Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Rimskoe_pravo.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
901.63 Кб
Скачать

Просрочка исполнения

Мора — просрочка — есть промедление в исполнении обязательства по вине договаривающихся сторон, могущее привести к невыгодным последствиям для них. Например, просрочка должника обязывает его платить лишние проценты, непринятие вещи кредитором от должника освобождает последнего от ответственности за легкую небрежность. Но промедление исполнить обязательство только тогда вызывает такие последствия, когда оно совершается по вине контрагента. Необходимо было наличие виновности, т. е. причинной связи между поведением должника и затягиванием исполнения. Если же постороннее обстоятельство (например, пребывание в плену) мешает исполнению, то промедление не имело юридического значения.

Промедление могло произойти по вине должника или кредитора, поэтому римское право различало просрочку должника и просрочку кредитора.

Просрочка должника возникала при следующих обстоятельствах: наступлении момента требования; напоминании кредитора; виновности в неисполнении.

1) Необходимо было дождаться наступления момента, с которого требование кредитора подлежит исполнению. Если же должник мог откладывать исполнение, то просрочка не наступала. 2) Обязательно было напоминание кредитора должнику об уплате. Оно могло быть в любой форме: устной, письменной. Но обязательно — в надлежащем месте, т. е. в котором кредитор мог требовать уплаты. Напоминание могло совершаться самим верителем или его представителем лично должнику или его представителю. Если же напоминание было сделано до наступления срока, то это не приводило к просрочке. Однако в трех случаях напоминание было необязательно: а) если нельзя сделать напоминание за неизвестностью пребывания должника (скрылся); б) если должник отвечает по обязательству из правонарушения (вор считался всегда находившимся в просрочке); в) если в договоре обозначен срок исполнения обязательства. (Это выражалось поговоркой: «Определенно установленный день напоминает вместо человека»). 3) Виновность в неисполнении понималась в смысле неизвиняемости просрочки. Если должник доказывал, что он по законному основанию (разлив реки, пленение) не мог вовремя исполнить обязательство, то просрочка ему в вину не ставилась.

Последствия просрочки заключались в том, что должник обязан возместить весь вред, который терпит кредитор от просрочки. Невыгодные для должника последствия усиливали его ответственность не только за кулпа (обман), но и за казус (если вещь испортится или случайно «погибнет»). Ответственность усиливалась потому, что если бы кредитор вовремя получил следуемое по обязательству, он не допустил бы утраты имущества.

Должник обязан был вознаградить кредитора за все приращения и плоды, которые кредитор мог бы получить от вещи. Сверх того он платил еще особые проценты (5 %) за промедление времени просрочки. Во время просрочки должник отвечал также за высшую стоимость, если кредитор доказывал, что он успел бы воспользоваться благоприятным для него моментом. Вор же за краденную вещь всегда платил наивысшую стоимость.

Прекращение просрочки наступало при согласии кредитора на продление обязательства: договор об отсрочке или совершение новации (превращения одного обязательства в другое). Просрочка «очищалась» предложением должника вполне удовлетворить кредитора, т. е. предоставить ему полный долг со всеми доходами и процентами.

Просрочка кредитора, или промедление кредитора наступала, когда он уклонялся без достаточного основания от принятия исполнения, которое предлагалось должником в надлежащее время. Она возникала при следующих условиях: 1) когда кредитор не принимал предложения об исполнении; 2) когда предложение должника об исполнении совершается в установленное время и в надлежащем месте; 3) когда следовал неосновательный отказ кредитора в приеме исполнения. Если же кредитор не принял исполнение по уважительной причине (он не поспел к месту исполнения по причине разлива реки), он не нес ответственности от своего промедления.

Просрочка кредитора влекла для него следующие последствия: а) должник получал право на возмещение всех издержек и убытков, которые он терпел от промедления; б) с момента просрочки кредитора должник отвечал только за обман и грубую небрежность; в) должник получал право освободиться от предмета обязательства. (В древности он даже мог бросить предмет обязательства на произвол — вылить вино перед домом кредитора). Если же он оставлял у себя предмет договора, то получал право на вознаграждение за его хранение.

Просрочка кредитора заканчивалась предложением с его стороны принять исполнение должника и вознаградить его за понесенные издержки. Она снималась также взаимным соглашением контрагентов относительно дальнейшей судьбы обязательства.