Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ДОКУМЕНТЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ 1940-1941.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
9.82 Mб
Скачать

825. Беседа посла ссср в королевстве иран м.Е. Филимонова с премьер-министром ирана а. Мансуром

Разослано: т. Молотову, т. Лозовскому, Генсекретариат

10 мая 1941 г. Секретно

Сегодня посетил Мансура в здании совета министров.

На беседе присутствовали генеральный секретарь МИД Сейях и 2-й секретарь полпредства т.Антипов.

Со ссылкой на поручение НКИД мы информировали Мансура о том.что в конце прошлого года в Анкаре через нашего посла правительство Ирака внесло предложение СССР об установлении дипломатических отношений с Ираком. Тогда Ирак вносил пожелание, чтобы Советский Союз при установлении дипломатических отношений между СССР и Ираком опубликовал декларацию о признании независимости арабских стран, и в частности Ирака*.

В то время Советский Союз в принципе согласился на установление дипломатических отношений с Ираком. Однако Советский Союз, не считая необходимым опубликовывать декларацию, отклонил это предложение Ирака, и переговоры не дали положительных результатов.

В начале мая этого года Ирак вновь поднял вопрос об установлении дипломатических отношений с Советским Союзом, но, однако, уже не выдвигал вопроса о декларации, и поэтому советское правительство приняло предложение Ирака.

Информируя Мансура о том, что переговоры скоро будут окончены и будет подписано соглашение об установлении дипломатических отношений Советского Союза с Ираком**, мы поинтересовались мнением иранской стороны по существу изложенного нами в информации.

Мансур ответил, что Иран с удовлетворением относится к факту установления дипломатических отношений между СССР и Ираком.

Мансур говорит, что Иран удовлетворен тем, что дружественные Ирану страны, Советский Союз и Ирак, ведут переговоры об установлении дипломатических отношений.

Далее Мансур сказал, что сам факт установления дипломатических отношений между СССР и Ираком уже является актом признания советским правительством независимости Ирака.

Касаясь вскользь пожеланш" Ирака об опубликовании декларации, Мансур сказал, что это дело правительств СССР и Ирака.

Вслед за этим Мансур спросил нас, относятся ли переговоры об установлении дипломатических отношений между Ираком и СССР к настоящему времени положения Ирака.

Мы ответили, что переговоры об установлении дипломатических отношений между СССР и Ираком начались еще в прошлом году и что переговоры, имеющие место сейчас, являются продолжением переговоров прошлого года, и что эти переговоры имеют отношение как к прошлому периоду, так и к настоящему.

* См. док. 468, 471. ** См. док. 829.

670

В свою очередь, мы спросили Мансура, можем ли мы сообщить в НКИД, что иранское правительство с удовлетворением относится к факту установления дипломатических отношений между СССР и Ираком. Спрошено бьшо потому, чтобы не оставалось каких-либо неясностей по этому вопросу.

Мансур ответил положительно.

Затем Мансур информировал нас, что иранское правительство дает агреман на т.Смирнова и не имеет никаких возражений против въезда его в Иран в качестве полномочного представителя СССР*.

Поскольку полпредство раньше, чем Саед, информировало иранское правительство о назначении полномочным представителем т.Смирнова в Иран, то иранское правительство, говорит Мансур, в первую очередь передает нам свое решение относительно агремана на т.Смирнова и после этого такое же решение передаст через Саеда в НКИД.

Сообщение Мансура мы приняли к сведению.

Затем Мансур сказал, что только 10 мая утром иранское правительство получило информацию от Саеда, что т.Смирнов назначается полномочным представителем СССР в Иране.

После этого т. Антипов поинтересовался мнением иранской стороны относительно сделанного опровержения ТАСС по вопросу вымышленного сообщения агентства Домей Цусин из Нью-Йорка**.

Мансур и Сейях ответили, что они удовлетворены этим опровержением и что это опровержение опубликовано вовремя.

Мы спросили, можно ли ответ Мансура и Сейяха понять так, что это опубликованное опровержение ТАСС удовлетворяет иранцев по их вопросу, несколько ранее поставленному в МИД Сейяхом перед нами, о том, чтобы советская сторона опровергла слухи, направленные на ухудшение отношений между Ираном и СССР.

Мансур и Сейях вновь повторили, что это опровержение ТАСС иранцев удовлетворяет и что оно является ответом на просьбу МИД, поставленную Сейяхом перед полпредством.

Мансур говорит, что это опровержение ТАСС является своевременным и правильным, так как сейчас очень тревожный международный момент и опровержение ТАСС поможет рассеять слухи, направленные не на улучшение отношений между Ираном и СССР.

В заключение т. Антипов поинтересовался, чем можно объяснить, что иранские газеты, иногда помещая сообщения из внутренней жизни СССР, как правило, ссылаются на разные агентства, вроде Рейтер, Гавас и другие.

Сейях сказал,что редакции иранских газет все сообщения ТАСС помещают без каких-либо ссылок на какие-нибудь другие агентства, кроме ТАСС.

Что касается других сообщений о СССР, то иранские газеты пользуются информацией, получаемой ими из различных агентств.

Мы заметили Сейяху и Мансуру, что бьшо бы крайне необходимо, чтобы не задерживалось подписание соглашения между ПАРС и ТАСС, и тогда значительно облегчился бы вопрос об обмене информациями.

С подписанием этого соглашения ПАРС и ТАСС будут взаимно друг друга снабжать информациями.

* Смирнов A.A. — атташе, советник полпредства СССР в Германии в 1937-1941 гг., в 1941-1943 гг. — посол в Иране. ** См. док. 822.

671

Относясь к этому положительно, Мансур обещал поинтересоваться причинами задержки подписания упомянутого соглашения.

Полпред в Иране Филимонов АВП РФ, ф. 094, on. 26, п. 331, д. 5, л. 40-43.