
- •II. Внешнеэкономические сделки
- •§ 1. Понятие, признаки, особенности правового регулирования внешнеэкономических сделок
- •§ 2. Форма и содержание внешнеэкономической сделки
- •§ 4. Электронная торговля
- •§ 5. Венская конвенция оон о договорах международной купли – продажи товаров, 1980 г.2
- •Часть I. Сфера применения и общие положения.
- •Часть II. Заключение договора.
- •Часть IV. Заключительные положения.
- •§ 6. Право, подлежащее применению к исковой давности
- •§ 7.Принципы международных коммерческих договоров (Принципы унидруа)
II. Внешнеэкономические сделки
§ 1. Понятие, признаки, особенности правового регулирования внешнеэкономических сделок
Понятие и признаки внешнеэкономической сделки. Термин «внешнеэкономическая сделка» широко применяется в российской научной и учебной литературе по международному частному праву. В действующем ГК этот термин употреблён лишь дважды, и в обоих случаях речь идёт о форме внешнеэкономической сделки (п.3 ст.162 и п.2 ст.1209 ГК РФ). Ранее в российском законодательстве использовались термины «внешнеторговая сделка» (ГК РСФСР 1964 г.) и «внешнеэкономическая сделка» (Основы гражданского законодательства 1991 г.).
Внешнеэкономическая сделка в отличие от других сделок опосредует предпринимательскую (коммерческую) деятельность в сфере международных хозяйственных связей. При этом понятие внешнеэкономической сделки, даваемое в научной литературе, относится именно к договорам, а не к односторонним сделкам.
В международной практике внешнеэкономическая сделка обозначается несколько иначе: «международная коммерческая сделка», «международный коммерческий контракт (договор)». Эти термины равнозначны отечественному термину «внешнеэкономическая сделка». Более того, в отечественной литературе всё чаще употребляются термины, принятые в международном торговом обороте.
В Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ1 употребляется иной термин – «внешнеторговая сделка», под которой понимается сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности. Внешнеторговая деятельность определяется как деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью (п.4 ст. 2 Закона).
В указанном Законе называются и отдельные виды внешнеторговых сделок: внешнеторговая бартерная сделка, внешняя торговля интеллектуальной собственностью, внешняя торговля информацией, внешняя торговля товарами, внешняя торговля услугами. Таким образом, внешнеторговая сделка здесь понимается широко и не сводится к международной купле - продаже товаров. Вместе с тем, и такое широкое понимание внешнеторговой сделки не исчерпывает содержания внешнеэкономических сделок. Если понимать международную торговлю в том широком значении, какое ей придаётся в Типовом законе ЮНСИТРАЛ об электронной торговле, то внешнеторговую сделку следует рассматривать как синоним внешнеэкономической.
Понятие внешнеэкономических сделок не даётся ни в национальном законодательстве, ни в международных документах. Выработкой такого понятия занимается наука. В юридической литературе, как правило, указываются признаки внешнеэкономической сделки, при этом далеко не всегда набор признаков является одинаковым.1
Внешнеэкономический характер сделки определяется двумя основными признаками. Первый признак относится к экономическому характеру сделки. Обе стороны внешнеэкономической сделки заключают ее в связи с осуществлением предпринимательской деятельности (в целях получения прибыли).
Второй признак внешнеэкономической сделки указывает на её международный характер. В юридической литературе международный характер сделок определяется разными критериями: различная национальность (государственная принадлежность) сторон, пересечение товаров и услуг через границу, необходимость таможенного регулирования, использование иностранной валюты и др. В современной практике основным критерием внешнеэкономического характера сделки считается признак, установленный в Венской конвенции о договорах международной купли – продажи товаров 1980 года. Так, в соответствии со ст.1 Конвенции под договором международной купли – продажи понимается договор, заключённый между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах. Аналогичное правило включено в Нью-Йоркскую конвенцию об исковой давности 1974 г. (Протокол 1980 г.).
Данный критерий используется и в российском законодательстве, в частности в Законе о международном коммерческом арбитраже. Согласно п. 2 ст.1 этого Закона международный коммерческий арбитраж может рассматривать споры, возникающие при осуществлении международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей.
Таким образом, внешнеэкономическими сделками (или международными коммерческими сделками) называются сделки, опосредующие предпринимательскую деятельность в сфере международных экономических отношений, совершаемые между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся на территории разных государств. Такое определение утвердилось в юридической литературе, соответствует международной практике и не противоречит российскому законодательству.
Выделение внешнеэкономических сделок из всего массива сделок, осложнённых иностранным элементом, т.е. носящих международный характер, имеет большое значение. К особенностям внешнеэкономических сделок можно отнести: необходимость выполнения таможенных правил, повышенный риск неисполнения обязательств, наличие унифицированных норм международных договоров, регулирующих отдельные виды внешнеэкономических сделок. Всё это обуславливает особенности правового регулирования внешнеэкономических сделок. Несмотря на то, что в Гражданском кодексе РФ в отличие от прежнего законодательства установлено в принципе единое коллизионное регулирование для всех сделок, осложнённых иностранным элементом, правовое регулирование внешнеэкономических сделок имеет свои особенности, которые могут быть обобщены следующим образом.
Во-первых, такая специфика связана с формой сделки. Гражданский кодекс требует письменной формы внешнеэкономической (внешнеторговой) сделки, что нашло отражение в специальной коллизионной норме (п.2 ст.1209).
Во-вторых, большую роль в регулировании международных коммерческих договоров (внешнеторговых сделок) играют международные договоры, унифицирующие коллизионные и материально-правовые нормы.
В-третьих, в сфере международных коммерческих договоров широко применяются обычаи международной торговли, обычаи международного делового оборота, которые часто объединяются общим названием «lex mercatoria». Обычаи широко применяются в мировой деловой практике благодаря неофициальной кодификации в международных актах.
В-четвёртых, в мировой практике сложился особый механизм разрешения споров, вытекающих из международных коммерческих договоров, так называемый коммерческий арбитраж. Особенность этого механизма заключается в том, что стороны сами выбирают, в какой стране, каком арбитраже, на каком языке будет рассматриваться спор. Стороны сами формируют арбитражный состав, который будет рассматривать дело, и определяют процедуру рассмотрения спора. Быстрое, эффективное, профессиональное, менее затратное разрешение споров в сравнении с государственными судами привело к тому, что участники внешнеторговой деятельности предпочитают передавать свои споры на рассмотрение коммерческих арбитражей.
В-пятых, часть 2 пункта 1 ст. 1186 ГК содержит правило, в соответствии с которым особенности определения права, подлежащего применению международным коммерческим арбитражем, устанавливаются законом о международном коммерческом арбитраже. Эти особенности заключаются в том, что арбитраж сам выбирает коллизионные нормы, на основании которых он будет определять право, применимое к отношениям сторон по внешнеэкономической сделке. В соответствии с п.2 ст.28 Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже» при отсутствии какого-либо указания сторон, третейский суд применяет право, определённое в соответствии с коллизионными нормами, которые он считает применимым. Пункт 3 этой же статьи указывает, что «во всех случаях третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учётом торговых обычаев, применимых к данной сделке».
На практике применяются различные методы для определения применимого права: использование коллизионных норм места проведения арбитража; совместное применение соответствующих коллизионных норм, использование общих принципов коллизионного права и др. Использование того или иного метода зависит от норм государства места проведения арбитража. В некоторых странах (например, Нидерланды) нормы, касающиеся выбора права арбитражем, носят императивный характер. В других странах (к которым принадлежит и Россия) коллизионные нормы места проведения арбитража не носят для арбитража императивного характера и могут быть заменены иностранными или международными коллизионными нормами.1