Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Борис Самуилович Итенберг РОССИЯ И ПАРИЖСКАЯ КО...docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
426.73 Кб
Скачать

24 Н. С. Русанов. Из литературных воспоминаний.— в кн.: «и. С. Т у р -генев в воспоминаниях революционеров-семидесятников». М.— л-1930, стр. 275—276.

страны, увидеть свои язвы и стараться уврачевать их— пора положить конец тому безнравственному факту, ко­торый царит у них вот уже скоро двадцать лет..!»25 Между тем Париж вызывал особую тревогу: как от­зовется столица на столь бесславные результаты. И все это после «такого фанфаронства», после многочислен­ных угроз, раздававшихся в адрес противника со стра­ниц французских газет. «Поживем — увидим»,— закан­чивал Тургенев свое письмо 26.

Прошло менее двух недель после окружения армии Базена в Меце, и Тургенев предсказал судьбу Парижа: «Весьма вероятно, что в Париже вспыхнет — если уже не вспыхнула — революция... Наполеон едва ли удержит-ся»27- Он, кроме того, пишет в «Санкт-Петербургские ве­домости»: «Что происходит в Париже? Журналы вам уже, вероятно, сообщили сведения о начавшихся там волнениях... Но что будет дальше, когда истина все бо­лее и более будет разоблачаться перед глазами францу­зов? Безнравственное правительство кончило тем, что привело чужестранцев в пределы родины, разоривши страну, разорило армию и, нанесши глубокие раны благо­состоянию, свободе, достоинству Франции, наносит те­перь чуть не смертельный удар ее самолюбию! Неужели это правительство может еще уцелеть? Неужели оно не будет сметено бурей?»28

В своих последующих корреспонденциях Тургенев нарисовал перед русским читателем яркую картину на­растания народного гнева. «Оскорбленная до послед­них нервов своего народного самолюбия», Франция тре­бовала решительного боя с пруссаками. Писатель от­мечал, что патриотизм и энтузиазм французского народа позволит ему вести самоотверженную борьбу, хотя «шансы пока на стороне немцев». Он возмущался тем,

25 И. С. Тургенев. Письма, т. VIII. М.—Л., 1964, стр. 263. Отрывки из этого письма вошли в текст корреспонденции Тургенева о франко- прусской войне, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомо­ стях», 27 июля (8 августа) 1 8 7 0 г . , № 216 (И. С. Тургенев. Собр.

26 w°V 12 т о м а х т- п- м- 1956 стр. 357—361). г? у С- тУРгенев. Письма, т. VIII, стр. 264.

*амвг жстеа, стр. 268; письмо Тургенева М. А. Милютиной от 8(20) 28 ?, У 1870 г., Баден-Баден.

"L. Тургенев. Собр. соч. в 12 томах, т. 11, стр. 362. «Санкт-Петер-°УРгские ведомости», 8(20) августа 1870 г., № 216.

что народу Франции не говорят правду о войне, не го­ворят о той угрозе, которая нависла над страной29.

Естественно, что провозглашение во Франции рес­публики не было неожиданностью для Тургенева. Оц считал это вполне оправданным и закономерным: фран­цузы не могли после капитуляции при Седане оставать­ся равнодушными к существующему режиму — «наполео­новская династия сама себя зарезала навеки». Но, сбро­сив правительство империи, нужно было выбрать дру­гую форму правления. «За какую форму могли они ухватиться, как не за республику?» — писал Тургенев30.

Итак, империя пала, установилась республика. Изме­нилось и отношение писателя к противнику Франции: «Теперь немцы являются завоевателями, а к завоевате­лям у меня сердце особенно не лежит». Прусский ко­роль не может «переварить» республику. Тургенев с не­годованием думает о распространяемом слухе, «будто бы король Вильгельм намерен по взятии Парижа снова восстановить Наполеона». Если это произойдет — Фран­ция согласится из рук врага принять Бонапартов, то тог­да эта страна должна быть выброшена из ума «всякого порядочного человека» 31.

Во всяком случае, отношение Германии к провоз­глашению республики во Франции глубоко интересовало Тургенева. Он отмечал прежде всего, что на этот раз восстановление республики во Франции не возбудило в Германии «и тени того сочувствия», каким была в свое время встречена республика 1848 г. Немцы считают, что республика не получит поддержки у французского народа и долго не продержится. Такая неопределенность затрудняет заключение мира и заставляет предпринять

29 И. С. Тургенев. Собр. соч. в 12 томах, т. 11, стр. 363—367. «Санкт- Петербургские ведомости», 11(23) августа 1870 г., № 219.

30 И. С. Тургенев. Письма, т. VIII, стр. 277—278; письмо Тургенева Анненкову от 3(15) сентября 1870 г., Баден-Баден.

31 Там же, стр. 278. Ненависть к захватчикам выразил Тургенев в письме П. Виардо от 18(6) февраля 1 8 7 1 г. из Кельна: «Здесь считают, что французы не примут условий Бисмарка, и готовятся к окончательному их разгрому. Откуда взялась эта бесчисленная орда? На вокзале я видел множество солдат, спящих на тюфяках, сидящих, стоящих... Все они дюжие, откормленные, розовые, сло­ вно кровь французов, которую они собираются пролить, заранее окрашивает им щеки...» (И. С. Тургенев. Письма, т. IX. М.—Л., 1965, стр. 363).

действенные меры для «скорейшего взятия Парижа». Затем — мир, аннексия Эльзаса и Лотарингии... Послед­няя представляется Тургеневу несправедливой: немцам-победителям было бы «достойно» отказаться от этого захвата. Ну, а что будет с Францией? Ее будущее «зависит теперь от парижан». Испытывая определенные симпатии к немцам, писатель вместе с тем желал их поражения под Парижем: «Не взяв Парижа, они не под­вергнутся соблазну сделать ту попытку реставрации им­ператорского режима, о которой уже толкуют некоторые ультраусердные и патриотические газеты; они не испор­тят лучшего дела своих рук, они не нанесут Франции самой кровавой обиды, которую когда-либо претерпевал побежденный народ...» 32

В своей последней корреспонденции, написанной в Баден-Бадене 18(30) сентября, Тургенев утверждал, что борьба не кончилась, что ярость народа, «решимость отчаянно драться до конца» могут спасти Францию. Вот корреспондент беседует с французом из Дижона, кото­рый полон оптимизма: он верит, что если Париж сможет продержаться три-четыре месяца, если французы про­явят стойкость, если даже само падение Парижа «не смутит» нацию, то «дело может быть еще выиграно». Тем более, что армия противника будет «таять, как воск», а средства Франции «неистощимы»33.

Следовательно, республика во Франции была приня­та Тургеневым вполне благожелательно. Дальнейшее же развитие революционных событий в Париже, подъем об­щественной борьбы во всей стране насторожили писа­теля. Это уже не соответствовало его либеральным воз­зрениям. В движение все активнее втягивались широкие народные массы, а революционность народа его пугала. «Дела во Франции,— писал он в декабре,— принимают такой оборот, что, пожалуй, в будущем году Европа вся загорится со всех концов. Что станется тогда с ци­вилизацией и свободой?» 34.

Ни °' Тур*енев- С о б Р - с 0 4 - в 12 томах, т. 11, стр. 373; корреспондеп-№265 Сапкт "Пете Рб У Ргских ведомостях», 26 сентября 1870 г.,