Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Konstitutsionnoe_pravo_Dlya_studentov_uch_posob...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
952.83 Кб
Скачать

Тема: «Судебная власть и прокуратура в Российской Федерации»

1 Понятие и функции судебной власти.

2 Конституционная концепция судебной власти в системе органов государственной власти в Российской Федерации.

3 Система судебной власти в РФ.

4 Статус судей в РФ.

5 Конституционные основы статуса прокуратуры в РФ.

Понятие и функции судебной власти

Идеи разделения властей существовали еще в древности. Платон и Аристотель анализировали формы правления, указывая на три элемента государственного строя: законосовещательные, магистратуры и судебные органы. Значительное развитие теория разделения властей получила в Средние века. В конце XVII – начале XVIII веков были сформулированы взгляды английского философа-материалиста Дж. Локка и французского философа Ш.-Л. Монтескье. Ш.-Л. Монтескье писал, что в каждом государстве есть три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная. Эта триада, предложенная Монтескье, стала классической. В российской науке также исследуется наследие И. Канта, Г.В. Гегеля, Т. Джефферсона, русских ученых конца XIX – начала XX веков: А.И. Елистратова, М.М. Ковалевского, М.М. Сперанского, Б.Н. Чичерина и др. Процесс становления судебной власти как отдельной в системе разделения властей имеет длительную историю доктринального и практического воплощения. Однако в науке не все признавали судебную власть. Например, Дж. Локк различал законодательную, исполнительную и федеративную (регулирующую отношения с другими государствами) ветви, судебную власть он относил к исполнительной власти. Ш.Л. Монтескье, выделяя судебную ветвь государственной власти, не анализировал ее место в системе государственной власти: «Свободы личности быть не может, если судебная власть не разделена с законодательной и исполнительной. Если она объединена с законодательной властью, жизнь и свобода субъекта будут подвергаться произвольному контролю, судья тогда превращается в законодателя. Если она объединена с исполнительной властью, судья может поступать со всей ожесточенностью угнетателя»1.

Согласно концепции Ш. Монтескье, судебная власть в демократической модели ее устройства должна быть минимально связана с государством и максимально приближена к форме прямого, непосредственного народовластия, т.е. доверена «выборным лицам из народа, привлекаемым к отправлению правосудия на определенное время»2, только в этом случае она будет эффективной. Вершиной доктринального обоснования идей судебной власти следует считать философскую концепцию социального правового государства И. Канта3.

Развивая доктрину разделения государственной власти на три ветви, русский ученый В.М. Хвостов, указывая на единство государственной власти, писал: «В особенности важно проведение принципа разделения властей относительно власти судебной, которая должна быть вверена особым органам, независимых от органов законодательных и административных. Дело в том, что деятельность судебная есть по существу связанная, подзаконная, тогда как в деятельности законодательной, а отчасти и правительственной преобладает элемент свободного усмотрения; рискованно поручать применение и охранение права тем самым органам, которые и создают право, или органам, привыкшим решать вопросы текущей администрации на основании соображений целесообразности»1.

В XX столетии в западной науке созданы такие концепции, как теории «судейского права», «государства судей», которые обосновали признание судебной власти как обязательной в современном государстве.

Как разновидность органов государственной власти, суды обладают следующими специфическими признаками:

  1. Суды – это разновидность органов государственной власти, которые интегрируются в систему разделения властей, сдержек и противовесов, составляя при этом самостоятельную, судебную ветвь власти. Суды составляют единую судебную систему, функционирующую в данном государстве.

  2. Суды выполняют специфические функции, не совпадающие с функциями законодательных и исполнительных органов: а) традиционное правосудие (по гражданским и уголовным делам) – это самая большая по объему функция; б) судебный конституционный контроль, позволяющий обжаловать акты главы государства, правительства – эта функция сравнительно нова, она возникала на практике только с началом реализации идей правового государства2.

Судебную власть нельзя рассматривать только как орган по рассмотрению гражданских и уголовных дел. Компетенция ее более широка. Ст. 29 УПК РФ дает толкование более широких полномочий суда – только суд правомочен признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание; применить к нему принудительные меры медицинского характера и принудительные меры воспитательного воздействия; отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом. Только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу; домашнего ареста; о продлении срока содержания под стражей; о помещении подозреваемого (обвиняемого) не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответствующей судебно-медицинской экспертизы; о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; о производстве обыска и (или) выемки в жилище; о наложении ареста на имущество; о контроле и записи телефонных и иных переговоров и т.д.

Суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать жалобы на действия (бездействия) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ.

  1. Суды реализовывают свои функции в процессуальных формах, установленных законом. Как отмечают большинство авторов, судебная процессуальная форма – это наиболее развитая форма процессуальной деятельности государства, которая содействует повышению ответственности должностных лиц, облегчает контроль со стороны граждан, исключает произвольность действий, дисциплинирует участников процесса и реализацию законности на всех его стадиях. Несмотря на определенную сопоставимость судебного процесса с процессами правотворчества и правоприменения, судебный процесс в целом – это более развитая процессуальная форма с множеством обязательных стадий процесса, принципами судопроизводства, возможностью активного участия заинтересованных лиц. В международной судебной практике закреплены: принцип законности; принцип публичности; принцип обеспечения прав и свобод гражданин; принцип осуществления правосудия только судом; принцип независимости судей и др.

  2. Судами принимается особый вид итоговых актов. К числу дискуссионных относится рассмотрение юридической природы таких актов. Акты судов, как и акты других органов государственной власти, могут иметь нормативный и правоприменительный характер. Специфика судебного правотворчества в том, что оно носит характер прецедента. Однако, как известно, судебный прецедент не является источником права в странах романо-германской правовой семьи, «судебная практика действует в рамках, установленных для нее законодателем», «значение права, создаваемого судебной практикой, уже в силу этого ограничено»1.

Марченко М.Н. отмечает в связи с этим, что «теоретически» законодательная власть у суда ограничена, но необходимость в ней существовала всегда. Обусловлено это тем, что ни один простой законодательный или кодифицированный акт не может сравниться с порождаемым этой властью гибким, динамичным, способным учитывать все изменяющиеся обстоятельства дела и все жизненные ситуации права»2. Все чаще в юридической науке высказывается точка зрения о том, что независимо от формально-юридического признания или, наоборот, непризнания правотворческой деятельности судов, судейское право в тех или иных его формах, преимущественно в виде прецедента или судебной практики, фактически в каждой национальной правовой системе признается и применяется1.

5. Высшие суды в России наделены правом законодательной инициативы. Вообще для стран романо-германского права не свойственно прямое предоставление судам права законодательной инициативы в том виде, как это имеет место в РФ. Известно, что ст. 104 Конституции РФ закрепляет положение, согласно которому, помимо других перечисленных в ней субъектов, право законодательной инициативы принадлежит Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. В большинстве же стран романо-германской правовой семьи такое право дается в косвенной форме, в форме высказывания пожелания законодательным органам или правительству о необходимости внесения тех или иных корректив в действующее законодательство.

  1. Судебная власть осуществляется преимущественно на профессиональной основе.

Судебная власть, таким образом, – специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, открытого, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения профессиональными судьями в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других ветвей власти в рамках законности и права, прежде всего, путем осуществления судебного конституционного и судебного административного контроля за этими ветвями власти.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]