Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Rimskoe_pravo.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
901.63 Кб
Скачать

Сила завещания

Завещатель имел право во всякое время отменить завещание и вместо одного составить другое. Римские юристы по этому поводу говорили, что воля завещателя изменчива до смерти его.

Отмена завещания бывает, естественно, тогда, когда завещатель составлял новое завещание с соблюдением тех же правил, по которым было сделано прежнее завещание. Неформальное или неоконченное новое завещание не отменяло старого. Но раз отмененное завещание старого не восстанавливало, хотя бы новое впоследствии почему-либо стало недействительным. Завещание считалось отмененным, если завещатель уничтожал доску, на которой было написано завещание, вымарывал письмо или вскрывал печати. Отмена допускалась по заявлению завещателя перед тремя свидетелями или в судебном протоколе, если со времени составления прежнего прошло не менее десяти лет.

Вскрытие завещания впервые было установлено законом Августа о налоге с наследства. Оно происходило в течение пяти дней после смерти завещателя перед магистратом, которому подавали просьбу лица, заинтересованные во вскрытии. Если завещание находилось в чьих-либо посторонних руках, магистрат содействовал получению его. С этой целью претор снабжал просителя иском о выдаче акта завещания. Потом приглашались свидетели, подписавшие завещание, и в их присутствии происходило чтение акта завещания и кодицилл.

Недействительность завещания могла быть первоначальной (с момента составления его) или последующей. Сначала завещание недействительно, если завещатель не обладал завещательной активностью, или не было назначения наследника, или не была соблюдена законная форма завещания.

Впоследствии оно становится недействительным при различных обстоятельствах, а именно: 1) завещание становилось ничтожным, если завещатель подвергался умалению правоспособности. (Но с восстановлением его правоспособности сила завещания возвращалась); 2) завещание, оспоренное по жалобе заинтересованных родственников как составленное под влиянием угрозы, обмана или существенного заблуждения; 3) завещание, неосуществленное по вине наследника (например, если он терял правоспособность, умирал до принятия наследства, отказывался от него или делался недостойным наследования); 4) если завещание отменялось путем составления другого завещания.

Судебные споры о признании завещания действительным или недействительным велись обыкновенно между наследниками по завещанию и наследниками по закону.

Наследование по закону

Когда умирал человек, не составивший завещания, тогда совершалось наследование по закону. Предполагалось, что наследодатель, имевший возможность назначить наследника по завещанию, согласен иметь преемником своих юридических отношений лицо, призываемое к наследованию по закону.

Закон призывал к наследованию родственников наследодателя, располагая их в определенные классы по степени близости и другим признакам. Признаки распределения по классам, число и соотношение их несколько раз до Юстиниана изменялись.

Наследование по закону до Юстиниана

До Юстиниана право знало три системы наследования по закону, сложившиеся постепенно: 1) цивильную систему; 2) преторскую систему; 3) систему, переходную к юстиниановой реформе.

1) Цивильное наследование, закрепленное в «Законах ХII таблиц», имело дело с одними агнатами, т. е. родственниками по мужской линии. В нем было три класса: а) суи доместици хередес — невыделенные из семьи нисходящие, состоявшие в момент смерти наследодателя под его властью. К ним принадлежали сыновья и дочери, его внуки и правнуки (по мужской линии); среди них находилась и жена наследодателя (занимавшая при его жизни, в патриархальном браке, место дочери); сюда же относились усыновленные (аррогированные и адаптированные). Выделение из семьи (эманципацио) лишало права наследования. К суи хередес относились и нисходящие постуми, т. е. рожденные после смерти наследодателя; б) проксими агнати — ближайшие агнаты: боковые родственники по мужской линии ввиду того, что им предшествовали по первому классу нисходящие агнаты. Из женщин наследовали только полнородные и единородные сестры наследодателя; в) гентилес — родичи, т. е. носящие одно родовое имя, свидетельствующее о происхождении от общего отдаленного предка. Они принимали наследство сообща, если не имелось агната, который мог бы точно указать степень близости к наследодателю.

Цивильное наследование имело два недостатка: а) не было преемства классов и степеней, так что при отказе ближайшего наследника дальнейшие не призывались; б) не наследовали когнаты (потомство матери в ее имуществе, мать в имуществе детей и т. д.).

2) Преторское наследование призвано было исправить эти недостатки. Претор специальным эдиктом призывал к наследованию дальнейшего родственника при устранении ближайшего. Что же касается когнатов, то некоторые из них получили право наследования во вторую очередь при отсутствии агнатов. Преторских наследников было четыре вида: а) либери — дети, подвластные и выделенные (за исключением усыновленных в чужой семье); б) легитими — все наследники по «Закону ХII таблиц», суи агнати, гентилес; в) когнати — кровные родственники до шестой степени (из седьмой степени — только дети троюродных братьев и сестер); г) вир эт уксор — пережившие муж или жена. Они наследовали в случае отсутствия агнатов или когнатов до указанных степеней.

3) В переходную эпоху систему наследования по закону к чисто когнатическому началу представляли два постановления сената. В них отдавалось предпочтение когнатам перед агнатами. По эдикту Тертуллиана (II век) мать получила право наследования в имуществе детей после нисходящих отца, братьев и сестер агнатов (значит, ранее других агнатов). По другому эдикту II в. законные и незаконные дети могли наследовать мать ранее всех ее агнатов.