
- •Предисловие
- •Мифологические представления о языке
- •Античные идеи о природе и происхождении языка
- •Эволюция средневековых представлений о существе и происхождении языка
- •Этимологизированием ученые занимаются на протяжении всех средних веков, позаимствовав эту традицию у античности. Не случайно, например, большой труд
- •Сочинений высказал также мысль, Что Человек займстйо- вал язык у птиц 84.
- •Происхождение языка в понимании философов нового времени
- •Доказывает, что в значении одного слова, употребляемого разными людьми, есть нечто общее, объективное.
- •Традиция кондильяка и новый интерес к проблеме
Эволюция средневековых представлений о существе и происхождении языка
Просторен мир и многозвучен И многоцветней радуг он, И вот Адаму он поручен, Изобретателю имен.
С. Городецкий
4.0. Идеи античных авторов относительно происхождения языка отчасти были утрачены в последующее время. Господствующей в средние века стала теория божественного происхождения языка, которая у греков и римлян существовала на втором плане и даже третировалась (эпикурейцами).
4.1. Кардинальные вопросы, которые обсуждались в
/ 1
связи с разработкой теорий (pucrei — vouch (вопросы о том, могут ли имена правильно выражать именуемое, о соотношении синонимов, о характере связи имени и объекта и др.), решение которых существенно определяло подход к глоттогенезу, стали рассматриваться самостоятельно или в других аспектах. Стала обсуждаться проблема универсалий, возникло учение о божественных именах. В то же время вспышки интереса к проблеме происхождения языка можно-наблюдать в школах, унаследовавших античные традиции,— например, в армянской философии, и особенно у арабов.
В настоящем разделе мы рассмотрим эволюцию отдельных идей в европейской средневековой философии и зарождение устойчивой традиции в подходе к сущности языка, выросшей из номинализма. Кроме того, будут освещены арабские дискуссии о происхождении языка.
В средние века, да и практически до середины XVIII в., все рассуждения, непосредственно касавшиеся происхождения языка, велись в рамках библейской схемы. В Библии есть два места, которые составляли основные пункты спекуляций: 1) «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел (их) к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым...»72; 2) «И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот, что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню]. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле»73.
Рассуждения по этому поводу различаются в деталях, и небезынтересно привести некоторые из них. Исидор Севильский: «Различие языков восходит к постройке башни после потопа, ибо до постройки этой
башни, вызванной гордостью, разделившей звуки человеческого общества, был один язык для всех народов, и назевался он еврейским, и употреблялся патриархами и пророками не только в их поучениях, но' также и в священных книгах. С этого начала сделалось столько языков, сколько народов»74. Ослепительной простотой отличается позиция Эфраима Сирийского, который считал, что Адам за один час придумал тысячу имен Называние Адамом животных во всех работах понимается расширительно — Адам не просто дал имена, но придумал язык. Данте считал, что бог создал Адама и его язык — древнееврейский, но языки позже были смешаны в Вавилоне; первым словом, которое произнес Адам, было Е1 — «бог» в древнееврейском языке.
2*
35
Берутся еврейские слова agap (крыло) и dabar (говорить). «Итак, из сего слова agap путем обратного чтения — faga и facken было образовано в немецком языке слово с тем же значением «крыло»; что англичане исказили в своем произношении этого перевернутого слова faga в wing — wiecke у фламандцев. Немецкое же Fliigel получается благодаря вставке 1 ... Отбрасывая первый согласный корпя d, или же путем перестановки varad было образовано worde по-английски, wort по-немецки, может быть также латинское fari и verbum»77.
Очевидно, таким путем можно доказать, что праязыком человечества явился любой из существующих языков. Это и делалось.
Так, Иоганн Горопий Беканус в работах «Origines antverpie» и «Hermathene» (середина XVII в.) доказывает, что рай помещался в Голландии, а все языки производит от фламандского. Его этимологии настолько ошеломляющи, что Лейбниц юмористически предлагает различать этимологизирование и «горопизирование»78.
Появляются работы, в которых в качестве праязыков фигурируют китайский, баскский, арабский, армянский, готский, немецкий и др. В ряде случаев эти работы связаны с подъемом национального самосознания. В XVII же веке один шведский писатель выдвинул предположение, что в Эдеме Адам и Ева говорили на датском языке, Змей — на французском, а Бог — на шведском 79.
Попутно отметим, что происхождение письменности также возводили к райским временам. Дж. Вико пишет по этому поводу: «...Существовало мнение Иоганна и Олафа Великих, что Готы сохранили буквы с начала мира, буквы, божественным образом изобретенные Адамом»80. Вико приводит и другие варианты этой идеи.