внутрипеченочного холестаза. Использование этих высокоэффективных препаратов из группы гепатопротекторов показано, лишь когда этот синдром достоверно исключен и налицо явные клинические и лабораторные признаки печеночно-клеточного цитолиза - разрушения мембраны печеночной клетки. Средства, усиливающие продукцию желчи печеночными клетками, такие как аллохол, холензим и другие, в данной ситуации также являются противопоказанными.

Итак, в случае возникновения внутрипеченочного холестаза необходимо снизить физическую нагрузку и отказаться от гепатотоксичных препаратов и указанных выше групп лекарственных средств. При лечении данной патологии показано применение средств, разжижающих желчь (в основном это щелочные минеральные воды), а также растительных желчегонных препаратов, стимулирующих отток желчи из печени и желчного пузыря (кукурузные рыльца, экстракт бессмертника, фламин, флакумин и холосас). Очень хороший эффект может оказать относительно новый препарат тыквеол.

Благоприятное действие в этой ситуации могут также оказать дюбажи с теплой негазированной щелочной минеральной водой, сорбитом, ксилитом, смесью оливкового масла и лимонного сока. В диете необходимо ограничить трудноперевариваемые белки и сделать акцент на растительную пищу и богатый метионином и кальцием обезжиренный творог. Следует заметить, что в большинстве случаев проявление печеночно-болевого синдрома, независимо от этиологии, при грамотном лечении удается купировать. Печень обладает громадным регенерационным потенциалом, можно практически полностью нормализовать ее функцию.

Для ускорения выведения метаболитов различных лекарственных веществ после их отмены применяются относительно короткие курсы препаратов из группы стимуляторов микросомальных ферментов печени. Это зиксорин (отсутствующий в продаже уже в течение пяти лет), бензонал и другие барбитураты. Они активизируют ферменты внутриклеточных микросом печени, ускоряют метаболизм различных лекарственных веществ и способствуют быстрейшей дезинтоксикации организма и покиданию его биосистемы различными метаболитами. Но при этом нельзя не забывать о том, что барбитураты (исключая зиксорин) оказывают выраженное угнетающее действие на центральную нервную систему, ослабляют скорость реакции и внимание, и при определенной предрасположенности либо длительном применении могут вызывать зависимость.

Существует еще один способ быстрой и эффективной дезинтоксикации организма и выведения из него продуктов метаболизма различных лекарственных веществ. Это сочетание форсированного диуреза и энтеросорбции, а также гемосорбция и плазмофорез. Провести данные манипуляции может только квалифицированный врач-трансфузиолог или реаниматолог в условиях специализированного медицинского учреждения. Нелишне напомнить, что все более жесткие условия существования в современном силовом спорте требуют крайне внимательного подхода к защите здоровья спортсмена. Необходимы своевременное предупреждение и квалифицированное лечение патологических состояний, неизбежно возникающих в процессе спортивной тренировки, а также вдумчивая и целенаправленная работа по продлению спортивного долголетия.

прямое действие на ткани, в которых имеются рецепторы СТГ.

Исследования этих трех компонентов физиологического действия гормона роста проводились многими отечественными и зарубежными клиниками, но ни одно из них (по крайней мере, из опубликованных), не касалось эффективности применения гормона роста в спорте. Вот основные данные, полученные в результате исследований:

Наиболее важной функцией экзогенного СТГ является увеличение соматического роста у гипофизарных детей. Он стимулирует рост скелета и мягких тканей и оказывает выраженный метаболический эффект в каждодневном гомеостатическом функционировании (Макинтайр, 1987).

Гормон роста перемещает оксидативный метаболизм навстречу использованию жирных кислот, щадя гликоген и протеин для анаболизма и роста (Кэмпбелли Растоджи, 1969; Костио и Ригайн, 1976).

Общая продукция инсулина в день заметно увеличивается при использовании СТГ, а возросший уровень чувствительности к инсулину энзиматических систем приводит к улучшению синтеза протеина (Кэмпбелл и Растоджи, 1969).

Гормон роста стимулирует мобилизацию липидов из жировых депо, обеспечивая уменьшение периферийных запасов жира, снижая респираторный коэффициент и увеличивая количество свободных жирных кислот в плазме (Хантер и др., 1965, Костио и Ригайн, 1976).

СТГ стимулирует рост хрящей (Исакссон и др.,1985).

Гормон роста значительно стимулирует синтез протеина, но тип получаемого протеина существенно отличается от того, который синтезируется за счет мышечной работы (Гродски, 1982; Рут, 1972; Биглэнд и Джеринг, 1952).

Мышечная гипертрофия, достигаемая с помощью СТГ, представляется главным образом итогом формирования коллагена, а не сократительных протеинов (Льюис, 1972; Нагельспарен и др., 1976).

Человеческий гормон роста, возможно, эффективен при катаболических изменениях, вызванных возрастными процессами и изнуряющими болезнями (Макинтайр, 1987), при прямых и секундарных остеопорозах (Нортмор-Болл и др., 1980), а также для ускоренного залечивания переломов костей (Линдхольм и др., 1977).

Метаболические эффекты СТГ заключаются в наращивании массы белка, экономии углеводов и стимуляции липолиза (высвобождения жирных кислот из жировых депо и сжигания их в качестве преимущественного источника энергии). СТГ увеличивает синтез хондроитинсульфата и коллагена. При применении СТГ уменьшается выделение с мочой натрия, калия, хлора и фосфатов. Активность печеночных ферментов при этом может повышаться. Период циркуляции СТГ в плазме крови равен 40-60 минутам, однако, метаболические эффекты гормона роста сохраняются в течение 24-40 часов.

У 30-40% пациентов терапия соматотропином сопровождается образованием антител к нему, однако только у. 5% антитела имеют свойство нейтрализовать терапевтический эффект СТГ. На фоне СТГ-терапии может проявиться гипотиреоз, в связи с чем необходимо контролировать уровень тиреоидных гормонов и при необходимости начать их дополнительное введение. Среди побочных эффектов СТГ-терапии можно упомянуть легкую анорексию и головную боль. Следует помнить о потенциальном диабетогенном эффекте.

За последнее время в США зарегистрировано несколько случае болезни Крейтцфельда-Якоба (хронический прогрессирующий энцефалит со смертельным исходом, вероятно, вирусного генеза), когда нельзя было с уверенностью исключить связь с предшествующим лечением человеческим гормоном роста. Это послужило поводом к тому, что во многих странах был наложен запрет на использование препаратов СТГ, получаемых из гипофизов человека.

ПРЕПАРАТЫ ГОРМОНА РОСТА

Все препараты СТГ делятся по способу их получения на гомологичные - добываемые из гипофизов трупов, синтетические - имеющие в своем составе на одну аминокислоту (метионин) больше, чем человеческий гормон роста, и рекомбинантные - получаемые с помощью генной инженерии. Последние являются наиболее качественными препаратами СТГ.

Несмотря на отсутствие данных об исследованиях возможностей применения СТГ в спортивной практике, опыт культуристов показывает, что инъекции ГР могут увеличить объемы мышц и уменьшить запасы жира. Однако есть и такие, кто не получил даже и доли ожидаемого эффекта. К сожалению, у нас нет данных о том, каково соотношение получивших и не получивших пользу. Вот некоторые соображения о причинах отсутствия результатов:

Тренировка в прохладном зале и/или проживание в холодном климате подавляет высвобождение СТГ. Возможно, этот фактор снижает эффективность экзогенно вводимого гормона роста (Баклер, 1973; Христиансен и др., 1984; Фревин и др., 1976).

Прием глюкозы снижает СТГ-реакцию (Шеперд и Сидни, 1975). Это означает, что, если вы тренируетесь с высоким уровнем глюкозы в крови или делаете инъекции гормон роста при гипергликемии, то его анаболические эффекты могут быть снижены.

Некоторые гормоны подавляют или сводят к нулю желаемые анаболические эффекты СТГ. К ним относятся соматостатин, прогестероны и глюкокортикоиды (Дафедей, 1985; Мериме, 1979; Рефетофф, 1979; Рейх-лин, 1985). То же справедливо и для многих нейротран-смиттеров и их аналогов: фентоломина, изопреналина, метисергида, кипрогептадина и атропина. Другие лекарства, вроде хлорпромазина, имипрамина, морфина и теофиллина, также подавляют высвобождение гормона роста и, возможно, способны снижать эффективность экзогенного СТГ.

Физиологические компоненты, способствующие выбросу этого гормона, в том числе сон, физические упражнения, стресс, высокая температура и гипогликемия, становятся менее эффективными в присутствии факторов, перечисленных выше.

Описанные факторы угнетают выброс гормона роста, достигаемый использованием известных "высвободите-лей гормона роста", которые основаны на комбинации трех аминокислот - аргинина, орнитина и лизина. Лучшая из них, аргинин, становится бесполезной в присутствии бета-эндорфинов, которые выбрасываются в организм во время крайних усилий и боли, - двух состояний, которые идут рука об руку с тяжелым тренингом (Рейд и Йен, 1981).

Отметим, что при приеме гормона роста сила не увеличивается. При условии, что угнетающие факторы не действуют, он может увеличить объемы и уменьшить жироотложение (Костио и Рейган, 1976; Гродски, 1982; Люис, 1976).

Отдельные авторы считают, что натуральнее средства стимуляции выброса СТГ - наиболее реальная альтернатива его инъекциям. Они дают следующие рекомендации.

Упражнения стимулируют выброс гормона роста, так же, как и высокая температура воздуха.

Боль и экстремальный стресс высвобождают бета-эндорфины в кровь. Делайте ваш тренинг более продуктивным, избегая боли и упражнений с высоким уровнем стресса. Бодибилдинг - это не разрушение тела. Экстремальные усилия и экстремальный стресс - не одно и то же. Усилия необходимы. Боль или нежелательный стресс - нет.

Не тренируйтесь и не ложитесь спать, съев много пищи, богатой углеводами. Высокий уровень глюкозы в крови может подавить выброс СТГ именно тогда, когда он будет больше всего вам нужен.

Старайтесь избегать выполнения одних и тех же привычных упражнений или программ. Вариативность будет формировать позитивный адаптивный стресс, что способствует высвобождению гормона роста. Если ваше тело адаптировалось к новым тренировочным методам, они не будут стимулировать анаболический эффект.

Употребляйте добавки аргинина и орнитина за час до тренировки и перед отходом ко сну.

Следите, чтобы во время тренировки уровень глюкозы в крови не превышал необходимый. Пополняйте потраченные запасы сразу же после тренинга.

Если процент жира у вас выше 15 (для мужчин) и 20 (для женщин), освободитесь от этого балласта, и вы начнете делать лучшие мышечные прибавления. Чем вы тучнее, тем ниже будет ваша СТГ-реакция на упражнения (Дафедей, 1985; Гальбо, 1983; Мериме, 1979).

Женщины показывают лучшую СТГ-реакцию, чем мужчины, предположительно, в силу более высокого уровня эстрогена, меньшего уровня подготовленности или большего стресса, вызываемого упражнениями (Шеперд и Сидни, 1975; Гальбо, 1963).

С точки зрения физиологии стимуляция секреции гормона роста не может иметь той эффективности, о которой говорят сторонники этой теории. Запасы этого гор-мона в гипофизе ограничены, и скорость его биосинтеза определяется генетическим кодом данного организма. Стимулируя в определенное время выброс гормона роста, мы просто перераспределяем время пиков его концентрации в плазме крови, но никоим образом не увеличиваем его уровень. Более того, это может неблагоприятно сказаться на естественных ритмах секреции гормонов, в том числе гормона роста, и растрате впустую запасов эндогенного СТГ. Чувствительность тканей к секретируемому гормону роста максимальна при пиках его физиологической секреции и минимальна в то время, когда его уровень в плазме крови понижен. Нетрудно сделать вывод о том, что хронобиологические механизмы вашего тела будут расстроены.

При использовании препаратов СТГ в силовом спорте также следует учитывать, что изолированное их применение имеет минимальную эффективность. Комбинирование СТГ с другими препаратами, которое может принести ощутимые результаты, зависит от конкретных задач тренировочного процесса. При работе, направленной на увеличение мышечной массы и силы, препараты СТГ сочетаются с ИГФ-1, инсулином, андрогенами, анаболическими стероидами, гормонами щитовидной железы и минералокортикоидами. В предсоревнователь-ной подготовке бодибилдеров препараты СТГ сочетаются с применением ИГФ-1, бигуанидами, гормонами щитовидной железы, андрогенными препаратами, инсулином короткого срока действия, а так же анаболическими стероидами с высоким анаболически-андрогенным индексом, антиэстрогенами и калийсберегающими диуретиками в финальной части подготовки.

При грамотном и рациональном применении препаратов СТГ отпадает необходимость использования высоких дозировок, и удается избежать или свести к минимуму побочные эффекты препаратов.