- •Часть 1.
- •Глава 1
- •Глава 2
- •Глава 3
- •Глава 4
- •Глава 5
- •Глава 6 являются ли основные понятия философии
- •Часть 2
- •Глава 2
- •Глава 3
- •Глава 4
- •Глава 5
- •§ 1. Зависимость высшего от низшего
- •§ 2. Относительная самостоятельность высшего
- •§ 3. Подчинение низшего высшему
- •Глава 6
- •Глава 7
- •Глава 8
- •Часть III
- •Раздел I. Общая философская концепция человека
- •Глава 1
- •Глава 2 природа труда
- •Глава 3
- •§ 1. Природа человеческой биологии
- •§ 2. Соотношение биологического и социального
- •§ 3. Биология и социальный прогресс
- •Глава 1 познаваемость мира
- •Глава 2
- •Глава 3
- •Глава 4
- •§ 1. Сущность отражения (познания)
- •§ 2. Идеальное
- •§ 3. Объективное и субъективное
- •§ 4. Активность сознания
- •§ 5. Прибор и объект
- •§ 6. Истина
- •Глава 5 практика
§ 4. Активность сознания
Тезис о творческом, активном характере сознания является одним из важнейших элементов марксистско-ленинской философии. Проблема активности сознания была решена Марксом, Энгельсом и Лениным в ее наиболее общих и принципиальных чертах и нуждается в дальнейшей разработке, которая должна затрагивать как частные проявления, так и общую природу познавательной активности. Диалектический материализм не останавливается на простой констатации активности сознания и подвергает эту активность специальному философскому исследованию.
Активность — понятая в наиболее общем философском плане — есть не что иное, как движение. Материя обладает атрибутом движения, активность есть иное наименование движения. Поэтому решительно неправы те авторы, которые полагают, что активность есть атрибут материи, отличный от движения или даже обусловливающий движение.
Термин активность обозначает совершенно то же содержание, что и термин движение. Однако в силу чисто формальных языковых особенностей, термин «активность» оказывается в некоторых случаях более удобным, так как, например, от слова «движение» нельзя образовать формы, обозначающие степень движения, в то время как слово «активность» это позволяет (большая или меньшая активность, активнее и т. д.). В этой связи термин «активность» может употребляться для обозначения степени движения, т. е. выражать понятие, отражающее указанную количественную сторону движения.
Активность сознания (познания) имеет две формы (аспекта), которые условно могут быть названы «внешней» и «внутренней» (по аналогии с различением «внешнего» и «внутреннего» мира человека). «Внешняя» активность сознания есть роль сознания в изменении человеком окружающего его внешнего мира. Сознание служит необходимым руководством практической деятельности и в этом плане активность практической деятельности обусловлена активностью познавательного процесса. «Внутренняя» активность сознания есть самодвиже-
376
ние познания, процесс отображения объективной реальности человеческим сознанием. Внутренняя и внешняя активности сознания диалектически взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга.
Обобщенным выражением внутренней активности сознания является его способность к потенциально бесконечному отображению окружающего нас мира. Эта активность зафиксирована в положении диалектического материализма о безграничной познаваемости мира для человека. Материальный мир бесконечно многообразен, но человеческое познание способно к безграничному проникновению в окружающий нас мир, не содер-Яжащий в себе никаких абсолютных границ познавательного процесса. Сознание обладает, следовательно, бесконечным потенциалом творческой активности, который может быть реализован только в процессе бесконечного развития человечества.
В этом плане активность познания, которая не несет в себе никакого абсолютного предела и ограничена только достигнутым в каждый данный момент уровнем развития общества, превосходит активность любых материальных процессов, совершающихся вне человеческого общества как высшей ступени развития материи. Любые физические, химические и биологические Процессы ограничиваются какими-то пределами, связанными с качественной определенностью этих процессов, в то время как сознание способно бесконечно переходить от позна- ния одних качеств к другим и не содержит в себе ника-Длсого ограничения этого процесса.
Одной из важнейших особенностей внутренней активности познания является то, что реальности, будучи отраженными в сознании и получившие в нем свое идеальное, мыслительное существование, получают такую самостоятельность, которой они не обладали вне сознания. Благодаря этому становится возможным мыслительный анализ и синтез, обобщение и абстрагирование, т. е. мыслительное сопоставление реальностей, которое и представляет собой процесс мышления.} Мыслительный анализ и синтез возникают на основе" реальных различий и связей предметов, явлений, сторон и т. д., но познание как специфический процесс было бы невозможным, если бы отображаемые в сознании реальности не получали в нем такого самостоятельного существования, которым они не обладают в материальном мире. Предметы
377
или их стороны (сущность и явление, форма и содержа
ние, общее и единичное и т. д.), существующие в дей
ствительности одновременно, могут мыслиться по отдель
ности; реально необратимый процесс может мысленно
рассматриваться в обратном (от следствия к причине)
порядке; мысленно могут сопоставляться вещи, для
реального взаимодействия которых необходимы тысячи
световых лет и т. д. Физические, химические, биологиче
ские законы в этом смысле кажутся не властными над процессом мысленного сопоставления вещей.
Логично заключить, далее, что в некоторых отношениях активность познавательного процесса превосходит активность природных материальных процессов. Физические энергетические процессы способны привести к распаду атомного ядра, однако ни один физический процесс не способен расщепить реальный предмет на форму и содержание, явление и сущность, общее и единичное, качество и количество и т. д., в то время как мысль это делает. Мысль обладает активностью, которая в известном смысле превосходит активность термоядерного процесса.
В силу идеальности мысли, ее активность вместе с тем оказывается стоящей безусловно ниже активности природных процессов, ибо мысль сама по себе неспособна вызвать ни малейших изменений в окружающем нас ми-pe. Активность познавательного процесса имеет, следовательно, иную природу, чем активность физическая, химическая и биологическая.
В общем и целом внутренняя активность познаватель
ного процесса направлена на адекватное отображение
объективной реальности. Поэтому степень адекватности
познания, глубина проникновения мысли в окружающий
нас мир является основным показателем внутренней ак
тивности познавательного процесса. Внутренняя актив- Л
ность сознания заключается прежде всего в его способ
ности адекватного отражения бесконечного многообра
зия объективной реальности.
Высшим проявлением внутренней активности созна
ния является способность предвидения, т. е. мысленного v>
конструирования еще не существующих объективно пред
метов, ситуаций, состояний, которые нередко (а для об
щественного производства это типично) вообще не могут
появиться без предварительного мысленного их создания.
Нетрудно заметить, что способность предвидения, объек-
378
тивной основой которой выступают реальные тенденции общественного бытия, возможна только при условии субъективной свободы оперирования понятиями, упомянутой выше субъективной независимости идеальных копий предметов, которая в конечном счете — при наличии соответствующих социальных объективных условий и субъективных стремлений — приводит к правильному отображению объективного хода вещей, объективных закономерностей.
Непонимание природы духовной активности, абсолютизация факта известного «превосходства» мыслительной активности над природной, известного произвола мысли явилась одним из источников идеализма. Вместе с тем материализм прошлого, как известно, не смог правильно понять природы активности субъекта, вследствие чего проблема активности была в значительной мере «отдана на откуп» идеализму.
Поскольку сознание производно от материи, следует признать, что активность сознания производна от материи. Сознание идеально и поэтому его активность не может быть отождествлена с активностью материальных процессов. Однако идеальное не имеет самостоятельного существования, порождается материей на определенном этапе ее развития, и, следовательно, его активность принадлежит материи, есть активность высокоорганизованной материи. Иными словами, связь активности познавательного процесса с материей есть сторона общей связи сознания с материей; поскольку сознание есть свойство высокоорганизованной материи — человека, активность сознания есть свойство высокоорганизованной материи, есть идеальная активность человека как высшей ступени развития материи. Необходимо отметить при этом, что познание и его активность не являются тождественными понятиями, познание не может быть отождествлено с движением, свойственным познанию, сознание не может рассматриваться как форма движения материй.
Поскольку сознание возникает в процессе развития материи, активность познавательного процесса должна быть выведена из этого процесса. Активность познания возникла и поэтому должна быть продуктом процесса. Однако именно здесь мы встречаемся, по-видимому, с ключевой проблемой активности — какой процесс развития может привести к появлению универсальной ак-
379
тивности познания? Очевидно, универсальная способ
ность познания, признание которой является одной из
основ марксистско-ленинской теории отражения, может
возникнуть лишь в результате процесса движения к уни
версальному, т. е. процесса универсализации. ~
Ставя проблему выведения активности познания из
процесса развития материи, необходимо прежде всего
подчеркнуть, что это выведение должно иметь
содержательный характер, т. е. содержание актив
ности познания должно быть получено как результат
развития содержания материи в процессе ее движения
от низших ступеней к высшим. Это значит, что универ
сальность познавательной активности, т. е. способность
познания отражать бесконечное качественное многообра
зие мира, должна быть выведена из развития самого
этого качественного многообразия. В противном случае,
т. е. если мы не сможем понять, как формируется универ
сальность познавательной активности из особенностей
предшествующего материального развития, познание
окажется наделенным неизвестно откуда возникающей
активностью, не имеющей никакого материального про
исхождения.
Однако познавательная активность не является единственной формой обобщенного выражения активности бесконечного многообразия форм материи. Хотя активность сознания в известном отношении превосходит активность любых материальных процессов в природе, сознание само по себе не может произвести ни малейшего изменения внешней среды. Познавательная активность, следовательно, обладает ущербностью, обусловленной идеальностью сознания. Как таковая, эта активность не имела бы права на существование и становилась бы в конечном счете фиктивной, если бы не'дополнялась связанной с нею материально-практической активностью. Материальная общественно-практическая деятельность обладает активностью того же уровня развития материи, что и активность познания. Познавательная активность возникает и существует на основе материально-практической активности.
Две основные формы человеческой активности ■— познавательная и материально-практическая находятся в глубоком диалектическом единстве, определяющую роль в котором играет практическая активность.
380
