
- •Царь и его окружение
- •В разгар событий
- •44 *РУсский вестник», т. 92, № 3—4, 1871 г., стр. 728.
- •24 Н. С. Русанов. Из литературных воспоминаний.— в кн.: «и. С. Т у р -генев в воспоминаниях революционеров-семидесятников». М.— л-1930, стр. 275—276.
- •34 ?М ж е ' стр- 376-« с . Тургенев. Письма, т. VIII, стр. 316—317; письмо Тургенева Милютиной от 2 (14) декабря 1870 г., Лондон.
- •53 «Санкт-Петербургские ведомости», 6(18) февраля 1870 г., № 37. Во корреспонденция написан-а в Париже 15(27) января 1870 г.
- •1877) .— «Вестник Европы», 1914 г., январь, стр. 181.
- •5 «Санкт-Петербургские ведомости», 12 (24) сентября 1869 г., , № 251.
- •Там же, 5 (17) января 1 8 7 1 г . , № 1.
- •Кара последовала
- •Петр лавров
- •Неизвестные рукописи
- •0 К. Маркс и ф. Энгельс. Соч.,, т. 33, стр. 157; письмо к- Маркса п. Лаврову от 27 февраля 1871 г.
- •59 Цгаор ссср, ф. П. Л. Лаврова, оп. 2, д. 216, л. 41. За Там же, лл. 42 об.—43.
- •31 П. Л. Лавров. Избранные сочинения, т. I, стр. 449.
- •4, 11 И 18 июля 1871 г. Лавров присутствовал на заседаниях Генерального совета Интернационала, где имел возможность слышать выступления Маркса и Эн-
- •После коммуны
- •Первые вести
- •14 Цгаор ссср, ф. П. Л. Лаврова, оп. 4, д. 283, лл. 35—36. 1ь «Звенья», т. VI, 1936, стр. 396—397.
- •21 Эмигранты-народники выпускали в 70-х годах XIX в. Такие подпольные органы: «Народное дело», «Вперед!», «Работник», «Набат», «Община».
- •26 «Материалы для биографии м. Бакунина. Бакунин в первом Интернационале», т. III. M.— л., 1928, стр. 266; письмо м. А. Бакунина а. Ришару от 1 апреля 1870 г.
- •Через десять лет
- •62 «К. Маркс, ф. Энгельс и революционная Россия» м ., 1 9 6 7 , стр. 399.
- •Накануне
- •1 Ленин писал, что «во Франции буржуазно-демократическая революция завершена была лишь 1871 годом (а начата в 1789 г.)» (в. И. Ленин. Поли. Собр. Соч., т. 19, стр. 247).
- •Книга лиссагарэ
53 «Санкт-Петербургские ведомости», 6(18) февраля 1870 г., № 37. Во корреспонденция написан-а в Париже 15(27) января 1870 г.
Первая часть моих предсказаний сбылась не только потому, что республиканское правительство заменило империю и заменило без уличной драки, но и потому, что семена раздора уже посеяны и что даже в эту трагическую минуту, почти под пушками неприятеля, накопляется туча, которая рано или поздно разразится междоусобной войной. Посмотрим, исполнится ли мое пророчество до конца» 62.
Высказанное «пророчество», как мы видим, противоречит утверждению самого же Вырубова о том, что прошла «эпоха насильственных революций». Как же она прошла, если вновь готова «разразиться междоусобная война»? О «пророчестве» мы еще будем иметь возможность поговорить. Сейчас же продолжим рассмотрение того, как Вырубов оценивал революцию 4 сентября. Этому он посвятил написанную 29 октября (10 ноября) специальную корреспондению «На другой день после революции»63. В ней автор решил обстоятельно изложить свою концепцию, лишь тезисно выраженную ранее. Республика во Франции родилась неожиданно при «трагических обстоятельствах». Она возникла в то время, когда массы народа долго спали «глубоким сном». Корреспондент петербургской газеты вступает в полемику с теми, кто иначе понимает эту революцию. «Люди,— пишет он,— провозгласившие республику, говорят теперь, что они не могли остановить народную волну... Народной волны никакой не было, кроме очень незначительной толпы, которая вломилась в законодательный корпус» 64.
По мнению Вырубова, 4 сентября 1870 г. открыло собой новый тип революции, принципиально отличный от революций 1830 и 1848 гг.,—нет страшных крово-62 «Санкт-Петербургские ведомости», 11 (23) сентября 1870 г., № 250. Много лет спустя Вырубов в том же духе оценивал падение империи: «Пала империя не от внешнего усилия, не на баррикадах, не под гром пушек и ружейных выстрелов, а под тяжестью всеобщего презрения... Военные и штатские, богатые и бедные, буржуазия и рабочие — все в один голос кричали: „Да здравствует республика!"» Г. Н. Вырубов. Военные воспоминания.— «Вестник Европы», 1911, январь, стр. 13). 6Я «Санкт-Петербургские ведомости», 16 (28) февраля 1871 г., № 47. Статья попала в редакцию газеты спустя З У г месяца после ее написания. ** Там -же.
пролитии и отчаянной борьбы. 1870 г. явился, таким образом, началом нового типа политического переворота — «революции в новом смысле, в смысле эволюции, без всякого кровопролития, без баррикад, даже без ружей». Так была «доказана» безнасильственная революция, против которой, как мы отмечали, остроумно выступал Герцен. Между тем Вырубов был неумолим: «Я сказал уже давно, что период насильственных переворотов кончен во Франции. 4 сентября оправдало мои предсказания, представив первый пример переворота естественного» б5.
Раз возможен такой «естественный переворот», то напрашивается вопрос: зачем нужна кровопролитная революционная борьба? Париж, дескать, теперь понял, что она не нужна, что те же результаты достигаются мирными средствами, что «рано или поздно» империя падет сама собою, «как падает с дерева переспелый плод» 66.
Следовательно, «естественный переворот» совершается в тот момент, когда существующий порядок становится невозможным для большинства народа. Это, так сказать, своеобразное выражение количественного настроения народа, равноценное всеобщему голосованию. В рассматриваемых условиях тайные общества, мятежи и заговоры представляются «почти смешными анахронизмами». Франция, таким образом, положила почин нового типа революции и показала пример остальным странам Европы67.
Следовательно, Вырубов в канун величайшей революции — Парижской Коммуны, «предсказал», что насильственные революции являются пройденным этапом в истории. Последуем, однако, за нашим корреспондентом и проследим, каким путем он будет выбираться из столь затруднительного положения.
Отрицательно относясь к монархическому устройст-су, Вырубов не считал совершенным и республиканский строй во Франции, так как единая централизованная республика представлялась ему пародией на монархию.
65 Там же.
67 Там же.
Из числа этих стран Вырубов исключает Англию, «которая идет рядом мирных переворотов; но в Англии нет всеобщего голосования, в ней народ не играет никакой роли...» («Санкт-Петербургские ведомости:», 16(28) февраля 1871 г., № 47).
По его мнению, при наличии всеобщего голосования, когда народ становится «верховным владыкой», нужна политическая децентрализация республиканской власти. Центральная власть решает только наиболее крупные вопросы, касающиеся всех областей страны. Идеалом для Вырубова являются Швейцария и Соединенные Штаты, где «всеобщее голосование действует правильно, без всяких потрясений и революций»68. Следовательно, современная политика должна быть направлена к организации децентрализованной республики. В тех случаях, когда в стране не понимают этого, происходят революционные потрясения. Так подходит Вырубов к причинам возникновения Парижской Коммуны.
Коммуна возникла, по его мнению, как итог ошибочных действий правительства, «гнилого режима второй империи, приучившей к чрезмерной централизации, забравшей все в свои руки и отучившей средние классы от всякой общественной деятельности» 69.
Провозглашение Коммуны вынудило Вырубова определить свою позицию в осажденном Париже. Он был противником Коммуны, но вместе с тем считал невозможным стать на сторону версальского правительства, в которое вошли «все дрянные осколки старых партий». Не хотел Вырубов и бездействовать во время этого «извержения народного вулкана»70: посвятил себя деятельности в международной организации «Красного креста», лечил больных и раненых враждующих сто рон. Работая дежурным хирургом, он оперировал днем и ночью. «Веришь ли,— писал Вырубов в июле 1871 г. Петунникову,— что в продолжение двух месяцев я ни разу не разделся на ночь и иногда за 4 ночи подряд вовсе не ложился?» п.
Вырубов, как отмечалось, был принципиальным противником Коммуны, он упрекал ее в некомпетентности в административных и военных делах. Среди коммунаров он не видел выдающихся людей, хотя характеризовал многих из них как людей честных и доброжела-
ЦГАЛИ, ф. Г. Н. Вырубова, оп. 1, д. 10, лл. 149—160.
Г. Вырубов. Воспоминания. Между двумя войнами (1870—