Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Petruhin_Mifyi_finno-ugrov.370923.rtf
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
8.97 Mб
Скачать

Киямат и Азырен – боги загробного мира

Злых духов загробного мира возглавлял его владыка Киямат (Киямат‑тора); его образ сформировался у марийцев под влиянием мифов ислама: в арабском языке близкие слова означали Судный день, день Страшного суда. Киямат считался судьей умерших. Загробный мир был разделен на светлую и мрачную части, и от Киямата зависело, пройдет ли умерший по узкой жердочке‑мосту в светлый мир, где правит Киямат, или упадет в пропасть с кипящим котлом на дне. Марийцы клали цветные нити в гроб умершего (вспомним сходный обычай у карел), чтобы он мог привязать себя к загробному мосту и не сорвался в пропасть, или спустился на этих нитях, как на качелях, в преисподнюю. При похоронах родственники клали на гроб моток ниток и вытаскивали по одной с приговором: «Нас с собой не бери, я вот какую длинную нитку вытянул, не заставь меня умирать не вовремя». С покойным клали и ветки рябины и шиповника – проверенных оберегов от злых духов и псов преисподней.

Марийцам, как и другим угро‑финским народам, известно было представление о нити жизни – воплощении судьбы; удмурты для предотвращения дурного глаза повязывали нить на ручку младенца – оборванная нить означала прерванную жизнь. Своеобразное гадание устраивали и марийцы после выноса умершего. На место, где стоял гроб, клали нити разной длины: каждый тянул свою нить, обращаясь к умершему с просьбой продлить его жизнь. Нити, упоминания о которых мы уже встречали в погребальных обрядах разных финно‑угорских народов, здесь воплощают и нить жизни (чем длиннее нить, тем длиннее жизнь), и путь на тот свет.

Киямат волен отпускать души людей, тоскующих по земле, – тех, кого не поминают родственники. Они являются на землю в ночные часы – от вечерних до утренних сумерек, напоминая родственникам, что неплохо бы их накормить и поставить им свечу. К ним присоединяются и те несчастные души, у которых не осталось живых родичей – они ищут, не помянет ли кто‑нибудь и их. Особенно опасны эти духи, а также духи колдунов, убитых конокрадов и прочих злодеев, в период между Страстной неделей и Троицей. Поэтому марийцы во время еды усердно поминают умерших – своих и безродных, откладывая им по куску блина и отливая по несколько капель пива.

У Киямата были особые помощники (савус , управитель) – страж ворот, змеи и собаки – обитатели загробного мира. Посланник Киямата – бог смерти Азырен (его имя восходит к имени мусульманского ангела смерти Азраила). Подобно ангелу смерти в мусульманской мифологии, он являлся в облике могучего мужа с кинжалом, которым перерезал горло умирающему. Марийцы ставили перед умирающим чашу с водой и полотенце, чтобы ангел смерти мог ополоснуть свой нож. Там же должна очиститься и вышедшая из тела душа. В руку умершему вкладывали тяжелый посох, чтобы он смог отбиться от собак – стражей того света – и змей, обитающих в преисподней.

Распевая заклинания, саамские шаманы неистово били колотушками из оленьего рога в бубны, на которых изображались все ярусы Вселенной и все божества, животные – помощники шаманов, а в центре – солнце Пейве, иногда – с оленем или человеком. Нередко на бубнах встречается изображение космической битвы Солнца и Луны, которое одновременно является описанием устройства Вселенной.

Так выглядели марийские шаманы – карты .

Марийцы собирались на коллективные моления в священных рощах – кереметах . Они молились о том, чтобы не было болезней и падежа скота, благодарили за хороший урожай .

Перед началом земледельческих работ марийцы отмечали Праздник пашни Агавайрем : молились богам плодородия , кидали в огонь кусочки обрядовой пищи.

Народный костюм мордовской невесты – красочный, самобытный (вторая половина XIX в.). Слева – мордва‑мокша. (Краснослободский р‑н). Справа – мордва‑эрзя. (Кочкуровский р‑н).

Обрядовый костюм мансийского шамана , сшитый из шкуры оленя . XIX в. Привезен в Пермский областной краеведческий музей с севера Тюменской области. Кожа, волосы, бисер, железо .

Менквы – лесные людоеды, которые имеют человеческий облик , только головы у них заострены. Они сильные и злые, но глупые. Считается, что в менквов могут превращаться погибшие в лесу люди.

Йибы‑ойка (Филин‑старик) – особо почитаемый дух мансийской фратрии Пор. Считалось, что он вместе с женой жил в огромном гнезде на Мировом древе. Некогда он воевал с лесными духами, но в бою повредил ногу и упал в реку Ляпин. Жена вытащила его на берег; с тех пор на этом месте – святилище духа Филина . Это общий вид культового места Йибы‑ойки.

Очень архаичными следует считать представления о том, что человек умирает семь раз, переходя из одного мира в другой, пока не превратится в рыбу в самом нижнем мире (сходные поверья известны обским уграм).

Загробный мир считался источников болезней: таргылтыш – одноглазые духи умерших от болезней – являлись из преисподней, подчиняясь заклинаниям колдунов, и насылали на людей порчу. Еще опасней были упыри (вувер ): они не только насылали болезни на людей и домашний скот, но могли съесть луну или солнце (так объяснялись солнечные затмения). Старые девы превращались после смерти в духов лихорадки.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]