
- •Введение
- •Об изучении российской диаспоры в странах Востока в Институте востоковедения ран
- •Исторические волны массовых миграций из России и особенности их изучения в странах Востока
- •«Русская рота» в Пекине: история албазинской диаспоры в Китае (хvii-хх вв.)
- •Русские эмигранты в Синьцзяне и интересы великих держав в первой половине хх в.
- •О поддержке российскими подданными в Синьцзяне белогвардейских войск адмирала а.В. Колчака в 1919-1920 гг.
- •Факторы развития и упадка русской эмиграции в Маньчжурии (к. XIX – сер. Хх в.) Бакулина а.А.
- •Заложники чести: русские офицеры Белых армий в Маньчжоу-го
- •Здравоохранение в русском Харбине (первая половина хх в.)
- •«Путевку многим в жизнь он дал» (о фотодокументальной выставке к 90-летию Харбинского политехнического института в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына)
- •Этнический состав эмигрантов из России в Шанхае в первой половине хх в.
- •Русские старообрядцы: через Маньчжурию в Австралию
- •Отец Михаил Протопопов – один из лидеров православия в Австралии (тезисы)
- •Эволюция восприятия России и русских белыми жителями Австралии во второй половине хiх – начале хх вв. (тезисы)
- •Нтс в Австралии в 1950-е годы (по материалам Отдела специальных коллекций Библиотеки Джорджтаунского университета, сша)
- •Культурная жизнь русской диаспоры в Австралии и ее роль в сохранении этнической идентичности
- •Благотворительная помощь русских австралийцев России (хх в.)
- •История русскоязычного радиовещания в Австралии
- •Русские религиозные беженцы – старообрядцы в Новой Зеландии (хх в.)
- •Из истории российской эмиграции в Новую Зеландию в 1990-е гг.
- •Русский дух в Океании
- •Русский след в Вануату: содействие н.Н. Мишутушкина в развитии российско-вануатянских связей во второй половине хх в.
- •Образ Советской и современной России в произведениях индонезийских и малазийских писателей (тезисы)
- •Русская община на Цейлоне в 1898-1914 гг.
- •Интернет-сообщество как фактор формирования русскоговорящих общин в Юго-Восточной Азии в 2000-е гг.
- •Особенности российской эмиграции в Японию (хх в.)
- •Основные этапы складывания российской диаспоры в Японии в XX – начале XXI вв.
- •Краткий очерк деятельности Всеяпонской ассоциации по изучению восточной ветви русского зарубежья
- •Русский вопрос в Монголии в 1966-2000-е гг.
- •Русские в Казахстане: история и современность (тезисы)
- •Исторические волны российской эмиграции в Египте
- •Русская Православная Церковь в Египте в XX в.
- •История российской диаспоры в Ливане
- •Проблема сохранения и институционализации русского языка на примере русской диаспоры в Марокко
- •О Россотрудничестве
- •О деятельности Фонда «Русский мир» по распространению русского языка, русской культуры и поддержанию связей с зарубежными соотечественниками
Благотворительная помощь русских австралийцев России (хх в.)
Прудкогляд С.А.
Русское зарубежье в Австралии не только сохранило традиции благотворительности дореволюционной России среди эмигрантов, но и сформировало новое направление своей филантропической деятельности – помощь исторической родине.
Первой благотворительной русской организацией, созданной политэмигрантами в Брисбене для содействия оставшимся на родине соотечественникам, стало Австралийское общество помощи политическим каторжанам и ссыльнопоселенцам в России (1912-1917). Помощь выражалась по-разному, но, в основном, в форме денег или вещей. Членские взносы, пожертвования, а также средства от проведения всевозможных мероприятий (концертов, лекций, спектаклей и др.) служили основным источником благотворительности. В это же время подобные общества были созданы в Сиднее и Мельбурне [5, с. 37-40].
В годы Второй мировой войны представители русской диаспоры в Австралии создали Русский комитет помощи родине. Даже ненависть к советской власти не смогла перевесить чувства патриотизма у белоэмигрантов, которые тогда составляли большую часть русской диаспоры [4, с. 9]. Активно велась работа по сбору денег, медикаментов, одежды. Нашло поддержку у русских эмигрантов и развернувшееся в Австралии движение «Овчины для России!», а занятые выделкой овечьих шкур рабочие были освобождены правительством от военной службы [6, с. 157, 175-176].
Во время не менее тяжких испытаний, выпавших на долю России в 1990-е гг., когда положение россиян резко ухудшилось в связи с происходившими в стране политическими и экономическими событиями, вызвало в среде русских австралийцев страстное желание помочь своим соотечественникам.
Прежде всего, австралийцы с глубоким сочувствием откликнулись на трагические события, произошедшие в Чернобыле. В октябре 1990 г. был создан Национальный фонд помощи жертвам чернобыльской катастрофы Русского дома в Мельбурне, имеющий свои отделения в крупнейших городах Австралии (Сиднее, Нью-Касле, Брисбене, Аделаиде). Основными функциями фонда были благотворительные передачи продуктов питания, одежды, медицинского оборудования, игрушек, а также прием на отдых пострадавших в результате чернобыльской катастрофы детей. В 1992 г. в Россию был доставлен благотворительный груз на сумму 3 млн. долл. Кроме того, фонд проспонсировал стажировки в Австралию для медработников, специализировавшихся в области пересадки тканей костного мозга, длительностью не менее 8 месяцев. По словам вице-президента фонда Н.Н. Григоровича, делалось «все это… исключительно бескорыстно, от всей души» [2, № 7].
В 1991 г. в Сиднее начал действовать благотворительный комитет «Помощь Австралии Чернобылю», ставивший своей задачей помогать детям и семьям, пострадавшим от радиоактивного облучения. Но на самом деле помощь оказывалась не только жертвам чернобыльской катастрофы. К 1998 г. комитет отправил 2 контейнера в Санкт-Петербург, 2 – в Белоруссию, 2 – в Челябинск, 1 – жертвам землетрясения в Нефтегорске. Вызов больных детей в Австралию на оздоровление за счет средств комитета также стало одним их важных мероприятий [1, 1998, № 16, с. 17-21].
В 1991 г. появилась Русско-Австралийская благотворительная организация, которую возглавила К.Н. Муценко-Якунина. По словам Ю.Г. Гурьева, русского австралийца, сопровождавшего груз с гуманитарной помощью для детей-сирот, инвалидов и престарелых в Россию в 1992 г., стимулом к осуществлению такой благородной миссии именно в России послужил приезд в Австралию известного русского путешественника Федора Конюхова, который рассказал о непростой жизни россиян. В короткие сроки были собраны медикаменты, продукты, одежда и отправлены контейнером на теплоходе «Пионер Приморья» для передачи их в детские дома, дома престарелых и больницы Владивостока и Находки [2, № 6]. В 1993 г. К.Н. Муценко-Якунина организовала во Владивостоке благотворительный бал «Сидней–Владивосток», который принес огромную выручку и, по словам самой Клавдии Николаевны, «показал, что усердной и жертвенной работой более благополучная часть горожан может оказывать огромную помощь больным, старым, сиротам…». В 1994 г. организация расширила сферу своей деятельности, в частности стала принимать учеников из России на год обучения в австралийских школах [1, 2000, № 22, с. 23-25].
Помощь русских австралийцев больницам Приморского края продолжается и в настоящее время. К.Н. Муценко-Якунина стала инициатором проекта по финансированию ремонта и оснащения Краевой детской психиатрической больницы во Владивостоке. На ее призыв откликнулись читатели газеты «Единение» (Сидней) – частные лица и организации, и в 2009 г. ремонт здания больницы и оснащение его мебелью, сантехникой и всем необходимым были завершены. Средства (17 413 долл.) были собраны организациями: «Русские матери» (Канберра), «Православное дело – Сидней», Общественный центр Аделаиды, Петропавловский собор. По словам главного врача больницы И.В. Гребенщиковой, «помощь русских австралийцев помогла хоть в какой-то степени облегчить нелегкую жизнь больных детей» [3, 2010, 19 февраля].
Широкую поддержку среди русских жителей Австралии получил проект «Надежда», инициированный в Брисбене в 1993 г., когда семья русских австралийцев оказала помощь девочке из России в лечении мышечной дистрофии. После этого случая возникла идея организовать приезд русских врачей в Австралию, чтобы ознакомить их с методами лечения подобных заболеваний: конечно же, усилий одной семьи оказалось недостаточно, и поэтому был создан проект «Надежда» [3, 1998, 8 января]. Регулярный обмен знаниями в области лечения детей с нервно-мышечными заболеваниями между русскими и австралийскими врачами осуществляется путем сбора средств участниками проекта. В задачи проекта также входит отправка медицинского оборудования для проведения операций и реабилитации детей в послеоперационный период [1, 2001, № 28, с. 51-52].
Активно оказывается благотворительная помощь больным детям российской государственной областной детской клинической больницы г. Омска. Начало было положено еще в 1997 г. после того, как в Австралии в программе «Время» в октябре 1996 г. прошел сюжет об «уходящем ребенке», который умирал из-за элементарной нехватки медикаментов [3, 1998, 10 апреля].
Нередко в ходе осуществления благотворительных программ организаторы сталкиваются с разного рода бюрократическими препонами и несовершенством российского законодательства в этой сфере. Так, например, при пересылке первой же партии лекарств в Омск в 1997 г. австралийским добровольцам пришлось преодолеть целый ряд трудностей из-за отсутствия договора между Россией и Австралией на поставку медикаментов, а также с сертификацией лекарств и другими бюрократическими реалиями. По признанию Н.Н. Шрейдер, «бывали моменты, когда руки опускались. Но мысль, что ты можешь помочь хотя бы одному ребенку,… заставляла отстаивать интересы детей» [3, 1998, 10 апреля].
Следует отметить хоть и менее масштабные, но не менее значимые благотворительные мероприятия: в частности, в 2000 г. во время Олимпиады в Сиднее был устроен Благотворительный бал, чистый доход от которого (800 долл.) был пожертвован русским и австралийским паралимпийцам [1, 2001, № 26, с. 6-8, 52].
В специальных австралийских СМИ, вещающих для русской диаспоры, часто встречается информация о благотворительных мероприятиях, устраиваемых в поддержку православных приходов и храмов в России (например, Русско-греческие вечера в поддержку прихода Св. Троицы Московского Патриархата, особенностью которых является соединение духовных и культурных традиций двух православных народов [1, 2002, № 31, с. 5; 2003, № 35, с. 45]). В 1989 г. в Австралии был организован Комитет по сбору средств на восстановление храма Христа Спасителя в Москве. Эти средства пошли на приобретение утвари для храма. Деятельность комитета была отмечена благодарственной грамотой, подписанной Патриархом Московским и всея Руси Алексием II [3, 1997, 25 апреля].
Организация благотворительных концертов – одна из наиболее популярных форм сбора средств на благотворительные нужды. Регулярно проходят концерты, устраиваемые организацией «Австралийская помощь жертвам Чернобыля» [1, 2003, № 35, с. 47]. Хорошо известный в Австралии женский ансамбль «Русская песня» из Сиднея большую часть сборов от концертов всегда отдавал на благотворительные цели [1, 2002, № 33, с. 51]. Русская организация «Православное дело – Сидней», помогающая больным детям и сиротам в России [1, 2005, № 44, с. 49], Благотворительный фонд Святителя Николая (конкретно – для оказания помощи больным детям из Омска) [1, 2006, № 46, с. 16] также регулярно проводят благотворительные концерты.
В заключение можно сделать вывод, что русские австралийцы не остаются равнодушными к тому, что происходит в России, и считают своим долгом помогать своим соотечественникам. Наиболее развита общественная форма благотворительности, хотя нередко встречается и частная. Живя вдалеке от России, русские австралийцы, тем не менее, сохраняют свою русскость, проявляя сострадание к своим соотечественникам в лучших православных традициях.
Примечания
1. Австралиада. Русская летопись. Сидней, 1997–2006
2. Голос Родины. М., 1992
3. Единение. Сидней, 1997-1998, 2010
4. Каневская Г.И. «Мы еще мечтаем о России...»: История русской диаспоры в Австралии (конец XIX в. – вторая половина 80-х гг. XX в.). Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2010
5. Савченко А.И. Пресса русских эмигрантов об Австралийском обществе помощи политзаключенным в России // Россия и страны Южных морей: историко-культурные связи : тезисы докладов XXI научной конференции по изучению Австралии и Океании. М. : ИВРАН, 1995
6. Стрит Дж. В поисках правды. М.: Прогресс, 1967