Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
С. Пономарёв 2013.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
142.69 Кб
Скачать

Заключение

В результате проведённого исследования представляется возможным сделать следующие общие выводы:

1. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, исходя из базовых положений российской публично-правовой доктрины, действующего законодательства и сложившейся юридической практики, являются одной из важнейших составляющих административно-правового принуждения.

2. В ходе производства по делу об административном правонарушении применяются определённые главой 27 КоАП РФ меры обеспечения данного производства. Это предусмотренные законом средства принудительного характера, основанием для применения которых является совершение административного правонарушения, а само их применение обусловлено необходимостью пресечения административного правонарушения и обеспечения условий для нормального хода административно-юрисдикционного производства.

Все меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях имеют соответствующее процессуальное оформление в виде протоколов или определений (процессуальных актов - промежуточных решений по делу).

3. Положение дел, при котором вопросы ведения процесса по делам об административных правонарушениях (в особенности, основания и порядок применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях) регулируются исключительно федеральным законодательством, представляется оправданным.

4. Концепция В.А. Тюрина, отмечающего, что «…многочисленность нормативных актов, регулирующих применение мер административного пресечения, дублирование в них норм об одних и тех же принудительных мерах «размывает» институт защиты, не способствует эффективному использованию его потенциала в охране общественных отношений…» и что «…. это дает основание инициировать разработку и принятие федерального закона «О мерах административного пресечения»», как представляется, верна и рациональна лишь отчасти. Исследуемые нами меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, по своей сути, представляют собой ни что иное, как меры административного пресечения, но реализуемые в рамках конкретного производства по делу об административном правонарушении.

По этой причине законодатель и так в значительной мере осуществил то, на чём настаивает В.А. Тюрин, систематизировав рассматриваемые нами правила в рамках главы 27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

5. Ст. 27.1 КоАП РФ гласит, что в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

1) доставление;

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

6) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

7) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

8) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

9) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

10) привод;

11) временный запрет деятельности;

12) залог за арестованное судно;

13) помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

Исходя из специфического предназначения этих мер и сложившейся юридической практики, абсолютное их большинство применяется на стадии возбуждения дела об административном правонарушении.

6. Существующие меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях неоднозначно определяются КоАП РФ и подзаконными актами. В частности, часть из этих мер «жёстко привязаны» законодателем к некоторым стадиям указанного административно-юрисдикционного производства (например, привод возможен исключительно на стадии рассмотрения дела, хотя очевидна его необходимость на любой стадии процесса, в особенности, на стадии возбуждения дела при проведении административного расследования).

7. Момент возбуждения дела об административном правонарушении, как правило, зависит от характера административного правонарушения и условий его совершения и определяется ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ. В частности, положения п. 1 ч. 4 данной статьи определяют, что «дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения».

Однако, в соответствии со ст. 28.1.1 КоАП РФ такой протокол составляется лишь в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.24 или частью 2 ст. 12.30 КоАП РФ. Думается, что осмотр места совершения административного правонарушения необходим не только по делам о двух указанных противоправных деяниях в области безопасности дорожного движения. Например, указанное действие было бы весьма актуально в ходе закрепления доказательств по делам об административных правонарушениях имущественного характера, в сфере экологии и т.д.

Надо сказать, что КоАП РФ содержит некоторый дополнительный правовой инструментарий для осмотра объектов, сбора и процессуального закрепления вещественных доказательств. Но он (речь идёт о правилах, изложенных в ст. 27.8 КоАП РФ «Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов») также не является универсальным процессуальным средством, так как речь идёт исключительно об используемых для предпринимательской деятельности объектах (помещениях и территориях).

Думается, что законодателю следовало бы вместо таких неоправданно ограничивающих процессуальные возможности субъектов доказывания мер, установленных в настоящее время, как осмотр места совершения административного правонарушения (ст. 28.1.1 КоАП РФ) и осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП РФ) регламентировать возможность осуществления по любой категории дел об административных правонарушениях осмотра места происшествия (по аналогии с уголовным процессом). Тем более, что правила осуществления этого процессуального действия практически без существенных изменений и дополнений возможно позаимствовать из указанных выше статей КоАП РФ.

Как процессуальное действие, непосредственно предназначенное для закрепления доказательств и принятия на основе их оценки последующих процессуальных решений, осмотр места происшествия вполне мог бы пополнить арсенал средств, закреплённых в главе 27 КоАП РФ.