Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Борис Самуилович Итенберг РОССИЯ И ПАРИЖСКАЯ КО...docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
426.73 Кб
Скачать

59 Цгаор ссср, ф. П. Л. Лаврова, оп. 2, д. 216, л. 41. За Там же, лл. 42 об.—43.

Читатель, вероятии, догадывается, что грандиозный план Лаврова не был осуществлен. И только рукопис­ные документы, отложившиеся в архиве, дают нам те­перь представление об интересных, во многом наивных и утопичных для того времени замыслах замечательно­го русского революционера и ученого.

Но Лавров продолжал действовать. Как только про­изошла революция 18 марта, Лавров выступил с ее оцен­кой. 21 марта он писал из Парижа корреспонденцию в брюссельскую газету «Интернационал», что в Париж­ской Коммуне роль главного революционера сыграли неизвестные люди, «простые рабочие». «В этом,— под­черкивал Лавров,— заключается вся оригинальность дви­жения последних дней. Это то, что придает им интерес в глазах каждого социалиста, каждого члена Междуна­родного товарищества рабочих...»31. Эти рабочие сорга­низовали «в одно могучее целое» национальную гвар­дию, создали демократическую, республиканскую власть и встали на ее защиту от нападения войск Тьера. Сим­патии Лаврова полностью на стороне революции: «Все мои пожелания и пожелания ваших читателей, я уверен, сводятся к тому, чтобы победила эта республика, вы­шедшая действительно из народа, основанная рабочи­ми, которые желают только справедливости и братства, преследуют только врагов народа...»32.

После выборов в Коммуну Лавров вновь публикует корреспонденцию в газете «Интернационал». В ней вы­соко оцениваются выборы, успешно прошедшие в ре­зультате правильных действий Центрального комитета национальной гвардии. Главная заслуга в этом принад­лежит, по мнению Лаврова, рабочим. «Эта коллективная власть,— пишет он,— составленная из неизвестных, из рабочих, лучше поняла всю трудность в связи с собы­тиями, чем всякая другая власть, одобрявшаяся Па­рижем и Францией в течение нашего века» 33. Париж­ский корреспондент выражает удовлетворение и тем, что Центральный комитет отрекся от диктаторской власти в пользу избранной Коммуны, честно выполнил свой нравственный долг, утвердив принципы общественной

31 П. Л. Лавров. Избранные сочинения, т. I, стр. 449.

Там же, стр. 451—452. 33 Там же, стр. 452.

справедливости. Избрание Коммуны Свидетельствует о победе «пролетариев, честных и спокойных в своей силе, над всеми деморализованными силами буржуазного об­щества». «Теперь Париж,— заканчивает свою статью Лавров,— имеет право на искреннюю симпатию всех ис­тинных друзей прогресса, в особенности социалистов всех стран» 34.

Когда положение Коммуны ухудшилось, Лавров ре­шил выехать из Франции и обратиться за помощью к европейской общественности и, прежде всего, к Гене­ральному совету Интернационала. Сообщив о своем пла­не Варлену и получив у Коммуны паспорт, Лавров в середине апреля направился через линию версальских войск. Патрули были готовы пропустить иностран­ца, но настораживало лишь то, что его паспорт был визирован «мятежниками». На это Лавров резонно воз­разил: «А чем же я виноват, что „Законное правитель­ство" убежало из Парижа?»35. Такой аргумент оказался убедительным, и путнику разрешили покинуть Париж.

Вначале Лавров посетил Брюссель, где он расска­зал Федеральному совету Интернационала о тяжелом положении Коммуны и просил Совет организовать в пользу революционного Парижа манифестации рабочих на границе с Францией 36.

Затем Лавров прибыл в Лондон. Из Брюсселя он вез Марксу рекомендательное письмо (от 25 апреля 1871 г.) от члена бельгийского федерального совета Се-заря Де Папа. В нем рассказывалось о движении со­лидарности с парижским пролетариатом: бельгийский федеральный совет Интернационала взял на себя иници­ативу подписки в пользу парижских рабочих обществ. Такой акт «солидарности с парижскими пролетариями», по мнению бельгийских социалистов, было бы полезно провести «во всех странах». В конце письма Сезарь Де Пап рекомендовал Марксу Лаврова: «Пересылаю Вам настоящее письмо через одного из наших добрых друзей, члена парижской секции Терн, гражданина Лав­рова, характер которого, обширные познания и большую

преданность Интернационалу, в частности, и социаль­ному прогрессу, вообще, мы оценили во время его пре­бывания в Бельгии» 37.

Можно думать, что это письмо Лавров передал Марк­су в конце апреля или начале мая. Тогда произошло их личное знакомство. Впоследствии Лавров в своей автобиографии отмечал, что во время поездки в Анг­лию он «познакомился с Карлом Марксом и Фр. Эн­гельсом, с которыми более сблизился в последующие годы»38. О чем беседовали Маркс и Лавров? Вероятно, прежде всего о Коммуне. Лавров был одним из немно­гих, от кого Маркс мог почерпнуть вполне достоверные сведения о событиях в Париже. Лавров много размыш­лял о революции 18 марта.

Свои воззрения он высказывал и в письмах Е. А. Штакеншнейдер. В них развивалась мысль о том, что Коммуна — подлинное детище рабочего класса, что эта революция качественно отличается от всех предше­ствовавших политических переворотов. «Существующее в Париже правительство честнее и умнее, чем какое бы то ни было перед этим в настоящем веке, но про­тив него громадная оппозиция... Я очень сочувствую этой партии... В первый раз на политической сцене не че­столюбцы, не болтуны, а люди труда, люди настояще­го народа»,— писал Лавров еще в марте 1871 г.39 «Борь­ба Парижа в настоящую минуту — борьба историческая, и он действительно находится теперь в первом ряду человечества,— развивает он те же мысли в начале мая, находясь уже в Лондоне. — Если бы ему удалось от­стоять себя, это бы подвинуло историю значительно впе­ред, но если он и падет, если реакция восторжествует, идеи, засвидетельствованные несколькими неизвестными людьми, вышедшими из народа, настоящего народа, и ставшими во главе управления, эти идеи не умрут: они останутся для будущих радикалов. Федерация само­стоятельных коммун, эта давнишняя утопия нескольких фантазеров, как их называли, стала политическою те-

П Л. Лавров. Избранные сочинения, т. I, стр. 455.

Н. С. Русанов (Н. Е. Кудрин). Социалисты Запада и России.

СПб., 1909, стр. 233.

Там же, стр. 234.

«Первый Интернационал в дни Парижской Коммуны». Докумен­ты и материалы. М, 1941, стр. 195.

* П. Л. Лавров. Философия и социология, т. 2. М„ 1965, стр. 624.

зд «Голое минувшего», 1916, № 7—8, стр 121, 123—124.

ориею и требует практического воплощения. Она долж­на воплотиться»,— писал он40.

Можно предположить, что Марксу интересно было побеседовать, а может быть, и поспорить с человеком, имевшим такой взгляд на события 1871 г.41 Тем более интересно, что именно в эти дни он заканчивал свою «Гражданскую войну во Франции»42, произведение, о ко­тором впоследствии Лавров скажет: «Надо было вгля­деться внимательно и внести в это вглядывание луч­шую социологическую подготовку относительно дейст­вительных мотивов истории, чтобы под случайными симптомами, обусловленными комбинацией событий, от­крыть более глубоких, часто неосознанных самими дея­телями, двигателей событий, и сказать с Карлом Марк­сом на другой день после падения Коммуны, что „окон­чательной целью" ее было не „дешевое правительство" и не „истинная республика", тем менее „автономия Па­рижа", но что „это было, по существу, правление ра­бочих, результат борьбы класса производителей с клас­сом, присвоившим себе продукт труда" (The civil Wer in France, 19) »43.

Думается, что уже тогда, летом 1871 г., идеи Марк­са оказали свое воздействие на представления Лаврова о сущности Парижской Коммуны. Во всяком случае, его рассуждения по этому поводу в письмах Е. А. Штакен-шнейдер второй половины 1871—1872 г. во многом пере­кликаются с оценкой революции 18 марта Марксом. Так, например, в письме от 10(22) октября 1871 г. Лавров определяет Парижскую Коммуну как новый «яркий тип государства, который считали невозможным. Теперь этот тип был временно осуществлен и составил уже своего рода традицию». В другом письме, от 16(28) февраля 1872 г., Лавров пишет, что положительным результатом

Коммуны «является то, что она показала пример осуще­ствления политической программы рабочих...»44.